ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

INFORMATION AND ANALYTICAL COMPLEX «ECOLOGICAL PASSPORT IN THE ORENBURG REGION»

 

А.С.Степанов1, И.В.Грошев2, И.А.Степанова1, В.П.Петрищев3

A.S.Stepanov, I.V.Groshev, I.A.Stepanova, V.P.Petrishchev

1Оренбургский государственный университет (460018, Оренбург, проспект Победы, 13)

1Orenburg state university (460018, Orenburg, Victory Avenue, 13, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

2Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области (460015, Оренбург, Дом Советов, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

2Ministry of natural resources, environment and property relations of Orenburg region (460015, Orenburg, House of Soviets, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

3Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт степи Уральского отделения Российской академии наук

 (460000, г.Оренбург, ул.Пионерская, 11)

3 Federal official body of science Institute of Steppe, Ural Branch of Russian Academy of Sciences (460000, Orenburg, Pionerskaya st, 11, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

 

В статье представлена характеристика нормативно-правовой документации регламентирующей проведение экологической паспортизации территорий субъектов Российской Федерации. Приведены основные результаты разработки методической основы экологической паспортизации территории Оренбургской области.

The article presents a description of the legal documents regulating the conduct of the environmental certification of the territories of the Russian Federation. The main results of the development of methodological foundations of the environmental certification of the Orenburg region. 

Анализ документов, регламентирующих экологическую паспортизацию территорий, показал, что в Российской Федерации на настоящий момент нет единого нормативного документа, определяющего ее порядок. Впервые термин «экологическая паспортизация» был введен законом «Об Охране окружающей среды» в 2002 г. Попытки законодательного регулирования природопользования на основе экологической паспортизации территорий неоднократно предпринимались в субъектах Российской Федерации в 1995-2000 гг. Их анализ показывает широкий спектр подходов к определению экологического паспорта территории. В нормативно-правовых актах субъектов РФ предлагались такие определения экологического паспорта территории как унифицированный сборник существующей статистической отчетности в области охраны среды, или модель, учитывающая максимально возможное число внутрисистемных связей и режимов функционирования природных комплексов или городской среды.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 г. делегировал субъектам Российской Федерации такие функции как: осуществление экологической паспортизации; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды. Несмотря на целый ряд существенных изменений, внесенных в законодательство в области охраны окружающей среды законами 122-ФЗ (от 22 августа 2004) и 199-ФЗ (от 31 декабря 2006), а также другими нормативными актами РФ, эти функции не претерпели существенного изменения. Лишь формулировка «осуществление экологической паспортизации» была уточнена и в последней редакции звучит как «осуществление экологической паспортизации территории».

Изначально экологическая паспортизация предполагала два обособленных, но в то же время связанных направления. Одно из них – создание экологических паспортов природопользователей, а другое – экологическая паспортизация территории.

Разработка экологических паспортов природопользователей началась в России с 1991 г., после принятия ГОСТ 17.0.0.04-90 «Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». В 1995г. был разработан в качестве рекомендательного документа экологический паспорт сельскохозяйственного предприятия. В 2000 г. взамен него был принят ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения».

В настоящее время в Российской Федерации ведется разработка экологических паспортов территорий муниципальных образований Белгородской, Волгоградской, Кировской, Курской, Омской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Томской, Ульяновской областей, Ханты-Мансийского автономного округа, Москвы, Санкт-Петербурга и рядя других.  Для территории районных муниципальных образований используется несколько видов экологических паспортов, соответствующих функциональному назначению территорий: селитебной и промышленной зоны, рекреационным зонам, транспортным коммуникациям, водным магистралям и акваториям, пригородным зонам.

В основу решения задач управления территориальными образованиями было положено единое системное описание определяющих характеристик территорий и находящихся на них объектов. В рамках данного подхода экологические паспорта должны содержать характеристику трех уровней детализации: область, район, муниципальное образование. Паспорт области: отображает информацию, относящуюся к объектам и процессам, покрывающих территорию области. Паспорт района: отображает информацию, относящуюся к объектам н процессам, покрывающих территорию площадью одного района. Паспорт муниципального образования: отображает информацию, относящуюся к объектам, процессам и явлениям покрывающих территорию одного муниципального образования.

