АНТРОПОГЕННОЕ РЕЛЬЕФООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ «СТЕПЬ-ПУСТЫНЯ»: МАСШТАБЫ И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ

 

На протяжении позднего плейстоцена, голоцена и современной эпохи граница между степной и пустынной зонами испытывала неоднократные колебания в связи с изменением климатических условий. Начиная со среднего голоцена на естественный ход природных изменений начинают воздействовать, неуклонно усиливаясь, антропогенные преобразования. Наиболее рано, охватывая все большие территории, последние проявляются в аридных регионах – современных пустынь и неразрывно пространственно, эволюционно и системно связанных с ними степей. В результате система «степь-пустыня» на протяжении пяти, а в отдельных регионах семи-девяти тысяч лет функционировала в природно-антропогенном режиме.
В докладе анализируются вопросы масштабов и эволюции антропогенных преобразований системы по результатам изучения автором засушливых равнин афро-азиатского аридного пояса и высказывается предостережение о возможных природно-антропогенных катастрофических процессах в ближайшем будущем. Изучение антропогенных преобразований аридных регионов началось с исследования последствий дорожной дигрессии и военных разрушений, занимающих особое место в спектре воздействий человека на природную среду [1].
В периодизации разрушительных событий военными действиями намечается ряд этапов: начальный - древнейший; древний – доантичный; греко-римский; византийский; раннего и позднего средневековья; XVII, XVIII, XIX и XX вв. Среди последних коротких, но существенно различающихся этапов, заметно выделяется этап XX века. В начале XXI в. войны в аридных странах стали еще более разрушительными и приобрели экологический характер.
Традиционно равнины пустынь, полупустынь и степей интенсивно используются в сельском хозяйстве. Начало освоения уходит в ранний голоцен. Из семи центров культурных растений, выделенных Н.И. Вавиловым, четыре – Восточноазиатский, Юго-Западноазиатский, Средиземноморский и Абиссинский (Абиссинско-Южноаравийский) расположены в аридных областях. В настоящее время в пределах многих аридных территорий в неоправданно больших количествах расходуются поверхностные и подземные воды. Разрушения природы хозяйственной деятельностью человека многообразны и в целом весьма значительны. Существенный вклад в них вносят разрушения военными действиями, анализ последствий которых составляет цель предлагаемого доклада.
В пределах афро-азиатского аридного пояса природные, прежде всего геологические и геоморфологические последствия проведения войн и военных операций имеют ареальный и линейный характер, сопровождаются вызванными ими дорожными разрушениями и сопутствующей пастбищной дигрессией.
В науках о Земле и их разделах, изучающих историю формирования аридных территорий – колыбели человечества недооценивалась как роль всего комплекса разрушительных антропогенных процессов, так и отдельных, связанных с военными действиями и сопровождаемой дорожной дигрессией.
Ознакомление с основными вехами становления человеческого общества показывает, что в его истории постоянными были войны. На позорном счету человечества на протяжении 5000 лет 14500 войн. Перерывы между войнами имели подчиненное значение и использовались для восстановления экономического потенциала, живой силы и подготовки к следующим походам и завоеваниям.
Наиболее частыми, длительными и сильно разрушавшими природу издавна (и по сей день - Израиль, Палестина, Ирак и Афганистан) были войны на территории аридных областей афро-азиатского пояса в условиях современных пустынь, полупустынь и степей. Войны и военные операции сыграли весьма значительную роль в разрушении природной среды и рельефа аридных областей Афразии на протяжении последних 5 тыс. лет – в позднем голоцене и современную эпоху. Начиная с бронзового века здесь была создана и устойчиво функционировала сложная дорожная инфраструктура, которая испытывала мощные перегрузки и усложнение специализированной системой военных коммуникаций.
Суммарный эффект катастрофического – во время войн и эволюционного разрушения - между войнами аридных равнин привел к созданию современного облика пустынь, полупустынь и сухих степей Северной Африки [2], Синайского полуострова, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, юга Европейской части СССР.
Аридный афро-азиатский пояс имеет сложную природную, широтную и меридиональную дифференциацию. В его пределах на протяжении позднего голоцена и современной эпохи вдоль многочисленных антропогенных линейных нарушений неоднократно активизировлись экзогенные рельефообразующие процессы, в первую очередь эрозия, дефляция и суффозия, значительно изменившие исходный рельеф и природную среду.
Современные пустыни здесь на значительных территориях значительно изменены хозяйственной и военной деятельностью человека, а на отдельных участках имеют антропогенное происхождение. Войны приводили к созданию новых типов рельефа: участков выбитых скотом антропогенных равнин и расчлененного антропогенного рельефа; расчлененных эрозией и дефляцией равнин, участков бедленда, реже мелкосопочника и холмистого рельефа, микрорельефа небхов.
