РОЛЬ ЗАПОВЕДНИКА «ОРЕНБУРГСКИЙ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Система заповедников Российской Федерации начала формироваться еще в начале прошлого века. Приоритетными задачами были - охрана природных территорий, организация и проведение научных исследований. Экологическое просвещение не входило в разряд приоритетных задач. Лишь с принятием в 1995 году ФЗ РФ «Об особо охраняемых природных территориях» вопросы развития экологического сознания стали приоритетными в работе заповедников. Более того, в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утверждённой Указом Президента РФ от 01.04.1996 № 440, подчёркивается, что одним из ключевых факторов обеспечения экологической безопасности страны является воспитание населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. Из этого следует, что вопросы развития экологического сознания населения имеют приоритетное значение и на государственном уровне.
Для чего нужна экопросветительская деятельность? На уровне заповедника она нужна: 1) для защиты заповедной территории; 2) для поднятия престижа заповедного дела; 3) для формирования и повышения уровня экоэтического сознания населения.
Работа по экологическому просвещению ведётся заповедником практически с даты его создания. В годы становления она не имела профессиональной направленности: имели место публикации в прессе, беседы, лекции, реже - выступления на радио и телевидении. Лишь с созданием в 1997 году специализированного подразделения (первоначально сектора, затем отдела экологического просвещения) эта работа приобрела профессиональную направленность.
Основными задачами отдела на сегодняшний день являются:
- информационное обеспечение населения;
- экологическое образование и просвещение.
Решая задачу информационного обеспечения населения, несколько лет назад  был  организован визит-центр на базе городского детского эколого-биологического центра, шесть информационных пунктов. Посетители визит-центр получают самую основную информацию о богатстве и разнообразии животного и растительного мира заповедника. Не выезжая на природу, они как бы непосредственно контактируют с ней, чувственно и эмоционально воспринимают её, повышают свой общий уровень знаний о природе, закономерностях развития и необходимости сохранения.
Следующая форма деятельности по экопросвещению – работа со средствами массовой информации. Наблюдается стабильный рост научно-популярных и пропагандистских статей, опубликованных в местной, областной и центральной прессе. Если в 2005 году было опубликовано всего 4 статьи в периодических изданиях, то в 2008 – 34. Имеет место, пусть и незначительный, рост выступлений на радио (4) и телевидении (6).
Главным и перспективным направлением в работе по экопросвещению является работа с подрастающим поколением, поскольку именно сегодня заповедник способен сыграть важную роль в деле формирования экологического мировоззрения подрастающего поколения. Работа со школьниками направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков.
Основными мероприятиями работы со школьниками являются лекции, праздники, фестивали, различные экологические конкурсы, викторины и акции. Количество лекций и число участников за прошедшие годы увеличилось значительно. В 2008 году было прочитано 64 лекции, проведено по 3 семинара и конференции, 27 конкурсов и викторины, 8 праздников, фестивалей марафонов. Благодаря проведенной акции  «Покормите птиц!», учащиеся школ города и области изготовили в 2008 году более 400 кормушек.
За последние годы намного увеличилось количество общеобразовательных учреждений области, с которыми сотрудничает заповедник: действует 21 договор о сотрудничестве в области экологического просвещения. Уделяется повышенное внимание сотрудничеству с учителями биологии, экологии и географии.
Заповедник активно участвует в организации и проведении Всероссийской акции «Марш парков»: готовятся пресс-релизы для местных СМИ, листовки, публикуются статьи в газетах. Проводятся основные массовые мероприятия для детей: выставки, тематические вечера, экспонируются фотовыставки о природе заповедника. Дети принимают самое активное участие в мероприятиях, проводимых в рамках данной акции. Результаты этого участия говорят сами за себя. Например, из 620 девизов, которые были присланы в 2008 году в Центр охраны дикой  природы (г.Москва) победителем «Марш парков – 2009» стал девиз Боковой Дарьи из Тоцкого района Оренбургской области – «Заповедные земли – территории прав природы». Так держать, Даша!
Лекционные работы с посетителями проводятся и на природе, что позволяет увидеть и оценить сложность и хрупкость природных систем, познакомиться с флорой и фауной в естественных условиях. Для этого в заповеднике функционируют четыре экскурсионных маршрута протяженностью 19 км.
Большое внимание уделяется организации тематических фотовыставок, которые ежегодно экспонируется в школах, библиотеках, экологических центрах. Прекрасные фотоснимки ландшафтов, редких представителей флоры и фауны позволяют пополнять фототеку, создавать тематические слайдфильмы. Так в школы города и области передано 6 слайдфильмов: «Заповедник «Оренбургский»; «Участки заповедника «Оренбургский»; «Огонь – властелин степи?»; «Красная книга заповедника «Оренбургский»; «Основная деятельность»; «Родной край».
По причине недостаточного финансирования слабо ведётся рекламная и издательская деятельность. В разные годы подготовлено и издано: буклет «Государственный природный заповедник «Оренбургский» (1999 г., 2004 г.); вымпел заповедника (1999 г.); красочный буклет, посвященный редким и краснокнижным видам Оренбургской области (2002 г.); «Экологические игры, викторины, кроссворды» (2007 г.); плакаты и листовки экологического характера; карманные календари (4 вида – 2008 г.);  наклейки магнитные (2 вида – 2008 г.).
Общеизвестно, что основополагающей тенденцией развития эколого-просветительской деятельности служит интеграция – объединение усилий всех организаций и лиц, заинтересованных в формировании экологической культуры общества и каждого человека. Благодаря такому объединению, плодотворному сотрудничеству с другими организациями – областным и городским детскими эколого-биологическими центрами, Центром детского творчества г.Оренбурга, областной центральной юношеской библиотекой, областной библиотекой имени Крупской, средствами массовой информации и другими учреждениями, заповедник сумел создать единое информационное поле по развитию экологического сознания населения нашей области.

О.Н. Баранникова


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!