Современные геоинформационные технологии позволяют существенно расширить перечень характеристик и вида представления информации о состоянии исследуемой территории. Позиционируя место экологических паспортов в системе геоинформационного обеспечения экологического мониторинга, следует учитывать, что существующие методы проведения экологического мониторинга отличаются по охвату территории и точности определения. Основу экологических паспортов составляют разделы, отображающие графические параметры территориальных объектов. С этой целью, в состав экологических паспортов территориальных образований необходимо включить следующие разделы: административный; топографический; функциональный; геоэкологический.

В состав административного раздела должны входить: карта административного территориального образования; карта плотности населения; атрибутивные данные, содержащие данные о дате создания; площади покрытия; органах управления, численности населения. Карты территориальных образований включают границы административных поселений и административные границы районов. Границы административных поселений устанавливаются на основе проектно-планировочной документации и фиксируются с помощью текстового описания и каталога координат. В качестве статистических атрибутивных характеристик должны использоваться данные, характеризующие: перечень административных единиц территориальных образований; площади покрытия функциональных зон; динамику изменения площадей функциональных зон; динамику изменения отдельных территориальных зон; демографические показатели территорий.

В состав топографического раздела должны включаться топографические карты масштабов: 1:500000, 1:200000, 1:100000, 1:50000; 1: 25000, топографические планы масштабов 1:10000, 1:5000, 1:2000, а также аэрокосмические цифровые материалы (ортофотокарты и ортофотопланы) соответствующего масштабного ряда.

В состав функционального раздела входят жилые, промышленные, транспортные и лесопарковые зоны. Для их фиксации используются топографические планы и карты масштабов 1:2000 и 1:10000. Работы, связанные с обследованием и изучением природных и экономических условий территорий проводятся на картах масштабов 1:50000 - 1:200000.

Геоэкологический раздел должен содержать карты, характеризующие состояние атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, геологической среды и почвенного покрова. Кроме того в состав геоэкологического раздела должны входить карты состояния растительного покрова и животного мира. Отдельный блок должны составлять карты химического и физического видов загрязнений атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод, а также почвенного состава. Основными источниками информацию при создании геоэкологического раздела являются материалы инженерных изысканий, карты экологических атласов, а также данные материалов аэрокосмического дистанционного зондирования.

Экологическая паспортизация административных районов является одним из мероприятий, предшествующих отработке схем территориального планирования, как основополагающего документа устойчивого развития муниципальных образований. В связи с этим необходима разработка нормативных технических документов, определяющих процедуру экологической паспортизации административных районов. На основе работы по экологической паспортизации Беляевского района Оренбургской области были разработаны методические рекомендации по заполнению и ведению экологического паспорта территории муниципального образования.

Следует отметить, что при внедрении экологической паспортизации на территории муниципальных образований не были разработаны методики, определяющие порядок разработки и согласования экологического паспорта, а также не определен статус экологического паспорта. Дальнейшее совершенствование содержания экологических паспортов территорий, связано с комплексным получением информации и унификацией форм ее представления.

Экологические классификация и районирование проведены на основе физико-географического районирования Оренбургской области, разработанного А.А. Чибилевым [1, 2], с использованием принципов предложенных Ф.Н. Мильковым [3]:

1) принцип общности (неразрывности); 2) принцип генетического единства территории;  3) на основании принципа комплексности принимается во внимание не только территориальное различие каждого природного компонента в отдельности, а территориальное изменение всей экосистемы в целом;  4) как при описаниях экологического состояния, так и при экологическом картировании используется метод наложения тематических карт;  5) метод ведущего фактора используется при предварительном выделении экологических единиц, в формировании которых четко выделяется определенный фактор;  6) метод встречаемости (повторяемости) характерных экосистем применяется для обоснования экологической принадлежности территориально удаленных участков, относящихся к одному типу экосистем;  7) метод количественных характеристик используется при выделении сходных по рельефу и почвенным характеристикам, но различных по составу растительных сообществ экосистем.

