ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ, ВЫЗВАННЫЕ ПРОЦЕССАМИ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ ЕАЭС 

INTRIRE REGIONAL PROBLEMS IN THE ORENBURG REGION CAUSED BY THE INTEGRATION PROCESSES WITHIN THE FRAMEWORK OF THE EAEU 

Д.В. Григоревский

D.V. Grigorevsky 

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)

(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11) 

Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)

(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya Str., 11)

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье приведены основные этапы становления международного евразийского сотрудничества. Для Оренбургской области выявлено основное значение евразийской интеграции. Для определения положительных и отрицательных моментов интеграционных процессов приграничных регионов проведен SWOT-анализ на примере Оренбургской области, в результате которого выявлено, что интеграция, благоприятная для межгосударственных отношений, обуславливает ряд проблем приграничных регионов России, среди которых увеличение потока нелегальной иммиграции, насыщение внутреннего рынка дешевыми товарами низкого качества, насыщение внутреннего рынка ранней, идентичной собственной, сельскохозяйственной продукцией с южных стран, внутрирегиональное ассиметричное развитие территории, иррациональное природопользование и повышенное загрязнение окружающей среды.

The article describes the main stages of the international Eurasian cooperation formation. The main significance of Eurasian integration was revealed for the Orenburg region. To determine the positive and negative aspects of the integration processes in the border regions, a SWOT analysis was conducted using the example of the Orenburg region as a result of which it was revealed that integration, favorable for interstate relations, causes a number of problems in the border regions of Russia, including an increase in the flow of illegal immigration, saturation of the domestic market with cheap ones goods of poor quality, saturation of the domestic market of early, identical to its own, agricultural products from southern countries, intra-regional asymmetric development of the territory, irrational nature management and increased pollution of the environment. 

Развитие международных отношений началось с основания Оренбургской крепостной линии, для обороны российских рубежей, границы выполняли в первую очередь барьерную функцию. В начале XX в. Оренбург 4 года находится в статусе столицы Киргизской АССР, и на период существования СССР границы Оренбургской области выполняют преимущественно контактные функции, связывая 2 советские республики РСФСР и КазССР. В рамках СССР отношения между союзными республиками строились на кооперации и совместном производстве, и в результате распада на самостоятельные государства, производительные силы, находящиеся по обеим сторонам новообразованных государственных границ, потеряли связь, что привело к массовому закрытию заводов и комбинатов, работающих на привозном топливе или перерабатывающие привозное сырье. Возобновление международного сотрудничества берет свое начало с учреждения в 2000-2001 гг. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) России, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Киргизии. Углубление интеграционных связей между Россией, Казахстаном и Белоруссией реализуется в связи с подписанием договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза в июле 2010 г. ЕврАзЭС просуществовало до 2014 г., когда был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), место Таджикистана в котором заняла Армения. Таким образом, на современном этапе в состав ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия, статусом наблюдателя обладает Молдавия (с 14.02.17).

Для Оренбургской области, имеющей самую продолжительную среди российских регионов границу с Казахстаном (1880 км), основное значение евразийской интеграции заключается в углублении экономических и социальных связей в рамках Оренбургско-Казахстанского трансграничного мезорегиона [6]. Благоприятно для институционального, промышленного и экономического взаимодействия между районами и предприятиями Оренбургской области с Казахстанскими партнерами ежегодно, с 2010 г. в г. Оренбург проходит Международный форум «Оренбуржье – сердце Евразии», в числе главных тем которого значатся вопросы экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза.

Для определения положительных и отрицательных моментов интеграционных процессов приграничных регионов проведен SWOT-анализ [3] на примере Оренбургской области (табл. 1), в результате выявлено, что интеграция, благоприятная для межгосударственных отношений, обуславливает ряд проблем приграничных регионов России, в том числе и в Оренбургской области.

Таблица 1 SWOT-анализ интеграционных процессов приграничных регионов на примере Оренбургской области

Угроза «недоинтеграции» заключается в функционировании национальных экономик в большей степени самостоятельно, в доминировании в интеграционной повестке локальных решений. В региональном аспекте это может проявляться в мнимой интеграции, осуществляемой, к примеру, в рамках экспорта природных ресурсов на переработку и последующий импорт готовой продукции из соседнего государства. Подобный вариант развития международных отношений обуславливает угрозу иррационального природопользования и как следствие повышенный уровень загрязнения окружающей среды. Это проявляется не только в рамках региона, но и в масштабах России в целом. За страной давно закрепилось амплуа «сырьевой придаток» в контексте международной торговли, выступающей в роли экспортера топливных минеральных ресурсов: 61,4% в объеме экспорта России составляют топливно-энергетические товары, 10% – металлы, в то время как машины, оборудование и транспортные средства в структуре экспорта составляют 4%, в структуре импорта – 45,9%. Диспропорции очевидны (табл. 2). Подобная структура наблюдается и в рамках торговли внутри ЕАЭС, 36% объема торговли РФ приходится на минеральные продукты (табл. 3). 

