АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТЕПНОЙ ЗОНЫ РФ

ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL CHARACTERISTICS OF  RUSSIAN STEPPE ZONE

 

В статье рассмотрены вопросы геоинформационного анализа административно-территориального деления и социально-экономического развития степных регионов России.

Природно-ресурсный потенциал регионов степной зоны до сих пор испытывает негативное воздействие ускоренного, экологически не выверенного процесса урбанизации и индустриализации территории.

Степные экосистемы в структуре ландшафтов по регионам представлены неоднородно. Поэтому проведение социально-экономического анализа степной зоны целесообразно осуществлять в разрезе более мелких единиц административно-территориального устройства – муниципальных образований (МО).

Issues related to the geoinformation analysis administrative-territorial division and socio-economic development of the steppe regions of Russia.

Natural resource potential of the regions of the steppe zone is still suffering from the negative impact of rapid, environmentally not prepared  urbanization and industrialization of the territory.

Steppe ecosystems in the landscape structure on the regions presented differently. Therefore, a socio-economic analysis of the steppe zone should be implemented in the context of smaller units of administrative-territorial unit - municipalities. 

В середине первой четверти XXI века несмотря на почти исчезнувший тип растительности, степная зона продолжает оставаться важнейшей для хозяйства нашей страны. Сегодня покров степи в значительной степени заменен человеком на сельскохозяйственную растительность агроландшафта, тем не менее вопросы степеведения остаются актуальными для многих регионов степного пространства России и Евразии. Комплекс этих вопросов всегда носил междисциплинарный характер, занимая умы не только географов, биологов, почвоведов, но и экономистов.

Как известно, в 1877 году В.В.Докучаев начинает свое исследование русского чернозема под эгидой Императорского вольного экономического общества. Результатом этих исследований стала организация «Особой экспедиции по испытанию и учёту различных способов и приёмов лесного и водного хозяйства в степях России» и его труд «Наши степи прежде и теперь» (1892). Полвека спустя эти идеи легли в основу «Сталинского плана преобразования природы» (1948) [1]. Этот масштабный проект по изменению ландшафта и микроклимата, как и другой проект – «целинная компания» (1954) изменили облик евразийского степного пространства.

Вопросы определения географических границ «степного пространства» не раз поднимались различными авторами: в работах Е.Ф. Зябловского (1807г.), в районировании  К.И. Арсеньева (1818г.), в выделении степи как особой природной зоны (с подзонами) А.Н. Бекетова (1824г.), в работах А.Ф. Миддендорфа, П.П. Семёнова Тянь-Шанского, Д.Н. Анучина, А.Н. Краснова, Б.А. Келлера и других [2].

Во второй половине прошлого века географические границы  степи не раз уточнялись различными отечественными исследователями в ходе проведения физико-географического районирования: Л.С. Берг (1947г.) [3], А.Г. Исаченко (1965г.) [4], А.Е. Федина (1973г.) [5], Павлова Н.Н. (1979г.) [6].

Ландшафтные провинции степной зоны СССР выделял Ф.Н.  Мильков (1977г.) [7], краткий путеводитель по степям составил А.А. Чибилёв (1990г.) [8], И.Е. Смелянский, анализируя площадь «степных залежей», рассмотрел их на территории 37 субъектов Российской Федерации [9].

Для проведения комплексного анализа степного пространства нами на основе ландшафтной карты И.С.Гудилина [10] были выделены субъекты РФ Европейско-Западно-Сибирского сектора в пределах единого степного массива (рис. 1). 

Рисунок 1. Регионы степной зоны Российской Федерации (составители А.А.Чибилёв, Д.С.Мелешкин) [2], [10]. 

В выделяемых границах территория включает 22 субъекта Российской Федерации в 7 федеральных округах, общей площадью 1,66 млн. км2 [2]. Из 48,2 млн. человек доля сельского населения составляет 34,5%. Всего в 4-х регионах численность сельского населения превышает численность городского: Чеченская Республика (65,2%), Республика Ингушетия (59,6%), Республика Калмыкия (55,1%) и Республика Адыгея (53,0%). Наибольшая доля городского населения отмечается в Челябинской (83,9%) и Самарской (80,3%) областях (рис. 2). 

Рисунок 2. Численность городского и сельского населения; плотность населения регионов степной зоны в 2013 году (составители А.А.Чибилёв, Д.С.Мелешкин).

Одним из интегральных показателей при оценке уровня социально-экономического развития регионов является ВРП. Сумма показателей валового регионального продукта субъектов рассматриваемой территории – свыше 10 741 млрд. руб. (21,5% от ВВП РФ) [11]. Наибольшие показатели ВРП отмечены в Краснодарском крае и Республике Башкортостан – 13,4% и 10,7% соответственно от совокупного валового продукта регионов степной зоны РФ.

