КАЗАХСКИЕ РОДОВЫЕ КЛАДБИЩА В БАССЕЙНЕ РЕКИ БЕРДЯНКА (ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ) 

KAZAKH FAMILY CEMETERIES IN THE BASIN OF THE RIVER BERDYANKA (ORENBURG REGION) 

А.М. Тюрин

A.M. Tyurin

ООО «ВолгоУралНИПИгаз» (Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пушкинская, 20) 

ООО «VolgoUralNIPIgaz» (Russia, 460000, Orenburg, Pushkinskaya Str., 20)

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Приведены данные (местоположение, типы погребальных сооружений, родовой состав погребенных) по трем родовым казахским кладбищам в бассейне реки Бердянка (левый приток Урала, Оренбургская область). Принадлежат: ветви жанкылыш (жангалыш) подразделения байкубек рода шекты объединения алимулы Младшего жуза; подразделению дусай (досай) рода ысык объединения байулы Младшего жуза; роду уак Среднего жуза.

It’s given the data (location, types of burial structures, generic composition of the buried) in the three Kazakh tribal cemeteries in the basin of the river Berdyanka (left tributary of the Ural, Orenburg region). The cemeteries belong to: branch Jankylysh (Jangalysh) of tribe Baycubek of generation Shekty of union Alimuly of Younger Zhuz; tribe Dusay (Dosay) of generation Ysyk of union Bayuly of Junior Zhuz; generation Uak of Middle Zhuz. 

В начале XIX в. южнее Оренбургской линии по рекам Донгуз, Хобда и Илек кочевали казахские рода табын (до 6500 семей), кердери (до 3500 семей) и тама (до 2000 семей). Их зимовки были на реке Урал до Красногорской крепости и в верховьях Илека. Некоторые рода пропускались на правобережье Урала [7, с. 16]. В 1811 г. начато обустройство Новоилецкого района Оренбургского казачьего войска. Казахи были вытеснены за реки Илек, Бердянку и Куралу. По Бердянке (левый приток Урала) сложился фронтир – граница двух разных культур. К востоку от реки – кочевнической казахов, к западу – военизированной казаков, а к концу XIX в. и переселенцев земледельцев из разных регионов Российской империи.

К концу XIX в. к востоку от Бердянки (Буртинская 1-я волость Актюбинского уезда Тургайской области) сформировался новый административно-хозяйственный уклад казахов. Основным субъектом хозяйственной деятельности стал полуоседлый аул (в среднем 14 хозяйств, 85 душ). Ему принадлежали зимовка и призимовочная территория (зимние пастбища). Владел аул сенокосами и пашнями, которые чаще всего находились в подворном пользовании. Но сохранялось общинно-родовое право на пользование летними, а частично и весенне-осенними пастбищами. Сезонные перекочевки были на небольшое расстояние. Проживали на территории волости казахи родов тама, табын, кердери, шекты и уак [2, с. 206-210].

На современных казахских погребальных сооружениях в информации о погребенном указывается его род (ру, руы, руэ), иногда и родовое подразделение (тайпасы). Это дает возможность по кладбищам изучать родовой состав казахов, проживающих в близлежащих поселках. Осмотрены все мусульманские кладбища бассейна Бердянки. Ниже приведено описание трех родовых. Их координаты указаны в скобках в формате google.ru/maps.

Одиночные курганы Благославенка 1 и 3, а также курганный могильник Бердянка 5 образуют кластер, центр которого находится в 6 км к юго-востоку от поселка Благославенка. Ему на карте [5] соответствует могильник Карбужа. На карте [4] – Картужа. Археолог, автор публикации [3] называет его Бис-Оба. В этот же кластер входит и казахское кладбище (Оренбургский район, 51.683894, 55.362508). Его границы обозначены валом и канавой. Размеры – 40-80×280 м. Расположено у кромки коренной террасы правого берега Бердянки в 4 км к юго-востоку от Благославенки. Современные погребения занимают южную часть кладбища. На остальной ее площади – погребальные сооружения самого разного дизайна. Земляные курганы с плоской или куполообразной верхней частью, Курганы с ровиком. Один курган в плане имеет форму квадрата. Каменные набросы или выкладки. На части погребальных сооружений имеются западины.

