ЗАПОВЕДНИКИ – ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ НАЦИИ

 

Заповедные природные объекты высоких категорий (биосферные заповедники, природные заповедники, национальные природные парки, являются специализированными учреждениями, назначение которых – сохранить дикую природу. Ценность заповедных объектов включает в себя, кроме природно-научной, эталонной, экологической, генетической, рекреационной, еще, в более глубокой мере – духовную, эстетическую, историко-культурную, философскую ценность) [1, 2]. Они – неотъемлемые части местной культурной жизни, очаги экологического просвещения и образования. Тут ведутся глубокие научные исследования, и решаются многие насущные практические народно-хозяйственные вопросы, вносятся рекомендации по восстановлению, восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов, улучшению плодородия почв, продуктивности природных кормовых угодий, и т.д. Как правило, все практические и научные рекомендации, разработанные специалистами заповедников, в конечном итоге замыкаются на современности.
Внимание же к памятникам природы, археологии, культуры, этнографии – явление новое для наших современников, для нескольких поколений. И немногим сегодня известно, например, что ещё в 1927 году на Украине был принят закон «О сохранении памятников природы и культуры». Многие десятилетия игнорировалась духовная ценность духовного наследия, предавались забвению этические принципы восприятия природы, которые закладывались известными учёными – А.П. Семёновым-Тян-Шаньским, В.В. Докучаевым, В.В. Алёхиным, Г.А. Кожевниковым, Е.М. Лавренко, В.И. Талиевым, В.Г. Авериным и их последователями. «Природа страны, её естественные условия, определяют собой хозяйственную жизнь человека, … накладывают отпечаток и на его духовную жизнь. Понять жизнь народа невозможно без знания природы страны, где он обитает…» – это слова известного учёного С.С. Неуструева, сказанные 1918 году. Они актуальны и ныне.
Деятельность заповедников сегодня необходимо рассматривать ещё и как деятельность особых институтов культуры, банков гуманитарных ценностей. Втянутые в общекультурный процесс, заповедные объекты, посредственно или непосредственно распространяют, передают накопленную информацию. Большинство природно-заповедных объектов, как правило, расположены на следах древних культур, их территории насыщены историко-культурными, духовными, историческими, материальными ценностями – древние валы, городища, степные курганы, могильники, «каменные бабы», священные валуны, культовые урочища, места исторических событий, отдельные тысячелетние деревья (Гомольшанский национальный парк – «змиевы валы» (Украина), «Печенежское поле» (Украина, региональный ландшафтный парк), заповедники «Аскания-Нова», «Михайловская целина», «Кара-Даг» (Украина); «Куликово поле», «Аркаим», «Оренбургский» (Россия), «Кургальджинский» (Казахстан), и др.) – они имеют огромную научную, рекреационную, воспитательную, образовательную ценность.
Природно-заповедные объекты невидимыми нитями связывают нацию с её религией, культурой, традициями, обычаями, ландшафтами, красотой природы, воспитывают чувство патриотизма, влияя на характер народа, его менталитет. На огромное воспитательное влияние прекрасных природных ландшафтов, в частности, бескрайних степей, на формирование характера целого народа, указывает известный русский ботаник Сергей Иванович Коржинский в своей работе «Степи» (1878 г.): … «степи представляют собой для русского народа огромный интерес и помимо естественно-исторической ценности. Область луговых степей была колыбелью русского народа и русского государства; … всё миросозерцание русского народа, широкое, добродушное и спокойное, сложилось под влиянием простора и жизнерадостного ландшафта луговых степей… Для русского народа Степь навсегда осталась символом свободы и простора, представляет собой отголосок той природы, которая создала характер русского народа…» [7].
Каждый ландшафт, даже уже исчезнувший, оставляет свой неизгладимый след, влияет на чувство историзма, сопричастности к непрерывному потоку жизни. Степи сегодня – почти исчезнувшие ландшафты планеты, на всём огромном Евразийском континенте, от Венгрии до Хакассии и Монголии, рассеяны тысячелетние «каменные бабы», древние городища, курганы и могильники, молчаливые свидетели прошедших эпох, вечные знаки присутствия племён и народов, чьи следы давно канули в Лету. Именно в степях родилось неповторимое искусство скифов ювелирной обработки золота, серебра, драгоценных камней; и сегодня, через века, тысячелетия удивительный скифский «звериный» стиль влияет на тематику работ тувинских художников-резчиков по кости и камню. Археологические находки в степных курганах южно-украинских степей, знаменитая золотая пектораль, расшифровка ее информационно-философского смысла, открыла целые культурные пласты, дотоле неведомые, о жизни древних цивилизаций.
Красочные бескрайние степи Слободской Украины воспеты великим Николаем Гоголем в его бессмертной «оде степям» – повести «Тарас Бульба». Свою любовь к степному Таганрогу Антон Павлович Чехов выплеснул в поэтическом романе «Степь». А через несколько десятилетий поэтический образ приазовских степей пришел к тысячам зрителей в талантливом фильме Сергея Бондарчука с одноименным названием, и снятому, следует отметить, в степном заповеднике «Хомутовская степь».
Степной заповедник «Каменные Могилы» и его охранная зона (Приазовье, Украина) – место исторической битвы киевских князей на р. Калке. С инициативы дирекции заповедника, администрации, духовенства и местных жителей несколько лет подряд тут совершаются ритуальные обряды и поминальные службы в память об убиенных воинах, установлен оригинальный памятный знак. После плэнера художников в заповеднике «Каменные Могилы» была устроена выставка картин в зале Верховного Совета Украины, которая получила огромное количество отзывов, большой общественный резонанс [1, 2, 8].