Показатель ВРП на душу населения лежит в интервале от 81,4 тыс. руб. в Республике Ингушетия до 353,7 тыс. руб. в Белгородской области. Средний показатель ВРП на душу населения на рассматриваемой территории около 223 тыс. рублей.

Несмотря на схожие природно-климатические и социально-экономические условия между регионами исследуемой территории наблюдаются диспропорции и в уровне жизни населения. Так например, уровень жизни в Оренбургской области ниже, чем в соседних регионах Приволжского ФО. Такое отставание по уровню жизни не является следствием отставания в экономическом развитии, а вызвано слабым развитием сферы услуг и социальной сферы [12].

Анализ показателей и индикаторов  характеризующих современное состояние структуры земельного фонда целесообразно проводить в рамках частных видов природопользования – землепользование, недропользование, водопользование. Учитывая, что природопользование включает в себя различные аспекты (экологические, географические, экономические, юридические, технологические и медико-санитарные) набор таких показателей весьма широк.

Главным стратегическим ресурсом регионов степной зоны является земельные ресурсы. Рассматривая структуру земельного фонда субъектов степной зоны РФ отметим значительные доли земель сельскохозяйственного назначения в Республике Калмыкия, Ставропольском крае, Ростовской и Оренбургской областях. Доля промышленных земель наибольшего показателя достигает в Волгоградской, Челябинской, Самарской и Оренбургской областях (рис. 3).

Рисунок 3. Структура земельного фонда по регионам степной зоны РФ (составители А.А.Чибилёв, Д.С.Мелешкин). 

Из 22 субъектов рассматриваемой территории лишь 3 региона в структуре земельного фонда имеют долю земель сельскохозяйственного назначения менее 1/2 от площади региона:  Республика Адыгея (43,3%), Республика Северная Осетия – Алания (46,4%) и Ингушетия (41,9%).

Очевидно, что степные экосистемы в структуре ландшафтов по регионам представлены неоднородно. Так, например, в Ростовской области степная зона занимает практически всю территорию региона, степными регионами по праву считаются Оренбургская и Саратовская области. Высокая доля степи в ландшафтной структуре отмечается для Ставропольского, Краснодарского и Алтайского краев, Самарской, Волгоградской и Воронежской областей и Республики Крым. Курганская, Омская и Новосибирская области наряду с кавказскими республиками включают незначительные по отношению к общей площади регионов степные территории. Поэтому проведение социально-экономического анализа степной зоны целесообразно осуществлять в разрезе более мелких единиц административно-территориального устройства – муниципальных образований (МО). Исследуемая территория включает 403 муниципальных образования (в том числе 60 городских округов) общей площадью около 860 тыс. км2.           

Центральный округ в степной зоне представлен двумя регионами: Белгородской и Воронежской областью со средней плотностью населения 48,6 чел./км2. Общая площадь их муниципальных образований, территориально расположенных в зоне степей составляет 42,8 тыс. км2. (Белгородская – 33,9%; Воронежская – 64,0%) (табл.).

 

Таблица 1 – Регионы степной зоны Российской Федерации*

Название субъекта

Федеральный

округ РФ

Площадь,

тыс. км2

Численность населения, тыс. чел.

Кол-во муницип. районов*

Кол-во городских округов

Муниципальные образования, территориально включающих степную зону

кол-во

% от площади субъекта РФ

Белгородская область

Центральный

27,1

1 536,1

19

3

6

33,9

Воронежская область

52,5

2 331,5

31

3

20

64,0

Республика Крым

Крымский

26,1

1 965,2

14

11

15

72,0

Республика Адыгея

Южный

7,8

442,4

7

2

8

52,6

Республика Калмыкия

74,7

286,7

13

1

7

29,7

Краснодарский край

75,5

5 284,5

37

7

35

73,9

Волгоградская область

112,9

2 594,8

32

6

30

77,5

Ростовская область

101,0

4 260,6

43

12

54

100,0

Ставропольский край

Северо-Кавказский

66,2

2 787,0

26

8

28

86,6

Кабардино-Балкарская Республика

12,5

859,0

10

3

7

30,4

Республика Северная Осетия - Алания

8,0

709,0

8

1

5

35,0

Республика Ингушетия

3,6

430,5

4

4

5

27,8

Чеченская Республика

15,6

1 302,2

15

2

6

35,9

Республика Башкортостан

Приволжский

149,2

4 064,3

54

9

14

19,4

Оренбургская область

123,7

2 023,7

35

9

42

96,9

Самарская область

53,6

3 214,1

27

10

20

57,1

Саратовская область

101,2

2 508,8

38

4

38

92,1

Курганская область

Уральский

71,5

896,3

24

2

3

14,1

Челябинская область

88,5

3 480,1

27

16

10

38,9

Алтайский край

Сибирский

168,0

2 407,2

59

11

33

48,0

Новосибирская область

177,8

2 686,9

30

5

5

13,9

Омская область

141,1

1 974,8

32

1

12

23,6

Всего:

