ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СЕТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

ECOLOGICAL NETWORKS OF THE ROSTOV REGION: CURRENT SITUATION  AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT 

В.А. Миноранский

V.A. Minoranskiy 

Южный федеральный университет (Россия, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105) 

South Federal University (Russia, 344006, Rostov-on-Don, Bolshaya Sadovaya Str., 105)

е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и экологических сетей Ростовской области формировалась с 60-х годов ХХ в., и к 2005 г. ее площади занимали 7,9% от территории области. Уход специалистов из природоохранных структур, несовершенство законодательной базы и другие причины вызвали в XXI в. снижение территории ООПТ до 2,3%. Рассматриваются меры по расширению экологических сетей, увеличению количества ООПТ.

The system of specially protected natural territories and ecological networks of the Rostov region was formed from the 60s of the 20th century. By 2005, they occupied the area occupied 7,9% of the region territory. The withdrawal of experts from environmental structures, the imperfection of the legislative framework and other reasons have caused the reduction of the protected areas territory to 2,3% in the 21st century. The article considers measures to expand ecological networks and increase the number of protected areas. 

Негативное влияние деятельности людей на живую природу приобрело планетарные масштабы и стало во многих странах сдерживающим их развитие фактором. Специалистами показано, что ведущую роль в сохранении природы и связанных с ней условий имеет биоразнообразие, выполняющее средообразующую, продукционную, информационную, духовно-эстетическую и другие функции, стабилизирующее экологические условия для существования природы и населения. Живые организмы исторически формируют оптимальное состояние воздуха, воды и почвы, обеспечивают плодородие почвы, создают биоресурсы и т.д. и т.п. Этим обусловлено принятие на конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. «Конвенции о биологическом разнообразии», направленной на сохранение, восстановление и устойчивое использование биоразнообразия. К важнейшим мероприятиям по его охране относится сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и экологических сетей (ЭС).

В СССР большое внимание экологическим проблемам и охране природы начинали уделять с 60-х годов ХХ в. В 1965-1973 гг. в Ростовской области (РО) создали Ростовское государственное опытное охотничье хозяйство (РГООХ), в 1960-80-х – 24 государственных охотничьих заказников (ГОЗ), в 1972-м – Цимлянский природный заказник, в 1975-м – заказник «Маныч-Гудило». Было организовано 92 памятника природы (ПП) и заповедник «Ростовский» [2]. В ООПТ имелись квалифицированные охотоведы и зоологи, их деятельность обеспечивалась поддержкой ученых вузов и НИИ, здесь выполнялись комплексы охранных и биотехнических мероприятий, проводились реакклиматизация и акклиматизация животных. Площади ООПТ, составляющих основу экосетей, к началу XXI в. занимали 7,9% РО. Были разработаны законодательные основы охраны природы и модели ЭС, определены охраняемые природные территории (ОПТ), экологизация затронула все сферы деятельности. Это позволило сохранить основу биоразнообразия, вернуть многих исчезнувших до ХХ в. животных, акклиматизировать ряд новых видов [3].

Социальная перестройка, экономические кризисы, другие изменения в стране, начавшиеся в 80-90-е годы ХХ в., негативно отразились на ЭС и биоразнообразии. Природоохранные законы обросли многочисленными нормативно-правовыми дополнениями и поправками, имевшие противоречивые, ущербные для охраны природы и создающие условия для вседозволенности и коррупции. Работавшие ранее в области охраны биоразнообразия специалисты ушли по возрасту, материальным и другим причинам. Экологи с биологическим образованием потеряли престижность. Снизилось качество подготовки специалистов и научного сопровождения вопросов сохранения биоразнообразия. В связанных с сохранением биоресурсов структурах места биологов заняли юристы, экономисты и т.д. Эти и иные факторы негативно отразились на биоразнообразии и его функциях, отрицательно повлияли на экологическую ситуацию РО.

Постановлением администрации РО № 301 от 7.11.2005 г. 23 из 27 ГОЗ передали охотпользователям, и они потеряли статус ООПТ. На базе двух организовали природный парк «Донской» (ПрП). Угодья РГООХ лишились статуса ООПТ. Из 92 ПП Постановлением администрации РО № 418 от 19.10.06 г. оставили 69. При реформировании ООПТ и ОПТ происходило уточнение и дополнение законодательства, и по новым документам они оказались юридически не оформленными; когда же документацию оформили, эти территории потеряли часть земли или исчезли. Так, ГОЗ «Ростовский» в 2000 г. имел площадь 2000 га, а в 2015 г., когда вышло новое постановление Правительства РО об организации на его месте природного заказника (ПЗ) «Левобережный», уже 1136 га. Подобные трансформации с системой ООПТ привели к снижению площади ООПТ с 7,9 до 2,2% от территории РО и разрушению формирующейся ЭС.

