ВЛИЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО РЕГИОНА 

IMPACT OF INTER-ETHNIC INTERACTION ON TRANSBORDER REGION DEVELOPMENT

 

Т.И. Герасименко, Е.А. Семёнов

T.I. Gerasimenko, E.A. Semnov 

Оренбургский государственный университет

(Россия, 460018, г .Оренбург, пр. Победы, 13) 

Orenburg State University

(Russia, 460018, Orenburg, Pobeda av., 13)

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Результатом трансграничного взаимодействия становится формирование трансграничных регионов (ТГР) как многослойной системы, важнейшей подсистемой которой является этнокультурное пространство. Многие российские ТГР стали таковыми в результате делимитации единого постсоветского пространства после распада СССР в 1990-е годы, как в случае Оренбургско-Казахстанского ТГР. Подобные процессы характерны для некоторых азиатских и африканских ТГР. Граница оказала существенное влияние на развитие экономического, социального, экологического, этнокультурного пространства. Межэтническое взаимодействие – важнейшая предпосылка интеграционных связей трансграничных регионов. В статье рассмотрена специфика Оренбургско-Казахстанского порубежья и оценены факторы, влияющие на процессы межэтнического взаимодействия.

Trans-border interaction results in the formation of trans-border regions as parts of multilayer system. Ethno-cultural space is one of the most important subsystems of this system. A number of regions, as well as the Orenburg-Kazakhstan region, became transboundary ones artificially in the 1990-ies as a result of an uniform geographical space delimitation after the collapse of the USSR. This trans-border region is a result of a divergence process resembling some Asian and African trans-border regions. The border exerts a huge impact on the development of economic, social, environmental, ethnic and cultural space. Inter-Ethnic interaction is very important and controversial in the cross-border ethno-cultural development. The development is affected by natural, historical, geographical, socio-political, economic, and demographic factors. Specificity of the Orenburg region development is stipulated by a number of factors.

 

Под трансграничными регионами (ТГР) мы понимаем участки геопространства по обе стороны государственной границы, обладающие некоторой общностью или даже целостностью по каким-либо параметрам (экономическое, ландшафтное, экологическое, геополитическое, культурное единство) Соответственно выделяются экономические, экологические и др. ТГР [1]. Оговоримся, что в данной статье речь идет о регионах мезоуровня, хотя подобными свойствами обладают и территориальные ареалы других размеров. ТГР следует различать с приграничными, которые также прилегают к границе, но не обладают системообразующей общностью. В силу разных причин, прежде всего, доминанты барьерной функции границы, приграничные регионы слабо связаны со своими зарубежными соседями. Однако в современном мире даже такие изолированные регионы становятся все более проницаемыми для диффузии культурных и экономических нововведений со стороны соседних государств, не последнюю роль в этом процессе играют миграции. Со временем приграничные регионы, могут трансформироваться в трансграничный, однако это весьма длительный процесс. Единого этнокультурного пространства может и не возникнуть вообще – в случае соседства некомплиментарных этнических групп. В результате интеграционных трансграничных процессов и формируются ТГР (как большинство европейских и североамериканские ТГР). Возникают ТГР и в результате делимитации единого пространства (постсоветские, некоторые азиатские и африканские ТГР). Актуальность изучения ТГР невозможно переоценить как с точки зрения поиска подходов к решению проблем и споров, так и с позиций выбора геополитических и геоэкономических векторов развития соседних государств.

Важнейший фактор развития трансграничных регионов ‑ межэтническое взаимодействие. Оно определяет взаимодействие этнокультурных групп в разных сферах – политике, экономике культуре и др.

 Феномен трансграничности характерен для всех регионов мира. Для России, особенно после распада СССР и превращения административных, в ряде случаев условных границ в государственные, он играет особую роль. Сократилось не только пространство России, но и ее геополитическое влияние в мире. Российская Федерация уступает свои позиции западным державам и в бывших союзных республиках, даже тех, с которыми традиционно имели тесные связи. Вместе с тем, в ряде республик Россия может и должна не только сохранить, но и усилить свое влияние, и это совпадает с ее национальными интересами. Для этого есть все предпосылки – экономические, социальные и – что наиболее важно – этнокультурные. 