Современных погребений около 40. Часть огорожена металлическими оградами. Ориентированы погребения на запад. Имеется несколько стел из бетона. Всего выписано 14 ру, идентифицировано 12 (Младший жуз). Доминирует ру жанкылыш (жангалыш) (5). Это ветвь подразделения байкубек рода шекты. Имеется ру каракесек (2). Эти два рода входят в объединение алимулы. Кроме них – ру адай (семья, 3) байбакты (1) и тама (1). «С 1848 по 1856 г. тянулось дело о размежевании луговых участков по реке Бердянка между казахами-шектинцами и казаками станицы Оренбургской» [1]. Станица Оренбургская на Бердянке была представлена поселком Благославенка. То есть, казахи рода шекты в середине XIX в. проживали на Бердянке вблизи этого поселка. Рассматриваемое кладбище является их родовым. Погребальные сооружения самого разного дизайна принадлежат роду шекты и, возможно, их соседям. 

Второе родовое казахское кладбище (Оренбургский район, 51.563970, 55.351579) расположено на вершине небольшого поднятия на правом берегу Бердянки в 6 км к юго-юго-востоку от одноименного поселка. Расстояние от реки – 100 м. Склон коренной террасы обрывистый (высота примерно 10 м). Границы кладбища на местности не обозначены. Примерно 30 захоронений с кирпичными и металлическими оградами. Ориентированы на запад. На бетонных стелах имеются надписи арабицей. Сведения по ру приведены на 33 погребальных сооружениях: досай (16), табын (6), ысык (2). Остальные идентифицированные рода представлены по одному погребению. Все, кроме одного, – Младший жуз. К погребениям с оградами с северо-востока примыкают погребения без каких-либо сооружений. На поверхности земли им соответствует неглубокие втянутые западины. К северу от современных захоронений находятся погребения с каменными набросами и каменными выкладками. Имеются и плоские камни, поставленные вертикально. Четко обозначен курган (диаметр 12 м, высота 0,3 м). Другие курганы выражены не контрастно. Юго-восточная часть кладбища распахана. Захоронения фиксируются на космофотоснимках светлыми пятнами округлой формы. Длина кладбища 700 м.

Досай (дусай) – это подразделение рода ысык. Кладбище является родовым. Небольшая группа досаев переселилась в период коллективизации из-под Уральска на территорию Конезавода. Ими было основано его отделение. Построены дома из самана. Но в период обустройства промысловой структуры Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения поселение ликвидировано. Досаи расселились по соседним поселкам. Часть живет в Оренбурге. Каждый год 9 мая они собираются у остатков своего поселка. Молятся на родовом кладбище, потом садятся за праздничный дастархан. Я попал на это мероприятие случайно (рис. 1). Досаи определенно сообщили, что все погребения на кладбище принадлежат их родственникам, а также представителям рода табын, которые жили где-то рядом. Ограды на погребениях они начали ставить недавно. То есть, курганы, каменные набросы и каменные выкладки сооружались с 30-х годов XX в. Но не ясен хронологический интервал погребений, которые отмечаются сегодня только западинами. Имеется одна интересная особенность. «Монументальные ограды («торткулак») имели широкое распространение в XIX – начале XX в.» в Западном Казахстане [6, с. 107]. А кирпичные ограды на кладбище досаев стилизованы под торткулак. На каждом их углу возвышается сужающаяся кверху «башенка». 

Рисунок 1. Собрание казахов досаев вблизи родового кладбища (09.05.2018 г., фото А.М. Тюрина) 

Еще одно родовое кладбище находится на кургане (Акбулакский район, 51.369497, 55.489958), расположенном на невысоком поднятии между рекой Карагачка (правый приток Бердянки) и ее левым безымянным притоком. Было огорожено деревянным штакетником. Сегодня от него осталось несколько столбов. Погребальные сооружения трех типов.

  1. Металлические и кирпичные ограды. Часть последних стилизована под торткулак. Погребения (всего их около 40) ориентированы на запад.
  2. Каменные оградки. На западном склоне кургана расположена система каменных оградок. Камни крупные. Высота кладки до 0,5 м. Ширина наиболее выраженной оградки 5,5 м, длина 11,5 м. С севера и юга к ней пристроены оградки меньших размеров. Другая система оградок из более крупных камней – на северном склоне кургана. Ориентировка оградок восток-запад.
  3. Грунтовые погребения на юго-восточном склоне кургана. Им соответствуют неглубокие западины, ориентированные по линии СЗ-ЮВ.