Результаты региональных исследований позволили придти к новым выводам о характере и типах природных последствий войн. Это - формирование новых участков песчаных морей современных пустынь; появление комплексов эоловых аккумулятивных форм, испытывающих поступательно-возвратные сезонные перемещения по поверхности подстилающих их глинистых равнин; образование крупных дефляционных равнин и дефляционных впадин в их пределах; создание наиболее крупных дефляционных впадин, в пределах которых дефляция достигла уровня грунтовых вод; формирование ареалов развития дефляционных останцов и островных гор; разработка каменоломен в пределах островных гор и скальных останцов с частичным их уничтожением; возникновение участков каменистых пустынь – гамад антропогенного генезиса; кардинальная перестройка гидрографической сети аридных областей; усложнение системы сухих долин – вади с эпизодическими мощными паводками; сведение лесных массивов в аридных горах и лесной растительности саванн на аридных равнинах; резкое усиление линейной и площадной эрозии в горах и предгорьях, формирование генерации молодых склоновых отложений, субаэральных и подводных морских дельт, т.е. существенное изменение стиля формирования поверхностных отложений и экзогенного рельефообразования; значительное уменьшение объемов взвешенных и влекомых наносов в крупных и малых реках в результате создания гидротехнических сооружений в их верховьях, например, в русле Нила в связи со строительством плотины Ассуанской ГЭС, вызвавшем резкое нарушение естественного хода вдольберегового потока наносов и размыв песчаных побережий на юго-востоке Средиземного моря; зарождение участков молодых – коротких и крутых наклонных подгорных денудационных равнин типа педиментов, как отклик на предшествовавший эрозионный врез и начало формирования покрывающего их чехла песчано-обломочных отложений; резкое усиление результативности дефляции на обширных площадях будущих песчаных и каменистых пустынь и, возможно, локальное проявление эоловых катастроф, образование глубоких и сверхглубоких – ниже уровня моря – дефляционных котловин, вскрывших горизонты грунтовых вод; образование в районах длительных войн специфического геоморфологического ландшафта небхов – устойчивых, долговременных крупнокучевых эоловых песков; создание антропогенной подземной инфраструктуры, начиная с использования местным населением естественных пещер в качестве убежищ; формирование новых ареалов пещер и пещерных отложений – создание сети антропогенных крутосклонных котловин – кратеров с системой горизонтальных ходов – жилищ с постоянной оптимальной температурой воздуха; формирование комплекса антропогенных поверхностных отложений смешанного генезиса и слоев «оазисных» отложений с возрастом около 2000 лет; усиление поступательного движения эоловых песков Ливийской пустыни в долину и русло самой крупной современной реки Северной Африки – Нила; участие антропогенных отложений в строении осадков прибрежного морского мелководья Средиземного, Черного и Каспийского морей.
Собранные полевые материалы позволили установить, что в периоды войн дорожные сети «работают» в режиме повышенной интенсивности и дорожная дигрессия резко усиливается. Грунтовые дороги аридных равнин прокладывались с учетом крупных неровностей рельефа, но рисунок путей определялся необходимостью связи с древними государствами, городами и населенными пунктами, источниками пресной воды и стратегическими соображениями. Интенсивность дорожной дигрессии зависит от характера поверхностных отложений или пород и от размаха высот – энергии рельефа. Исключением является Прикаспийская равнина с высотами ниже уровня моря, в пределах которой тем не менее достаточно интенсивно проявляются поверхностный смыв, суффозия и дефляция и др. В старте и развитии линейного экзогенного рельефообразования дорожной инфраструктуры принимает заслуживающий специального анализа комплекс биогенных процессов, значение которых трудно переоценить.
Развитая военно-дорожная инфраструктура становилась информационной паутиной, объединявшей огромные регионы противоборствующих сторон и регионы их жизненных интересов. Выяснилось, что эта инфраструктура, созданная для решения конкретной задачи – победы в крупной битве, изначально значительно выходит за рамки театра военных действий, соединяя нападающую сторону как со смежными странами-союзниками, так и с более удаленными государствами, например, партнерами в дипломатических отношениях.
Изучение геоморфологических особенностей аридных равнин афро-азиатского пояса и их антропогенных преобразований позволило внести вклад в решение фундаментальных проблем: геологической и геоморфологической корреляции, механизмов формирования поверхностей выравнивания, особенностей и закономерностей эоловых природно-антропогенных катастроф, проблемы взаимопомощи природных катастроф и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чичагов В.П. Война и пустыня. – М.: Институт географии РАН, Геоморфологическая Комиссия РАН, 2007. – 104 с.
2. Чичагов В.П. Аридные равнины Северо-Западной Африки: особенности структуры, скульптуры, истории формирования. – М.: Институт географии РАН, Геоморфологическая Комиссия РАН, 2008. – 173 с.


В.П. Чичагов


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!