ПРОЕКТ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТНОГО ПАРКА-МУЗЕЯ «ЕВРАЗИЙСКИЙ ПЕРЕКРЁСТОК»

THE PROJECT OF ETHNOGRAPHIC LANDSCAPE PARK-MUSEUM "EURASIAN CROSSROADS"


А.В.Голубев

A.V.Golubev

Общественный фонд «Евразийский союз учёных»
(090003, Республика Казахстан, г. Уральск, ул. Щорса, 35, кв. 4)
Public fund "Eurasian union of scientists"
(090003, 35 Shchorsa St., apt. 4, Uralsk, Republic of Kazakhstan)
е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Общественный фонд «Евразийский союз учёных», созданный в мае 2005 г. российскими и казахстанскими учеными, способствует сохранению памятников старины, в частности, церквей Западного Казахстана, находящихся на трассе Уральск - Атырау (бывший г. Гурьев), ныне ставших невостребованными. «Евразийский Союз Учёных» решил сохранить гибнущую церковь Рождества Христова в поселке Коловертное, построенную в 1899 г., для будущих поколений и создать историко-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник «Евразийский перекресток».

«Eurasian Union of Scientists» Public Fund, founded in May 2005 by Russian and Kazakhstan Scientists, assists in preservation of old relics and monuments, particularly, West Kazakhstan churches, situated on Uralsk - Atyrau (former Guryev) highway and not unclaimed at present. «Eurasian Union of Scientists» decided to preserve lost Church Rozhdestva Khristova built in 1899 in Kolovertnoye village for future generations and to create historical ethnographical natural landscape reserve museum “Eurasian crossroads”.


Общественный фонд «Евразийский союз учёных», созданный в 2005 г. российскими и казахстанскими учеными, работает над проектом комплекса мероприятий по сохранению природно-культурного наследия в Западном Казахстане.

Основными целями и задачами проекта являются: пропаганда культурных, исторических и духовных ценностей региона, сохранение культурного наследия края, признание культурного разнообразия и развитие диалога между культурами, пропаганда и популяризация историко-культурных ценностей, развитие духовной сферы, обеспечение сохранности и эффективного использования культурного наследия региона, содействие повышению духовно-образовательного и интеллектуально-культурного уровня нации, воспитанию подрастающего поколения в духе общемировых ценностей, дальнейшей консолидации общества.

Обычно время отбирает из прошлого лучшее, на чем стоят народы и государства. Но к этому отбору равно причастны и разные люди, и непредвиденные обстоятельства. Опыт показывает, сколько шедевров может быть уничтожено невежеством и пренебрежением. И то, и другое порой имело место в прошлом.

Уникальность этнокультурного пространства Приуралья на Евразийском континенте является достоянием России и Казахстана. Взаимопроникновение культур различных народов, их взаимодействие создали неповторимый облик этнографического ландшафта в Оренбуржье и Западном Казахстане.

Общественный фонд «Евразийский союз ученых» подготовил проект создания этнографического ландшафтного музея под открытым небом «Евразийский перекрёсток» в среднем течении реки Урал в поселке Коловертное Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. После того как мы найдем финансирование и получим поддержку от государственных учреждений, мы предполагаем создание музейного комплекса по истории народов, проживавших на территории Приуралья с V-VI вв. н.э. до начала ХХ века. Музейный комплекс будет сочетать экспозиции этнографического, этнологического, историко-культурного, археологического, религиоведческого и социально-антропологического характера.

Хронологически музейные экспозиции будут разделены на пять периодов:

1) древнейшие прототюркские народы с V тыс. до н.э. до V в н.э.;

2) домонгольский период истории тюркских народов V-ХII века;

3) тюркские народы в средневековье ХII-ХIII веков;

4) тюркские народы в составе Российской империи ХVIII-ХIХ веков;

5) тюркские народы Приуралья на рубеже ХIХ и ХХ веков.

Тематически музейный комплекс будет включать в себя девять экспозиционных секторов:

1. Археологические памятники по истории прототюркских народов Приуралья (V тыс. до н.э. - V в. н.э.);

2. Приуралье в эпоху тюркских каганатов (VI-Х вв. н.э.);

3. Кочевническая цивилизация в Приуралье: народы, культуры и обычаи IХ-ХIII вв.;

4. Пути кочевнических миграций и имперских походов в Приуралье V-ХV вв.;

5. Исламизация тюрков Приуралья VIII-ХVIII вв.;

6. Культура, обычаи, традиции, верования тюркских народов Приуралья в ХVIII-ХIХ вв.;

7. Цивилизационные контакты и культурные связи тюркских народов Приуралья с монголами, арабами, персами и славянами в VIII-ХVIII вв.;

8. Памятники письменности тюркских народов Приуралья: от рун до кириллицы (VI-ХIХ вв.);

9. Тюркские народы Приуралья и Российское государство в ХVI - начало ХХ вв.

Каждый из секторов будет отражать наиболее важные, значимые периоды, стороны, явления и события жизни народов Приуралья.