Действительно, новые государственные границы не отражают реальной дифференциации пространства, они нередко рассекают единые этнокультурные регионы, а сопредельные с Россией территории интегрированы с ее пространством. Россия имеет самую протяжённую сухопутную государственную границу, к которой имеют выход 39 субъектов РФ. На приграничных территориях уровня местного самоуправления (338 районов и городов) проживает примерно 8% населения (12 миллионов человек), в то же время на приграничные территории приходится четверть площади России (около 4,4 млн квадратных километров). Одиннадцать субъектов РФ граничат с Республикой Казахстан.

Трансграничное сотрудничество динамично развивается во всем мире. Можно привести десятки примеров трансграничных (этнокультурных и экономических) регионов в Западной Европе. Трансграничная форма лежит в основе западноевропейской экономической интеграции и формирования Еврорегионов, призванных выступать в качестве самостоятельных сегментов в территориальной структуре ЕС и выполнять функцию интеграторов экономических процессов.

Трансграничные связи в ТГР нередко сильнее, чем связи приграничных территорий с внутренними регионами своих государств. Такими примерами могут служить связи Астраханской и Оренбургской областей с трансграничными регионами Казахстана. В настоящее время создаются совместные проекты развития территорий по обе стороны границы. Чаще всего это экономические проекты, ускоряющие и углубляющие интеграцию, способствующие сближению соседних стран. Геополитические интересы РФ, несомненно, совпадают с необходимостью эти контакты развивать и поддерживать.

В России трансграничное сотрудничество имеет свою специфику и проблемы и различается на разных участках границы. Сложившиеся экономические и культурные связи зачастую обусловлены этнокультурным трансграничным единством. Этнокультурные трансграничные процессы в значительной степени определяют ход всего трансграничного взаимодействия. Их изучение имеет не только научное, но и практическое значение для регулирования межэтнических отношений, миграционной политики, районирования территории и прогнозирования дальнейшего хода этнокультурогенеза. Этнокультурное сообщество выступает важнейшим экономическим субъектом по обе стороны границы с преобладающей контактной функцией. Сохранение единства этнокультурного пространства на уровне межэтнического взаимодействия – решающий фактор устойчивого развития ТГР.

Под этнокультурным трансграничным регионом (ЭКТГР) мы понимаем рассеченное государственной границей единое этнокультурное пространство. Этнокультурные ТГР формируются в определенном вмещающем ландшафте и обладают региональной целостностью, наличием общих культурных черт, сложившихся в результате длительного периода взаимодействия культур, а также местными формами проявления национальной культурной традиции.

Оренбургско-Казахстанское порубежье ‑ это контактный регион (кайм по терминологии А.Пенка [2]), первоначально формировался как окраинный (приграничный), долгое время развивался как внутренний (глубинный), а с распадом СССР трансформировался в трансграничный. Во все историко-географические периоды для него были характерны процессы диффузии и заимствований. Конвергенция и нивелирование элементов этнической культуры разных этнокультурных общностей привела к формированию общих культурных черт и регионального самосознания населения и в конечном итоге единого, но мультикультурного региона, а также к формированию региональной идентичности населения.

Факторами, повышающими эффективность межэтнического взаимодействия Оренбургско-Казахстанского ТГР, следует считать:

А) Отсутствие в пограничной зоне естественных природных рубежей, кроме совсем незначительного по протяженности водного пространства реки Урал и его притока реки Илек, что способствует увеличению трансграничных контактов и развития экономических и социально-культурных связей;

Б) Сходство природных условий. В результате смешения и особых форм сосуществования и взаимодействия разноязычных народов в степном и лесостепном вмещающем ландшафте образовалась региональная динамическая этноландшафтная целостность;