В 2007 г. была утверждена «Областная целевая программа в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на 2007-2010 годы» (№ 782-ЗС от 08.10.07 г.), по которой площадь ООПТ к 2010 г. должна была увеличиться в 4 раза [6]. Реализация этого пункта Закона полностью провалилась. В Областной целевой программе «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование в РО на 2011-2015 годы» отмечалось: «Сохранение соотношения площади ООПТ на территории РО к общей территории РО на уровне 2,2%», т.е. увеличения площади ООПТ даже не планировалось. Постановлением Правительства РО от 5.02.13 г. № 48 утверждена «Стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов РО на период до 2020 г.». В целях ее реализации принят межведомственный План действий, по которому к 2020 г. планировалась организация ПрП «Среднедонской». В ожидаемых результатах Ростоблкомприроды по этой Стратегии отмечалось создание этого ПрП в 2013-2015 гг. увеличение площади ООПТ до 3,9% и [7]. Эти планы остались на бумаге, и в 2018 г. площади ООПТ составляют 2,3%.

Ухудшение экологической условий во многих регионах России обусловили появление Указов Президента РФ от 1.08.2015 № 392 «О проведении в РФ Года особо охраняемых природных территорий» и от 5.01.2016 № 7 «О проведении в РФ Года экологии», соответствующих Распоряжений Правительства РФ (от 26.12.2015 № 2720-р и от 2.06.2016 № 1082-р). В 2017 г. в стране создали ряд ООПТ (в том числе и Москве), издали новые Красные книги регионов, больше внимание уделили сохранению чистоты воды оз. Байкала и т.д., т.п. Правительством РО приняло Распоряжение № 628 от 8.12.2016 г. «Об организации проведения в РО мероприятий в рамках Года экологии и Года ООПТ в РФ». К сожалению, какие-либо мероприятия по расширению системы ООПТ и развитию ЭС на Дону в нем не предусмотрены.

В целях «оптимизации» управления ООПТ РО было решено ликвидировать статус памятник природ в области, что и закрепило Постановление Правительства РО № 354 от 12.05.17 г. «Об охраняемых ландшафтах и охраняемых природных объектов». Из 70 ПП 61 перевели в категорию ООПТ – охраняемые ландшафты (ОЛ) и охраняемые природные объекты (ОПО), а у 9 – статус ООПТ ликвидировали. ПП являются одной из основных категорий ООПТ и самой многочисленной в стране. Они подробно расписаны в ФЗ об ООПТ. Статус ООПТ потеряли ПП «Дубы-долгожители», «Роща «Дубки» и «Группа деревьев» в г.Таганроге, «Насаждения Ростовского зоопарка», где находятся самые старые в городе дубы, липы и сосны, «Ботанический сад ЮФУ» в г. Ростове н/Д, «Урочище «Церковный рынок» в Семикаракорском р-не, «Дендрологический парк» в г. Волгодонске, «Степь Приазовская» в Мясниковском р-не, «Дендропарк» в Мартыновском р-не.

На общественных слушаниях проекта этого Постановления в Таганроге сотрудники администрации города, атаман городского казачьего общества и жители категорические возразили против снятия статуса ООПТ с «Рощи «Дубки», имеющей важное историческое (связано с именем Петра I), природоохранное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. На вопрос жителя «Существует ли правовая возможность обеспечения «Дирекцией ООПТ областного значения» режима особой охраны на ООПТ «Роща «Дубки» в случае сохранения статуса ООПТ (имеется в виду ПП – В.М.)», представитель заказчика ответил: «Если сохраниться категория ПП для ООПТ «Роща «Дубки», то нет. Только ООПТ некоторых категорий областного значения может находиться в управлении «Дирекции ООПТ областного значения». Был забыт даже ФЗ об ООПТ. Жители отметили, что снятие статуса ООПТ приведет к застройке парковой зоны «Рощи «Дубки» и она исчезнет. ПП «Приазовская степь» является уникальным участком приазовских степей, старейшим на Дону, где с 1940-х годов до 2018 г. тысячи студентов прошли практику по зоологии, ботанике и экологии, на собранном здесь материале сотни – выполнили курсовые и дипломные проекты, десятки – защитили кандидатские и докторские диссертации. На территорию бывшего ПП «Церковный рынок» 16.08.17 г. состоялся выезд экспертов ОНФ с представителями прокуратуры, Минприроды РО, науки и СМИ. Пойменный лес, по-прежнему, сохранял природоохранную, научную, познавательную и просветительскую ценность. Снятие статуса ООПТ уже привело к широкому использованию его населением, появлению мусора, поломанных деревьев, костров и к другим негативным явлениям.