Экспозиция «Тюркский перекресток» включит в себя различные постройки жилищно-бытового, хозяйственного, промыслового, культурно-досугового и культового предназначения. При этом предполагается достоверное восстановление внешнего вида, внутреннего убранства и интерьера этих построек в том облике и такой архитектуры, которая характерна была для нашего края в те времена. Сооружение жилищ, хозяйственных построек, культовых сооружений будет осуществляться как в натуральную величину, так и в виде панорамных экспозиций в уменьшенном масштабе. Предметы быта и обихода, ремесла, костюмы, украшения, предметы религиозного культа должны быть оригиналами или копиями максимально сходными со своими аналогами в прошлом.

Создание подобного музейного комплекса станет первым серьезным опытом научно-этнографического, историко-культурологического музея, тюркологическо-краеведческой направленности. При этом важно, что данный музей будет действовать в приграничном, полиэтничном, поликонфессиональном и мультикультурном регионе Казахстана, находящимся на границе между Европой и Азией.

Чтобы создать целостный образ прошлого необходимо задействовать все органы чувств посетителей музея: зрение, слух, осязание, обоняние. Именно это и будет происходить в «Евразийском перекрестке» в Коловертном.

Сам поселок, появившийся еще в XVI в., своими небольшими домами из самана («воздушного кирпича» - как ранее называли кирпич, сделанный из глины и соломы, в жаркое время года дающий жителям дома прохладу, а в холодное время сохраняющий внутри тепло), с пыльными неровными улочками дает ощущение неторопливой, размеренной жизни деревни.

В доме рыбака, где будет представлена экспозиция рыболовных принадлежностей, можно будет попробовать сделать несколько петель челноком для плетения сетей, во дворе посетитель своими руками просмолит лодку, на берегу, желающие смогут пройтись на бударе против речного течения.

Мы предложим посетителям своими руками подоить корову, сбить масло, испечь в тандыре лепешку,

Время прошедших эпох очень живо можно ощущать, находясь на берегу реки Урал, куда после весеннего половодья выносит река из своих глубин артефакты прошлых веков. Это и черенки глиняных кувшинов, монеты Ногайской орды и российской империи, останки сабель и гильз.

Находясь в Коловертном при восходе солнца или на закате в степной тиши, вы услышите трели птиц, настоящую жизнь степи. Все это вместе даст богатое познание окружающего мира, будет способствовать воспитанию любви к природе и поможет школьникам понять важность сохранения экологии не на словах, а на деле.

Мы считаем, что под воздействием миграционных процессов, при урбанизации культура современного человека начинает меняться, выхолащиваются знания, как ремесел, так и природопользования, которые всегда несли в народном хозяйстве нагрузку образовательного характера по воспитанию уважения к природным ресурсам и к сельскохозяйственному труду.

Именно ландшафтный этнографический музей под открытым небом восполнит пробел в экологическом воспитании молодежи и нравственно-этическом воспитании по сохранению традиций народов Евразии пропагандирующих добролюбие, гостеприимство, толерантность, самодостаточность, уважение к старшим, ценность семьи.

ОФ «Евразийский союз учёных» восстановил разрушающееся здание церкви Рождества Христова в поселке Коловертном, построенное в 1899 г., которое будет являться частью экспозиции музейного комплекса.

Красота храма воздействует на лучшие чувства человека, позволяя отрешиться от суеты ежедневных проблем, и прикоснуться к вечному. На стенах храма сохранились фрагменты росписей впечатляющих своей удивительной красотой. Художник смог передать в сюжетах покой, умиротворение жизни, которые помогают человеку обратить свой взор на красоту окружающего мира, на свои мысли, очищая их от тщеславия, зависти, агрессии.

Многофункциональность музея «Евразийский перекресток» обуславливает воспитательный, педагогический, образовательный и социальный аспекты направлений музейной работы, что позволяет иметь большой спектр инструментария для экскурсионной работы.

По проекту «Евразийский перекрёсток» в 2008 г. было получено экспертное заключение от Российского Научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва

Экспертное заключение на проект «Этнографическая деревня Приуралья», разработанный Общественным фондом «Евразийский союз ученых»

Общественным Фондом «Евразийский Союз Учёных» предложен интересный проект сохранения, и использования историко-культурного наследия старинного села Коловертное Акжаикского района Западно-Казахстанской области Республики Казахстан. Он предполагает создание историко-этнографического музея на базе собственно исторического поселения, находящейся там церкви Рождества Христова, построенной на рубеже XIX и XX веков, а также других старинных построек села, который позволил бы сберечь уцелевшие архитектурные и этнографические памятники, а также использовать их для музейных, культурно-просветительных и туристских целей.

Проектом предусматривается восстановление церковного здания и организация там музейного пространства, восстановления нескольких сельских строений (крестьянского дома, дома священника и др.), демонстрация казахской юрты с её убранством, организация лектория, осуществление экскурсионного обслуживания, тематических посещений, творческих вечеров, работы со школьниками и других форм обслуживания. На территории села предполагается выстроить структуру нескольких музейно-экспозиционных пространств, дополнить их инфраструктурным комплексом обслуживающих учреждений.

