К ВОПРОСУ РЕОРГАНИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 

TO THE QUESTION OF THE ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL DEVICE REORGANIZATION OF THE ORENBURG REGION 

Д.В. Григоревский1, С.В. Богданов2

D.V. Grigorevsky1, S.V. Bogdanov 2 

1.2Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт степи Уральского отделения Российской академии наук (ИС УрО РАН)

(Россия, 460000, г. Оренбург, ул. Пионерская, 11) 

1.2Institute of Steppe of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (IS UB RAS)

(Russia, 460000, Orenburg, Pionerskaya Str., 11)

e-mail: 1Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., 2Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В данной статье предложен вариант реорганизации административно-территориального устройства Оренбургской области, опирающийся на исторический опыт АТД, предусматривает ряд существенных изменений, обусловленных необходимостью адаптации основных структурных подразделений к природно-климатическим условиям отдельных частей региона, имеющемуся природно-экономическому потенциалу, этнокультурным ситуациям, нуждам населения в получении цивилизационного минимума услуг. Основными структурными элементами области после реформы АТД могут стать 4 округа: Оренбургский, Бузулукский, Бугурусланский, Орский.

This article suggests a variant of the reorganization of the administrative and territorial structure of the Orenburg region, based on the historical experience of the ATD, provides for a number of significant changes due to the need to adapt the main structural units to the natural and climatic conditions of certain parts of the region, the available natural and economic potential, ethno-cultural situations, in obtaining a civilizational minimum of services. The main structural elements of the region after the reform of the ATD can be 4 districts: Orenburg, Buzuluk, Buguruslan, Orsk. 

Вопросы совершенствования административно-территориального устройства России в начале XXI века продолжают оставаться актуальными. Существующая паллиативная структура АТД РФ сохраняет антисистемные противоречия СССР, приведшие его к распаду, не отвечает современным вызовам и реалиям постиндустриального общества, консервирует стагнацию социально-экономических процессов в условиях избыточной централизации власти. Современная структура управления территориями консервирует этноконфессиональную разобщенность населения регионов, стимулирует избыточную концентрацию трудовых ресурсов в мегаполисах и депопуляцию, отток населения с территории Дальнего Востока, Сибири, возрождает архаичные раннефеодально-родовые формы самоорганизации «национальных окраин». Новые военно-политические вызовы, высокие темпы развития соседнего Китая, интеграционные процессы в рамках ЕАЭС, инициатива «Нового шелкового пути», требуют реорганизации АТД. Существующая система АТД (субъект (область, край, республика, автономная область, автономный округ) – район/городской округ – сельский совет – сельское поселение), представляя наследие советской организации управления территориями, обуславливает стагнационный вариант развития страны. В условиях советской мобилизационной системы организации общества, союзные и автономные республики СССР объединяла структура КПСС. Если не реорганизовать АТД РФ, то в ближайшие десятилетия Россия может повторить судьбу СССР.

В настоящее время происходит очередной этап реорганизации АТД области в рамках муниципальной реформы в соответствии с Федеральным законом от 03.04.2017 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» [3]. С декабря 2014 года Правительством Оренбургской области предпринимаются настойчивые попытки оптимизации административно-территориального деления области: муниципальные образования Кувандыкского, Соль-Илецкого, Абдулинского, Ясненского, Гайского и Сорочинского районов были объединены в соответственные городские округа. Объединение происходило в условиях острых конфликтов глав административных районов и райцентров. В ходе объединения статус муниципальных образований утратили 82 сельских совета. В состав городских округов вошли сопредельные сельские территории, находящиеся на расстоянии до 50 км от городов. Данные преобразования проводятся не системно, стихийно, оптимизация заключается в простом укрупнении территории городских округов за счет включения в их состав земель сельских населенных пунктов.

Очевидным недостатком современной системы административно-территориального деления области представляется избыточная концентрация населения, промышленного потенциала, инвестиций в нескольких крупных городах, в Оренбурге и Орске проживают 40% населения области, более 60% инвестиционных вложений в 2016 г. приходилось на города Оренбург и Бузулук [2].

Предлагаемый вариант реорганизации административно-территориального устройства Оренбургской области, опирающийся на исторический опыт АТД, предусматривает ряд существенных изменений, обусловленных необходимостью адаптации основных структурных подразделений к природно-климатическим условиям отдельных частей региона, имеющемуся природно-экономическому потенциалу, этнокультурным ситуациям, нуждам населения в получении цивилизационного минимума товарных услуг. Основными структурными элементами области после реформы АТД могут стать округа: Оренбургский, Бузулукский, Бугурусланский, Орский.

Оренбургский округ с центром в г. Оренбург – наибольший по площади округ (48,6 тыс км2; около 40% площади области), объединяющий территории современных Александровского, Шарлыкского, Октябрьского, Тюльганского, Новосергиевского, Переволоцкого, Сакмарского, Оренбургского, Саракташского, Илекского, Акбулакского, Беляевского районов и Соль-Илецкого городского округа, а также территорию левого берега р. Урал Кувандыкского городского округа. Значительность территории округа в пределах Оренбургской области обусловлена единством естественно-географических условий, наличием единой инфраструктуры, транспортной доступностью, к большему числу крупных населенных пунктов (Октябрьское, Сорочинск, Новосергиевка, Переволоцкий, Илек, Соль-Илецк, Акбулак, Беляевка, Саракташ, Сакмара) ведут дороги, радиально исходящие из окружного центра. В физико-географическом плане округ занимает территорию среднего течения р. Урал, крайний восток Общего сырта, Илекского плато, хребта Накас, Слудных гор. В границах округа проживают около 1 млн. человек (992092 чел.).