Категории ОЛ и ОПО являются новыми для РО, они не относятся к прописанным в ФЗ об ООПТ, по ним нет методических указаний по созданию и функционированию. Это позволило на уровне региона определить для ОЛ и ОПО отношения в области охраны и использования. Для ПП обязанности по обеспечению режима охраны берут собственники, пользователи и арендаторы территории, для ОЛ и ОПО с них снимаются охранные обязательства и паспорта. Сохранение ОЛ и ОПО возлагается на «Дирекцию ООПТ областного значения». Дирекция и раньше занималась охраной ООПТ, но для ПП основная роль в сохранении лежала на собственнике территории. Даже при таком состоянии охраны ООПТ сотрудниками природоохранной прокуратуры, Минприроды РО и экологами отмечалось значительное количество нарушений их режима. Малочисленный штата Дирекции ООПТ затрудняет борьбу с нарушениями режима охраны новых ООПТ. Его ослабление на ОЛ и ОПО негативно отразится на их состоянии, что уже начало проявляться.

При подготовке Постановления Правительства РО № 354 и после его выхода многие специалисты-экологи предупреждали об его негативных последствиях. Были письма в администрацию РО, публикации в газетах, выступления на ТВ и интернете. После принятия Постановления № 354 областная прокуратура его опротестовала и подала иск в областной суд, который, рассмотрев реформирование системы ООПТ РО, 14.11.2017 г. признал неправомерным выведение из ООПТ 8 ПП и потребовал вернуть им статус ПП. Верховный суд РФ 14.03.2018 г. поддержал это решение.

Прошедший Год экологии и ООПТ заставил власти, все структуры общества, население обратить самое серьезное внимание на окружающую природную среду, оценить ее состояние, выявить кризисные ситуации и важные элементы экологических проблем, наметить пути их решения. Имеющийся положительный опыт свидетельствует о возможности успешно решения многих экологических проблем. Для этого необходимы политическая воля и понимание всеми структурами общества важности сохранения оптимальных для природы и людей условий, квалифицированные специалисты. Невозможно быстро ликвидировать или резко уменьшить накопившиеся за много десятилетий негативные явления, но решать их необходимо.

По рекомендации МСОП площадь ООПТ должна составлять не менее 10% экосистемы [4]. В Сев. Америке они занимает более 17% территории, Южн. и Центр. Америке – 13, Австралии и Океании – 14, Европе – 13, Африке – 8,5 Азии – 7%. В России ООПТ охватывают 11,4% территории суши [5], в РО 2,3%. Возможности для расширения территории под ООПТ и создания ЭС в РО имеются. Опыт создания системы ООПТ и ОПТ, ЭС большой и его надо адаптировать к современным условиям, разрабатывать новые формы сохранения и использования биоразнообразия, направленные на создание оптимальных экологических условий для живой природы и населения. В пересмотре нуждается отмеченное Постановление Правительства РО № 354 и возвращение сети ПП. Целесообразно дополнить природоохранное законодательство и включить в систему ООПТ и ОПТ земли РГООХ, некоторые охотничьи участки. В последние десятилетие появился ряд успешных по охране и восстановлению биоразнообразия структур государственно-частного партнерства. Подобные территории после анализа их деятельности, внесения корректив в нормативно-правовую основу организации новых ООПТ, создания определенных преференций заслуживают включения в ЭС. В прошлом так возникли заповедники Аскания-Нова, Беловежская пуща, Кавказский и ряд других. В США и других странах имеются частные ООПТ. В РО специалистами выявлено значительное количество активно неиспользуемых людьми территорий, сохраняющих богатое природное биоразнообразие степной зоны. Отмеченные и иные формы резерва для увеличения площади ООПТ и развития ЭС на Дону позволяют сформировать рекомендованную специалистами систему ООПТ и создать ЭС. Необходимы политическая воля, квалифицированные специалисты-биологи, совершенствование законодательной основы и окупаемое в дальнейшем рационально используемое дополнительное финансирование. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Демина О.Н. Ростовская область отказалась от памятников природы // Степной бюллетень. Осень 2017. № 50. С. 24-26.
  2. Миноранский В. А., Дёмина О. Н. Особо охраняемые природные территории Ростовской области. Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2002. С. 188-288.
  3. Миноранский В. А., Тихонов А. В. Особо охраняемые природные территории Ростовской области и обоснование создания их системы для сохранения биоразнообразия. Ростов н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2002. С. 159-172.
  4. Павлов Д.С., Стриганова Б.Р., Букварева Е.Н., Дгебуадзе Ю.Ю. Сохранение биологического разнообразия как условие устойчивого развития. М.: Ин-т устойчивого развития / Центр эколог. политики России. 2009. 84 с.
  5. Потапова Н.А., Назырова Р.И., Забелина Н.М., Исаева-Петрова Л.С., Коротков В.Н., Очагов Д.М. Сводный список особо охраняемых природных территорий Российской Федерации (справочник). Ч.1. 2006. М.: ВНИИприроды. 348 с.
  6. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2007 году». Ростов н/Д: Ростоблкомприрода, 2008. 372 с.
  7. Экологический вестник Дона «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2012 году». Ростов н/Д: Ростоблкомприрода, 2013. 376 с.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!