На кладбище стоят пять каменных стел (кулпытас) и их фрагментов. Качество обработки камня разное. Одна стела (известняк, высота 1,5 м) отличается высокохудожественной обработкой. Грани ровные, рельефная арабица. Одна стела – плоский камень высотой 1,5 м без какой-либо обработки. Имеются и несколько бетонных стел.

Доминирует род уак (10). Это Средний жуз. Имеются еще один его представитель – туган орта жуз. Остальные шесть ру – разные рода Младшего жуза. На территории Актюбинского уезда в начале XX в. проживали казахи Младшего жуза. Единственными представителями Среднего жуза являлись казахи рода уак. Их общины были разбросаны по всему уезду. Один участок родовых зимних пастбищ уак находился рядом с рассматриваемым кладбищем [2, с. 210] – на расстоянии примерно в 5-10 км. Можно практически однозначно утверждать, что кладбище является родовым. Сегодня род уак расселён в Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Северо-Казахстанской, Костанайской областях Казахстана. Его отдельные группы проживают в Алтайском крае России, Монголии и Китае. Достоверной информации о прошлом рода в справочниках не приводится.

Для сопоставления приведем родовой состав погребенных на кладбище (Соль-Илецкий район, 51.455716, 55.384014) около поселка Семеновка. Находится на правой террасе Бердянки в 120 м от ее русла. Это современное казахское кладбище (явно неказахских захоронений я не видел), являющееся «основным» для поселков Беляевка, Михайловский, Семеновка, Пугачевский и Джеланды. Большинство погребений на нем с однотипными кирпичными оградами. Ориентированы на запад с небольшим «креном» на юго-запад. В северо-западной части кладбища имеются погребения с остатками конструкций из крупных камней. Всего выписано 97 ру. Из них 11 не идентифицировано. По объединениям родов Младшего жуза распределение следующее. Алимулы: кете (15), торткара (1). Байулы: адай (34), алаша (6), ысык (6), таз (5), берш (2). Жетыру: табын (12), тама (2), телеу (1), жагалбайлы (1). Причем, адаи, кете и ысык из разных родовых подразделений. Одно ру – уак. Автохтоны (табын, тама и уак) составляют 17%. Остальные, в основном, мигранты с Западного Казахстана и их потомки.

Родовые казахские кладбища являются культурным наследием степей Оренбуржья. Их рекомендуется изучать по специальной программе. Примерно такая программа реализуется заповедником «Аркаим» с 2013 г. Первые ее результаты опубликованы [6]. При этом, фиксация, а также описание структуры и погребальных сооружений кладбищ должны дополняться целенаправленными этнографическими и историческими исследованиями. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абдиров М.Ж. Завоевание Казахстана царской Россией и борьба казахского народа за независимость: из истории военно-казачьей колонизации края в конце XVI – начале XX веков. Элорада, 2000. 301 с.
  2. Востров В.В., Муканов М.С. Родоплеменной состав и расселение казахов. Алма-Ата, 1968. 254 c.
  3. Граков Б.Н. ΓΥΝΑΙΚΟΚΡΑΤΟΥΜΕΝΟΙ: Пережитки матриархата у сарматов // Вестник древней истории. 1947. № 3. С. 100-121.
  4. Карта Актюбинского уезда Тургайской области. 1910 г. http://www.etomesto.ru/map-kazakhstan_aktyubinsk_aktubinskiy-uezd-1910/
  5. Карта Тургайско-Уральского переселенческого района Актюбинского уезда Тургайской области. 1905 г. http://www.etomesto.ru/map-kazakhstan_aktyubinsk_aktubinskiy-uezd-1905/
  6. Макуров Ю.С. Мусульманские кладбища степной зоны Челябинской области (предварительные итоги полевых исследований 2013-2016гг.) // Археология среднего Притоболья и сопредельных территорий. 2016. С.103-109.
  7. Муканов М.С. Этническая территория казахов в XVIII – начале XX веков. Алма-Ата: Казахстан, 1991. 64 с.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!