УДК 502.131.1

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ

 

А.А. Чибилёв (мл.)

Учреждение Российской академии наук Институт степи Уральского отделения РАН Россия, г. Оренбург, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

В статье рассмотрены аспекты социально-экономического значения рационального использования природно-ресурсного потенциала охраняемых территорий. Предложены варианты интеграции ОПТ в экономику региона с учётом его устойчивого развития.

The article considers the aspects of the socio-economic importance of rational use of the natural resource potential of protected areas. Offered variants of integration protected natural areas into the economy of the region with account of its sustainable development.

В сложившихся на начало второго десятилетия XXI века социально-экономических условиях современной России приходится констатировать, что утрачивается приоритетность решения проблемы рационального использования природных ресурсов. Как ни парадоксально, наиболее остро эта проблема проявляется на территориях с особым режимом природопользования - охраняемых природных территориях (ОПТ). Между тем природные ресурсы охраняемых территорий - это отнюдь не нечто внешнее по отношению к социально-экономической сфере регионов, а фактор во многом формирующий её параметры.

Практически любой ландшафт имеет климатические, водные, земельные, почвенные и другие ресурсы, но возможности хозяйственного использования весьма различны. В одном случае могут складываться благоприятные условия для добычи минерального сырья, в других - для выращивания ценных культурных растений или для организации промышленного производства, курортного комплекса и т.д.

На этом основании выделяются природно-ресурсные территориальные комплексы по наиболее предпочтительному (или предпочтительным) виду хозяйственного освоения. Они делятся на: 1) горнопромышленные, 2) сельскохозяйственные, 3) водохозяйственные, 4) лесохозяйственные, 5) селитебные, 6) рекреационные и др.

Использование только одной классификации видов ресурсов по их происхождению (или «природной классификации», по определению А.А. Минца) недостаточно, так как она не отражает экономического значения ресурсов и их хозяйственной роли [4]. Среди систем классификаций природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и роль в системе общественного производства, чаще применяется классификация по направлению и формам хозяйственного использования ресурсов.

Природные ресурсы охраняемых территорий носят интегральный характер, представляя собой совокупность конкретных видов природных ресурсов. Такое сочетание характеризуется тем, что качественное или количественное изменение одного из ресурсов неизбежно ведёт к более или менее заметным переменам и других ресурсов.

На современном этапе в России природные ресурсы охраняемых территорий в недостаточной степени вовлечены в социально-экономическое развитие регионов. Такая интеграция в большей степени проявляется на густонаселённых урбанизированных территориях, в регионах традиционно использующих природные ресурсы в окрестностях крупных городов в качестве рекреационных. Вместе с тем некоторые категории охраняемых территорий имеют значительные перспективы использования природно-ресурсного потенциала для решения региональных социально-экономических проблем. В этом аспекте классификация природных ресурсов охраняемых территорий может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Природные ресурсы охраняемых территорий для интенсивного использования.

Стремительное сокращение на территории регионов страны мест, пригодных для проживания и отдыха, ведёт к тому, что главным богатством становится качество природной среды - чистая вода, воздух, ненарушенные ландшафты, разнообразие живой и неживой природы, её ассимиляционный потенциал (способность восстанавливаться после антропогенного воздействия).

Проблема создания и эффективного функционирования охраняемых природных территорий требует компетентного решения и проведения научных исследований в области оптимизации природопользования в степных регионах.

Целью подобных исследований являются попытки определить и оценить приоритеты социально-экономического развития региона при соблюдении экологического равновесия. Анализ приоритетов социально-экономического развития региона важен, главным образом, для усиления возможных путей улучшения эколого-экономической ситуации как отдельно взятой территории, так и страны в целом [3].

В конечном итоге процесс организации охраняемых территорий и рационального использования их природных ресурсов должен иметь положительное социально-экономическое значение для региона (рис. 2).

Длительное время природно-ресурсный потенциал (ПРП) является объектом экономико-географических исследований. При этом, в условиях трансформации экономической среды, проблема взаимовлияния природохозяйственной деятельности и динамики регионального развития требует нового методологического осмысления, разработки адекватного рыночным отношениям аналитического инструментария и механизмов регулирования [2].

Поэтому важно при выработке стратегии сбалансированного регионального развития использовать определенные инструменты, позволяющие принимать эффективные решения и добиваться поставленной цели. Важнейшими из них являются стоимостные оценки природных ресурсов. Причем эти экономические показатели должны учитывать не только выгоды от коммерческого использования ресурсов (прямые потребительские ценности выражаются рыночными ценами), но и отражать косвенные функции природных благ (биосферные, регуляторные, оздоровительные), не потребительские ценности - историческую, эстетическую, культурную значимость природных объектов.

Рисунок 2. Этапы освоения охраняемых территорий и их социально-экономическое значение [6].