Побывав в заповеднике «Михайловская целина», на Сумщине в 1961 г., пораженный буйством красок цветущей степи, классик украинской поэзии Максим Рыльский пишет стихотворение «Стрепет і хохітва», посвящая его заповеднику. Известные поэты, мэтры украинской литературы Алексей Ющенко, Дмитрий Билоус, посетив заповедник, также посвящали красочным заповедным степям свои поэзии. Не раз звучал над степью и соловьиный голос всемирно известного певца Анатолия Мокренко, корни которого в селе, неподалеку от заповедника.
Огромное воспитательное значение имеют Музеи природы, которые действуют практически во всех заповедниках и национальных парках Украины: «Аскания-Нова», «Хомутовская степь», «Еланецкая степь», «Карпатский биосферный заповедник», «Черноморский биосферный заповедник», «Кара-Даг», «Горганы», «Расточье» и др. Специалистами заповедников проводятся экскурсии как по самим Музеям природы, так и по органиченным территориям заповедников, где проложены экскурсионные маршруты. Особое внимание уделяется специально оборудованным экологическим тропам («Карпатский национальный парк», «Карпатский биосферный заповедник», «Черноморский биосферный заповедник», биосферный заповедник «Дунайские плавни», «Хомутовская степь», «Каменные Могилы» и др.).
Во многих заповедниках действуют или создаются информационно-экологические Визит-центры, в их состав входят музеи заповедников, экологические тропы, смотровые площадки, дендропарки, коллекционные участки, аудитории для просмотра слайдов и видеофильмов, проведения семинаров, лекций, встреч с учёными, демонстрации и продажи буклетов, открыток, плакатов («Каневский заповедник», «Еланецкая степь», «Печенежское поле», национальные парки «Шацкие озёра» и «Подильские Товтры» и др.) [3, 11].
Эффективно действуют экологические клубы («Карпатский биосферный заповедник», «Черноморский биосферный заповедник»), детские студии; многие годы работают летние молодёжные экологические палаточные лагеря (Всеукраинские палаточные лагеря «Ойкос»).
Специалистами многих заповедников сделаны слайды и видеофильмы о жизни заповедников («Каневский заповедник», «Михайловская целина», «Карпатский биосферный заповедник» и др.), выпущены буклеты, открытки, выпускаются специализированные журналы: «Паросток», «Заповедное дело на Украине».
Многие заповедники тесно сотрудничают с научными коллективами ближайших вузов, ведут совместные научные исследования, проводят студенческие практики, участвуют в проведении международных акций – «День Земли», «Марш парков», экологические «Зелёные толоки», привлекая к участию в них школы районов, спонсоров – государственные и частные предприятия, различные фонды, средства массовой информации регионов. Особая роль уделяется работе среди взрослой категории населения. К этой работе привлекают людей, имеющих авторитет и уважение среди населения: специалистов-экологов, видных журналистов, деятелей искусства, народных депутатов всех уровней, особенно во время избирательных кампаний.
Значительная роль надлежит служителям церкви, присутствие которых на экологических форумах, собраниях, при открытии новых природно-заповедных объектов, их освящение, поднимает престиж этих объектов, создаёт атмосферу национальной гордости за уникальные уголки природы.
Возможности природно-заповедных объектов высокой категории заповедности в проведении экологического просвещения и экологического образования населения, его формы и методы чрезвычайно широки и разнообразны. Они практически единственные учреждения, где человек может получить теоретические знания и, так или иначе, принять личное участие в решении экологических проблем своего края, своего региона, стать сопричастным к непрерывному потоку жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богданов С.В. Древнейшие курганные культуры Востока южнорусских степей. Ландшафтно-археологическая специфика памятников // В сб.: Степи Евразии. Материалы Международного симпозиума. – Оренбург, 1977. – С. 9-11.
2. Борейко В.Е. Дорога к заповеднику (Природо-охранная пропаганда и просвещение в заповедный объектах). – WWF, Глан, Швейцария-Москва, Россия, 1996. – 120 с.
3. Борейко В.Е. Целинные степи как воплощение идеальных ценностей // Степной бюллетень. – Новосибирск, 1999. №5. – С.1-4.
4. Бородин М.П. Охрана памятников и природы. – СПб., 1914. – 85 с.
5. Вайнер Д.Р. Экология в Советской России. Пер с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 400 с.
6. Докучаев В.В. Наши степи прежде и теперь. – СПб., 1983. – С. 3-19.
7. Коржинский С.И. Степи // В кн.: Словарь Брокгауза и Ефрона. – СПб., 1901.Т.XXXI. – С. 598-603.
8. Мордкович В.Г., Гиляров А.М., Тишков А.А., Баландин С.А. Судьба степей. – Новосибирск: Мангазея, 1977. – 250 с.
9.    Чибилев А.А. Лик степи. – Л.: Гидрометеоиздат, 1990. – 192 с.
10. Шеремет Л.Г., Тишков А.А., Царенко О.М. Цілина цвіте. – Суми: Корпункт, 2002. – 18 с.
11. Шеремет Л.Г., Скляр В.Г., Жатова Г.О. Про можливість утворення інформаційно-екологічного візит-центру // Зб. статей Міжнар. наук.-практ. конф. «Економічні проблеми виробництва та споживання екологічно чистої продукції АПК», 24-26 листопада 1999 р., м. Суми, Україна. – Суми: Козацький вал, 1999. – 340 с.
12. Чибилев А.А. Природное наследие Оренбургского края и его сохранение как стратегии выживания // Проблемы изучения, сохранения и использования природного и историко-культурного наследия Оренбургской области. – Оренбург, 1997. – С. 5-12.

Л.Г. Шеремет


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!