В) Наличие этноландшафтных ниш. На протяжении длительного времени рассматриваемый регион формировался и развивался на стыке ландшафтов (лесостепных, степных и полупустынных; придолинных, водораздельных, равнинных и низкогорных). Разнообразие интразональных ландшафтов не продуцировало возникновение межэтнических конфликтогенных факторов природного генезиса. Каждый этнос занимал свою ландшафтно-географическую нишу, исходя из оптимального адаптационного формата;

Г) Комплиментарная (по Л.Н. Гумилеву) межэтническая среда. Столетия совместного сосуществования в рамках общей цивилизации и единого государства, что предопределило сходство ценностных установок. Цивилизационное родство, комплиментарность народов - стержневой элемент содержательных точек пересечения;

Д) Нарастание экономической глобализации, геополитические и интеграционные приоритеты России. В условиях глобализации пространственная структура мировой экономики всё в большей степени приобретает ареальный характер. В пределах государств в активное экономическое взаимодействие вовлекаются регионы, обладающие и использующие преимущества своего трансграничного положения, которые являются «окнами в «иные» миры» [1];

Е) Федерализация и децентрализация. Перенос тяжести рычагов управления на региональный уровень, где должны быть сосредоточены реальные финансовые и управленческие ресурсы еще в большей степени актуализирует использование реалий приграничного положения региона;

Ж) Образование ЕАЭС, результатом чего стала функциональная трансформация матрицы трансграничного положения. Рост контактности границы существенно повысило значение приграничного положения Оренбургского региона. Это делает неизбежным более тесное взаимодействие с регионами Казахстана, создание совместных информационных, транспортно-логистических, энергетических структур, серии инновационных программ, а в перспективе кластеров в сфере коммуникаций, энергетики, агропромышленного комплекса, образования, туризма. Регион превращается в базовый административно-территориальный сегмент и интеграционный портал, обеспечивающий тесное экономическое сотрудничество, социально-культурное и геополитическое сближение России с Казахстаном и странами Центральной Азии. В такой конфигурации континентальной интеграции Оренбуржье может и должно стать провайдером российского евразийского конструктивного геополитического импульса, операционным центром новой интеграционной модели постсоветского пространства, идеальным выразителем и ретранслятором новой интеграционной концепции в ритме евразийской политики. В открывающейся геоэкономической перспективе, используя эффекты трансграничного положения, Оренбургская область из периферийной территории РФ может превратиться в динамичную зону социально-экономического и этнокультурного взаимодействия с Казахстаном;

З) Сходная социально-экономическая структура, примерно одинаковый уровень модернизации, симметричность параметров экономического развития трансграничных регионов Оренбургской области и Казахстана. При сопоставлении показателей социально-экономического развития Оренбургская область и приграничные регионы соседней республики находятся в относительно близкой весовой категории  по таким стандартным показателям как стоимость валового регионального продукта на 1-го занятого в экономике (производительность труда) и уровень доходов населения;

И) Наличие самой протяженной среди субъектов РФ государственной границы (почти 1900 км), соответственно с самой обширной контактной зоной сопредельного государства. Оренбургская область идеально встроена в каркас российско-казахстанского трансграничного пространства. Выбор мультиполярности как вектора мирового развития ведет к необходимости экономической конвергенции и международной интеграции, прежде всего с прилегающими к России государствами. Оренбургская область становится одной из главных несущих интеграционных конструкций на постсоветском пространстве, своеобразным гравитационным полем, притягивающим пространства Центральной Азии. Масштабное развитие, проникающее многосекторное расширение, углубление многоплановых экономических, инфраструктурных, социально-культурных и гуманитарных связей с Республикой Казахстан находится в контексте геополитики Российской Федерации. В этой связи Оренбургская область становится важным контактным ареалом интеграционного процесса, геополитическим, геоэкономическим и этнокультурным мостом между Россией и Казахстаном;

К) Расположение на линиях экономического взаимодействия и транспортных коридоров, имеющих международное значение. Качественно новый импульс развития области может быть связан с созданием трансконтинентального евразийского транспортного коридора между Зарубежной Европой и Восточной Азией. Положение Оренбуржья как важнейшего коммуникационного узла можно считать оптимальным. Этот маршрут приведет к максимальному «сжатию» евразийского пространства, повысит инфраструктурный и экономический потенциал региона. При этом область может стать не только территорией обслуживания евразийского товарного потока, но и важнейшим каналом информационного и этнокультурного взаимодействия;

Л) Отсутствие этнотерриториальных проблем, полуофициальных и неофициальных территориальных претензий.