Таблица 2 Экспорт и импорт товаров Российской Федерации по укрупненным товарным группам в торговле со странами не входящими в ЕАЭС [2]

Сотрудничество в сфере использования природных ресурсов в Оренбургско-Казахстанском трансграничном регионе является консорциум «Карачаганак Петролиум Оперейтинг», в состав которого в настоящее время входят «Эни СпА», «Шелл», корпорация «Шеврон», «ЛУКОЙЛ», «КазМунайГаз» [5]. Углеводороды с Карачаганакского месторождения на Оренбургский газоперерабатывающий завод транспортируются по системе «Карачаганак – Оренбург», состоящей из пяти трубопроводов, протяженностью 140 км. В 2014-2015 гг. от населения населенных пунктов Западно-Казахстанской области Березовка и Бестау поступали жалобы на запах сероводорода и участившиеся случаи обмороков у детей, в связи с чем было принято решение расширить санитарно-защитную зону вокруг Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения и переселить жителей в город Аксай [4].  

Таблица 3 Объемы взаимной торговли государств - членов ЕАЭС по укрупненным товарным группам за 2017 год (млрд. долл. США) [2]

Проблема нелегальной миграции. Экономико-географическое положение области, исторически сложившееся как с одной стороны барьер, выполняющий функции защиты границ империи, с другой – место контакта и сотрудничества, «ворота в Азию», в контексте евразийской интеграции выступает в роли «ворот в Россию из Азии» обусловленной современной «прозрачностью» Российско-Казахстанской границы, отсутствием эффективной системы иммиграционного контроля, слабостью российского законодательства, касающегося въезда, статуса и занятости иностранцев. Интерес у мигрантов к России вызывает разница в экономическом развитии стран, отсутствие визового режима между большинством постсоветстких стран, наличие рабочих мест, не отличающихся высокими требованиями к квалифицированности работника. Со стороны России заинтересованность в нелегальных мигрантах возникает со стороны местных работодателей, потребность которых обусловлена экономией за счет низкой заработной платы, уклонением от уплаты налогов, согласием нелегалов работать тяжелых и вредных работах. 

Насыщение внутреннего рынка дешевыми товарами из Китая. Одним из основных мотивов инициативы Китая создания Экономического пояса Шелкового пути является упрощение доступа товаров на рынки Евразийского и Европейского союзов, заинтересованность Китая в этом вопросе подтверждается оперативностью строительства Международного транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай» (Китайская часть МТК достроена и введена в эксплуатацию в 2016 г., Казахстанская – в 2017 г.). Для регионов России трасса может служить импульсом развития, однако, так как столь дорогой проект (в Башкирии стоимость строительства участка 280 км трассы составит 130 млрд. руб. [1], или около 10% ВРП республики) находится в компетенции региональных властей и без привлечения федеральных средств и инвестиций строительство откладывается.

В Оренбуржье проблема насыщения внутреннего рынка ранней сельскохозяйственной продукцией из Казахстана и Средней Азии выражается, в первую очередь, в крупном потоке ранних бахчевых (дыни и арбузы), в связи с чем местные (из Соль-Илецкого ГО) производители вынуждены в поиске более выгодной цены вывозить свою продукцию за пределы области.

Угроза ассиметричного развития районов области заключается в том, что строительство скоростной магистрали может усугубить территориальную разобщенность восточной и западной частей, с выделением центральной, тяготеющей к дороге части (Тюльганский, Октябрьский, Сакмарский, Саракташский, Оренбургский, Беляевский, Акбулакский районы и Соль-Илецкий городской округ). В этой связи, ассиметричное развитие, в большей степени Оренбургского района и города Оренбург будет обуславливать концентрирование финансовых, трудовых, административных ресурсов в областном центре, в котором и без того наблюдаются существенные диспропорции относительно остальных городов и районов области.

Однако, открывающихся возможностей у области достаточно для того, что бы нивелировать выявленные угрозы, превентивное устранение которых поможет в будущем избежать большего количества проблем. В первую очередь развитие конкурентоспособной диверсифицированной экономики, за счет модернизации производственных сил. 

Статья подготовлена в рамках темы: «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды» (АААА-А17-117012610022-5). 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Газета Комерсантъ [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3428447 (дата обращения: 01.02.2018).
  2. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 01.02.2018).
  3. Мелешкин Д.С. SWOT-анализ природно-хозяйственной системы Среднего Поуралья // Успехи современного естествознания. 2017. № 11. С. 78-82.
  4. Новости Казахстана: последние новости на informburo.kz [Электронный ресурс]. – URL: https://informburo.kz/novosti/v-obmorochnom-sele-bryozovka-vse-eshchyo-zhdut-pereseleniya-1500-chelovek.html (дата обращения: 01.02.2018).
  5. Семёнов Е.А., Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. (мл.) Проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества регионов степной зоны на примере Оренбургской области // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65). С. 159-164.
  6. Чибилёв А.А. (мл.) Эколого-рекреационные аспекты трансграничного взаимодействия регионов бассейна реки Урал // Проблемы региональной экологии. 2011. № 5. С. 72-77.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!