Второй по площади округ – Орский (36,3 тыс. км2) с центром в г. Орск, включает территорию востока области, с численностью населения 564531 чел. Окружной центр находится в месте слияния Урала и Ори, объединяет крупнейшие промышленные горно-металлургические центры области (Куваднык, Гай, Медногорск, Новотроицк) и слабозаселенные сельскохозяйственные районы на востоке (Светлинский, Домбаровский, Ясненский) с крупными объектами ВПК. Ландшафт округа разнообразен, на западе округа располагаются Присакмарский и Приуральский мелкосопочники (Губерлинские горы). Восточная часть округа охватывает Урало-Тобольское плато, представляющее собой волнистую возвышенную равнину.

Бузулукский округ с центром в г. Бузулук площадю 25,8 тыс. км2 может включать территории 9 западных и юго-западных муниципальных образований области: Бузулукский, Грачевский, Курманаевский, Первомайский, Тоцкий, Ташлинский, Красногвардейский районы, Сорочинский городской округ и городской округ город Бузулук, общая численность населения округа – 284812 чел. Связь между крупными населенными пунктами осуществляется по дорогам регионального значения Р224 «Самара – Оренбург» и Р246 «Бугульма – Теплое – (Уральск)», пересечение которых располагается в окружном центре.

Бугурусланский округ с центром в г. Бугуруслан – наименьший по площади (13,1 км2). Территории округа занимают лесостепной северо-запад области. Округ может объединять земли Северного, Бугурусланского, Асекеевского, Матвеевского, Пономаревского районов и Абдулинского городского округа. Численность населения в пределах округа составляет 150854 чел. Территория обладает выгодным транзитным положением, по землям проходят трассы федерального значения М-5 «Урал», Р239 «Оренбургский тракт», и автодорога регионального значения Р246 «Бугульма – Теплое – (Уральск)» (рис. 1).

Рисунок 1. Предлагаемый вариант АТД Оренбургской области 

Таким образом, выделение округов обусловлено физико-географическими, экономическими, социальными, историко-культурными, этническими и инфраструктурными критериями. Физико-географический критерий заключается в отнесении к округу территорий с относительно-однородными природными и ландшафтными условиями: Бугурусланский округ располагается на Бугульмино-Белебеевской возвышенности в лесостепной природной зоне, Бузулукский округ – Синий и Общий сырт, Оренбургский округ – долина среднего течения реки Урал и Общий сырт, Орский округ – каменистые степи юга Уральской страны и Урало-Тобольской возвышенной равнины. Экономические критерии отражают специфику отраслевой структуры промышленности, основанной на использовании природных ресурсов: нефтедобыча и растениеводство распространены в западных округах (Бузулукском и Бугурусланском); в Орском округе отраслями специализации являются черная и цветная металлургия, горнотехническое производство; очень крупные предприятия газонефтедобычи и сельского хозяйства характерны для Оренбургского округа. Историко-культурный критерий проявляется в относительном соответствии выделяемых округов территориям дореволюционных уездов. Этнический фактор обусловлен особенностями расселения в области этнических общин татар, башкир, казахов, чувашей, мордвы, русских, украинцев, немцев. В Бугурусланском округе помимо русских широко представлены общины татар, башкир, мордвы, в Бузулукском – мордвы, чувашей, немцев, татар, в Оренбургском – украинцев, татар, казахов, в Орском – башкир, казахов. Инфраструктурный критерий учитывает, что центры предлагаемых округов обладают выгодными транспортными положениями, основанными на существующей сети авто- и ж/д дорог. Особое место в центре территории региона занимает Оренбургский округ на пересечении четырех автодорог федерального и регионального значения, на территории города находится ж/д вокзал и международный аэропорт, особое транспортное значение округу предает прохождение по его территории проектируемого МТК «Западная Европа – Западный Китай» [1].

Подобная структура предполагает системное всеобъемлющее развитие природно-экономического потенциала региона с учетом природно-климатической, социально-экономической, культурно-исторической специфики территории области по типу модернизации природно-территориальных комплексов, а не по «матрешечному» советскому принципу «республика в республике». Основная цель предлагаемой реорганизации АТД – модернизация в соответствии с вызовами последних десятилетий: депопуляцией, старением населения, архаизмом системы социального обеспечения населения, дефицитом высокотехнологичных медицинских услуг, невостребованностью имеющихся трудовых ресурсов, иррациональными формами природопользования. 

Статья подготовлена в рамках темы: «Степи России: ландшафтно-экологические основы устойчивого развития, обоснование природоподобных технологий в условиях природных и антропогенных изменений окружающей среды» (АААА-А17-117012610022-5). 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. (мл.) Туристско-рекреационный потенциал Оренбургской области в контексте развития стратегии «Нового Шелкового пути» // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ», 2015. № 3(34). С. 63-66.
  2. Муниципальные образования Оренбургской области. 2017: Г 70 Статистический сборник / Оренбургстат. Оренбург, 2017. 239 с.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» от 03.04.2017 № 62-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_214788/.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!