 

1658,1

48045,7

585

130

403

 

* - на 1.01.2014 г.В Республике Крым 15 из 25 муниципальных образований расположены в исследуемой территории (72% от площади региона). Степные регионы Южного округа занимают территорию общей площадью 371,9 тыс. км2, со средней плотностью населения 34,6 чел./км2. На 5 субъектов Южного округа суммарно приходится 134 (из 160) муниципальных образования, территориально включающих степную зону. В общей структуре ландшафтов  наиболее широко степь представлена в муниципальных образованиях  Ростовской, Волгоградской областях и Краснодарском крае (табл. 1).

Среди субъектов Северо-Кавказского ФО в разрезе муниципальных образований, наибольшее количество территорий расположенных в степной зоне принадлежит Ставропольскому краю – 28 из 34 (почти 87% от площади региона). На 4 кавказские республики приходится всего около 13 тыс. км2 степной зоны.

Географически центральное положение в исследуемой территории занимают регионы Приволжского федерального округа. Больше 90% муниципальных образований Оренбургской и Саратовской областей расположены в степной зоне. В Самарской области 20 из 37 МО расположены в степной зоне, в то время как в Республике Башкортостан лишь 14. В двух субъектах Уральского ФО  13 муниципальных образований общей площадью около 44,5 км2 расположены в степной зоне.

Восточная часть исследуемой территории представлены тремя субъектами Сибирского Федерального округа. Наибольшую долю, в разрезе муниципальных образований, расположенных в степной зоне имеет Алтайский край – 48% от площади региона.

Природно-ресурсный потенциал регионов степной зоны до сих пор испытывает негативное воздействие ускоренного, экологически не выверенного процесса урбанизации и индустриализации территории.

Продолжение исследования пространственного развития регионов степной зоны целесообразно вести в разрезе мелко-мозаичной структуры их муниципальных образований. Такой подход к формированию ключевых интегральных показателей позволит обосновать отраслевые и пространственные приоритеты устойчивого социально-экономического развития регионов степной зоны РФ, на основе изучения динамики структуры земельного фонда, демографических процессов, экологического качества окружающей среды и других факторов разработать предложения по модернизации степного природопользования.

По итогам выполнения всего комплекса предполагаемых исследований, основанных на актуальных и достоверных статистических данных по 403 территориальным единицам должны быть сформулированы принципы нового землеустройства степных регионов, предложена актуальная стратегия степного природопользования и модернизации сельскохозяйственного производства.

Работа выполнена при поддержке гранта РНФ 14-17-00320 «Разработка интегральных показателей, необходимых для оптимизации структуры земельного фонда и модернизации природопользования в степных регионах РФ». 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20.10.1948 № 3960 «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР»
  2. Чибилёв А.А. (мл.). 2014. Интегральная оценка современного состония и изменений природной среды степных регионов России на основе геоинформационного анализа и картографирования. Проблемы региональной экологии. 5: 7-14.
  3. Берг Л.С. 1947. Географические зоны Советского Союза. М.,  «Огиз-Географгиз»: 397 с.
  4. Исаченко А.Г. 1965. Основы ландшафтоведения и физико-географическое районирование. М., «Высшая школа»: 328 с.
  5. Федина А.Е. 1973. Физико-географическое районирование. М., МГУ: 195 с.
  6. Павлова Н.Н. 1979. Физико-географическое районирование СССР: Учебное пособие. Л., Изд-во ЛГУ: 160 с.
  7. Мильков Ф.Н. 1977. Природные зоны СССР: 2-е изд., доп. и перераб. М., «Мысль»: 293 с.
  8. Чибилёв А.А. 1990. Ликстепи. Л., «Гидрометеоиздат»: 192 с.
  9. Смелянский И.Э. 2012. Сколько в степном регионе России залежей? Степной бюллетень: 36. Новосибирск, ООО Печатный центр «Копир»: 4-7.
  10. Ландшафтная карта СССР Масшатб 1:2 500 000. /под ред. Гудилина И.С. М., Министерство геологии СССР, Гидроспецгеология.
  11. Статистический сборник. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014. М., «Росстат»: 900 с.
  12. Чибилёв А.А. (мл.), Семёнов Е.А. 2014. Очерки экономической географии Оренбургского края. Том I. Екатеринбург, ООО «УЦАО»: 182 с.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!