Для картирования использовались возможности программного продукта MapInfo (версия 9.5). В целом геоинформационный анализ включает в себя следующие этапы:

- формирование электронных баз данных с разделением переменных (показателей) на группы по отображаемым ландшафтным компонентам, по региональной и структурной принадлежности. При этом используются как простые показатели, взятые из фондовых и архивных материалов, так и сложные (расчетные). Расчетные показатели делятся на: картометрические и статистические. Картометрические показатели включают геоинформацию, получаемую с карты – длины горизонталей, площади элементов ландшафта. Статистические показатели получают в результате либо простого сравнения абсолютных значений со средними (например, площадь территории, характеризуемой как зона экологического риска, к общей площади административного района, или доля источников выбросов к общему количеству промышленных объектов), либо представляют собой обобщенные индексы, отражающие дифференциацию территории на основе нескольких показателей (кластерное районирование). Обработка статистических материалов ведется с помощью пакетов STATISTICA (версия 6.0 или выше) и Microsoft Office Excel (версия 2003 или выше).

- разработка тематических карт в MapInfo - ведется тремя блоками: 1) сканирование, геокодирование (позиционирование) растровых изображений и их последующая векторизация с получением базовой векторной основы и незаполненными ячейками базы данных; 2) конвертирование баз данных из формата *.xls в формат *.map с использованием промежуточного экспорта в формате *.dbf (IV);  3) формирование тематической карты с помощью способа картограмм с выделением диапазонов вручную (преимущественно 4-6 диапазонов).

- объединение тематических карт по характеризуемым ими временным срезам, показателям (геолого-геоморфологическим, ландшафтным, почвенно-геохимическим), территориальной принадлежности в рабочие группы для последующего анализа.

Электронная база данных по экологическому состоянию административных районов Оренбургской области разрабатывается с помощью ГИС MapInfo и Microsoft Excel. При необходимости формирования общей базы пространственных данных используется программный продукт ArcGis (версия 9.3 или выше).

База данных включает два блока сведений:

- базовую информацию о территории Оренбургской области или векторизованную основу, выполненную с помощью цифрования топографических планшетов М 1:100000.

- информационную базу данных по экологическому состоянию районов Оренбургской области, состоящую из карт геологической и гидрогеологической съемки по топографическим планшетам М 1:200000, почвенного и геоботанического обследования в М 1:100000 и реляционные таблицы, содержащие семантические сведения (объемы выбросов по промышленным предприятиям, параметры природных геохимических аномалий, скорость экзогенных геологических процессов, степень пастбищной дигрессии, оценка степени кризисности территории).

Одним из важнейших результатов создания информационно-аналитического комплекса «Экологический паспорт территории Оренбургской области» является возможность разработки и ведения экологического баланса Оренбургской области. Экологический баланс Оренбургской области – это система показателей, характеризующих изменение соотношения участков площадей с разным уровнем антропогенного воздействия к общей площади территории муниципального образования и баланс использования природных ресурсов на территории муниципального образования. На основе экологического баланса легко выделять приоритеты социально-экономического развития, а также целевые и плановые показатели, необходимые при решении задач социально-экономического планирования и разработки проектов бюджета Оренбургской области. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Мильков Ф.Н. Ландшафтная география и вопросы практики. М.: Мысль, 1966. 256 с.
  2. Чибилёв А.А. «Природа Оренбургской области. Часть I. Физико-географический и историко-географический очерк» Оренбургский филиал Русского географического общества. Оренбург, 1995. 128 с.
  3. Чибилёв А.А. Природное наследие Оренбургской области. Учебное пособие. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 1996. 381 с.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!