Факторами, снижающими эффективность социально-экономического и межэтнического взаимодействия трансграничных регионов, мы считаем следующие:

А) Делимитация единого этнокультурного пространства после распада СССР. На месте межреспубликанских условных границ советского времени появились реальные государственные границы. Разделёнными оказались этносы, границы прошли между населёнными пунктами, имевшими сложившиеся традиционные связи. Новое порубежье пока ещё сохраняет некоторое единство этнокультурного пространства и его территориальной организации, однако после делимитации наблюдается усиление процессов дивергенции этнокультурных систем по разные стороны границы. Происходит их заметная качественная трансформация, нарастают существенные различия. Например, увеличивается численность российских казахов, не владеющих казахским языком, в то время как с казахстанской стороны подрастает поколение, плохо владеющее и не владеющее русским языком. Важным обстоятельством стало изменение этнического состава населения. В Казахстане уменьшилась доля русскоязычного населения: русских, украинцев, белорусов, немцев. А в Оренбуржье, усилились новые этнокультурные группы (армяне, азербайджанцы, узбеки, таджики и др.), привнёсшие в регион новые этнокультурные характеристики;

Б) Разрыв экономического и социального пространства, низкая плотность населения и высокая дисперсность расселения. Рост барьерности границы после распада СССР привел к возникновению и расширению пробелов в российско-казахстанском пространственном континууме и образованию трансграничной «бреши» в плотности населения (рис. 1), что ослабляет межпоселенные связи;

В) Низкая плотность транспортной сети и высокая её изношенность, слабость инфраструктуры коммуникационных путей;

Г) Институциональные факторы на федеральном и на региональном уровне в определенной степени сдерживает межэтническое трансграничное взаимодействие и развитие внешнеэкономических связей;

Д) Чрезмерная «прозрачность» границы способствует транзиту нелегальных товаров, нелегальных мигрантов, стимулирует рост теневой экономики, создает условия для нарастания трансграничной преступности;

Е) Недостаточный уровень информационного обеспечения трансграничного пространства, культурного и научно-образовательного взаимодействия.

Рисунок 1. Плотность населения трансграничных регионов [3]

Этнокультурное единство стало естественной основой для трансграничной экономической интеграции. Это важный фактор для дальнейшего совместного развития. Регион сложился как единый, он является частью Оренбургского края, представляющего собой историко-культурную область в районе длительного контакта разных миров.

Россия издавна развивалась как полиэтническое сообщество, что особенно важно учитывать при проведении региональной социальной, этнокультурной и социально-экономической политики. Органам власти разных уровней необходимо учитывать этнокультурную специфику трансграничных территорий и проводить политику, направленную на межэтническое взаимодействие, социально-экономическую и этнокультурную интеграцию, что будет способствовать сохранению стабильности трансграничных регионов. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Герасименко Т.И. Проблемы этнокультурного развития трансграничных регионов: монография. СПб., 2005. 235 с.
  2. Penk A. Die naturlichen Grenzen Ruβlands. Ein Beitrag zur politischen Geographie des europaischen Ostens // Meereskunde. 1918. Heft 1. Berlin. S. 1-39.
  3. Чибилёв А.А. (мл.) Интегральная оценка современного состония и изменений природной среды степных регионов России на основе геоинформационного анализа и картографирования // Проблемы региональной экологии. М.: ИД «Камертон», 2014. № 5. С 7-14.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!