Фактически в ходе этого проекта решается задача формирования архитектурно-этнографического комплекса под открытом небом, который позволил бы сберечь историческое наследие и ярко представить его в традиционном природном и историческом ландшафтном окружении. Данный архитектурно-этнографический комплекс позволил бы осуществлять пропаганду знаний по истории и этнографии народов, населяющих Казахстан, осуществлять экологическое воспитание, формировать предпосылки для организации туристического обслуживания.

Данный проект характеризуется следующими важными положительными аспектами.

1. В проекте поднимается задача сохранения исторического наследия, которому уделялось недостаточное внимание в прошедший советский период. В частности, поставлен (и уже начал реализовываться) вопрос сохранения церковного здания периода конца XIX – начала XX века; в прошлое время эти объекты наследия, зачастую, не принимались на охрану как памятники архитектуры и подвергались разрушению. Также поставлен вопрос восстановления зданий сельской гражданской архитектуры этого же периода (которым также в прошлом пренебрегали как объектами наследия). Выдвинутый проект позволит сберечь оставшиеся исторические объекты, пополнит сокровищницу Казахстана интересными и уже достаточно редкими архитектурными памятниками.

2. Заслуживает положительной оценки собственно главный принцип, выдвигаемый проектом – принцип формирования этнографического музея. Представляется очень важным, что исторические здания не просто реставрируются ради показа со стороны, а могут быть насыщены новой жизнью – музейной экспозицией, организацией лектория, другими культурно-просветительными функциями. Этнографическая составляющая подобного музея несомненна. Именно комплексный этнографический подход важен для Республики Казахстан, для своеобразного Евразийского перепутья культурных, этнографических и конфессиональных влияний. Берег реки Урал – границы Европы и Азии – является естественным местом для реализации комплексного проекта этнографического музея.

3. Проект заслуживает также полной поддержки в связи с его перспективной социально-экономической эффективностью. Для села Коловертного, которое уже в течение двух десятилетий не имеет надежных источников экономического развития и находится в депрессивном состоянии (сокращение населения, сокращение количества детей и пр.), создание этнографического музея станет одной из точек формирования рабочих мест, занятости, стимулирования развития инфраструктуры.

В целом данный проект представляется довольно удачным, проработанным с точки зрения содержания и возможностей его развития и заслуживает высокой положительной оценки.

Экспертами, исходя из изучения представленных материалов, подробного знакомства с территорией, встреч со специалистами, рекомендованы также новые точки развития проекта и дополнительные аспекты перспективного развития Коловертного, которые целесообразно учесть в ходе перспективных работ.

1. Фактически для данного проекта речь должна идти не столько о создании нового музея, сколько о создании музея-заповедника.

Современные тенденции музейного развития все больше выдвигают на первый план формирование музеев-заповедников – особого типа учреждения культуры. Музей-заповедник определяется как учреждение культуры, созданное для обеспечения сохранности, восстановления, изучения и публичного представления целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия, материальных и духовных ценностей в их традиционной исторической (культурной и природной) среде.

Отличие музеев-заповедников от других учреждений культуры заключается в том, что в их ведении находятся не только музейные предметы и коллекции, но и недвижимые объекты культурного наследия, а также окружающая их территория. Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, они призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственно историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические поселения, уклад жизни проживающего на исторических территориях населения.

На базе Коловертного может быть создан именно историко-этнографический природно-ландшафтный музей-заповедник, который включит исторические и культурные объекты села, его историческую планировку, природные достопримечательности и береговые ландшафты реки Урал. Создаст целостность пространства, при этом:

- демонстрируется церковь не только как памятник архитектуры или ее интерьеры, но и как доминирующий архитектурный элемент, а также доминанта духовной жизни села;

- формируется своеобразный музей под открытом небом на базе ряда исторических объектов села;

- в состав музея-заповедника вводится очень привлекательная территория на берегу реки Урал (с возможностями организации в дальнейшем экспозиций по рыбной ловле, историческими средствами передвижения по воде, участием туристов в прогулках на лодках, в рыбалке и пр.);

- включенная природная среда позволяет создать природную и экологическую экспозицию;

- на территории возможно формировать инфраструктурные объекты, позволяющие остановить депрессивность посёлка, создать биологическую станцию для исследования степного покрова, наблюдения за флорой и фауной Бударинского лесного массива.

В целом создание музея-заповедника позволит не только активно расширить экспозиционное пространство, но и организовать на его базе научное международное сотрудничество.

Очень важный аспект наследия Западного Казахстана – ценность реки Урал как границы Европы и Азии, как уникального евразийского феномена со слиянием многих исторических и современных элементов культурного наследия и как особого объекта природного наследия.

Несомненно, что в перспективе река Урал с учетом этих факторов сможет стать еще одним объектом списка Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО от Республики Казахстан (сейчас ими являются Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, город Туркестан, 2003 г., а также петроглифы археологического ландшафта Тамгалы, 2004 г.).

В этом смысле рецензируемый проект может рассматриваться как научная и методическая основа для подготовки номинации реки Урал в список ЮНЕСКО, как важнейший организационный шаг в освоении культурного и природного наследия данного региона.


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!