Социально-экономический эффект использования уникальных природных объектов в целях рекреации сопровождается несомненным экологическим эффектом, обеспечивающим сохранение эстетической ценности пейзажа, ландшафтного и биологического разнообразия. В конечном итоге, рекреационное использование природно-ресурсного потенциала охраняемых территорий будет способствовать восстановлению экологического потенциала ландшафта и улучшению природных условий жизни и отдыха населения [7].

Одним из путей улучшения экологической ситуации региона и решения проблемы деградации степных ландшафтов является создание охраняемых природных территорий. На сегодняшний день законодательством РФ регионам даны полномочия по созданию региональных категорий ОПТ и определению экологической политики.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

- экономическая оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;

- образование особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории субъектов Российской Федерации.

Интеграцию природных ресурсов охраняемых территорий в социально-экономическую систему российских регионов представляется целесообразным рассматривать в нескольких аспектах.

Экономический аспект. Организация и функционирование ОПТ связаны с созданием новых рабочих мест за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на их содержание, что особенно значимо для регионов с высоким уровнем безработицы.

ОПТ могут и должны вносить существенный вклад в развитие туризма в регионе и связанной с ним инфраструктуры, в том числе стимулируя развитие местных промыслов и вовлекая местных жителей в сферу обслуживания посетителей парка. Наиболее распространенные пути данного направления интеграции - это развитие платных услуг для посетителей (проживание, питание, услуги проводников, торговое обслуживание и др.) и производство товаров для реализации (экологически чистые продукты питания, сувениры, изделия народных промыслов и т.д.).

Не следует недооценивать и значение налоговых отчислений, поступающих в результате вышеупомянутой деятельности в региональные и муниципальные бюджеты.

В целях поддержки производства и реализации качественных продуктов питания природные парки могут передавать лучшим предприятиям права на использование при маркировке их продукции официальной эмблемы национальных парков. Проводиться это должно в соответствии с установленными правилами и с учетом возможностей осуществлять контроль соответствия качества продукции.

Необходимо сделать общедоступной информацию, полезную для развития предпринимательства в границах ОПТ и рядом с ними, включая доступ к данным по устойчивому использованию природных ресурсов, возможностям развития туризма и т.п. Для тех предприятий, чья хозяйственная деятельность ограничена режимом охраны, следует добиваться предоставления налоговых льгот на региональном и местном уровнях.

Природные парки способны внести вклад в развитие рентабельного охотничьего хозяйства и организацию спортивного и любительского рыболовства. Необходимо иметь в виду, что деятельность ОПТ содействует привлечению в регион дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.

Система ОПТ совместно с региональными и местными администрациями могут инициировать осуществление программ устойчивого жизнеобеспечения местного населения. Все преимущества и выгоды для региона, в том числе для населения, проживающего в непосредственной близости от ОПТ, должны широко пропагандироваться самим ОПТ.

Просветительский аспект. Охраняемые территории становятся своеобразными региональными центрами культурно-исторического и экологического просвещения. Особый практический интерес для любого региона представляют активность и потенциал таких территорий в разнообразных формах работы со школьниками и взаимодействие с органами народного образования.

Природоохранный аспект. Потенциал ОПТ можно использовать в части осуществления государственного экологического контроля, включая контроль за соблюдением правил и норм охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. Территориальным органам МПР России следует шире использовать возможности инспекций природных парков и заповедников, в том числе путем расширения зоны деятельности этих инспекций на прилегающие территории.

Социальный аспект. При организации ОПТ необходимо осознавать, что низкий уровень жизни местного населения и отсутствие благоприятных возможностей для экономического развития провоцируют конфликты в сфере природопользования, обостряются проблемы сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов. Присутствие коренного населения, поддерживающего традиционный образ жизни, является важным фактором привлекательности ОПТ для туристов. Коренное население, обладающее богатым опытом природопользования, может оказать и существенную поддержку ОПТ в его эколого-просветительской деятельности.

В течение длительного периода времени региональное развитие рассматривалось с точки зрения ресурсо-потребительского подхода. Строительство новых физических объектов, таких как фабрики и дороги, признавалось самым эффективным вкладом в экономическое развитие данного региона. Сегодня концепции регионального развития, ориентированные на знания и инновации, доминируют не только в научной, но также и в практической сфере во всё возрастающем числе регионов России.

Управление региональным развитием требует профессиональных навыков, отличных от тех, которые сегодня типичны для регионального технократа или бюрократа, что естественно влечёт за собой поиск новых способов управления для регионального правительства [5].

Для формирования сети охраняемых территорий и рационального использования их природных ресурсов, в том числе в степной зоне Южного Урала необходима поддержка федеральных структур государственной власти, инициативных групп и экологической общественности.

Всё вышесказанное должно непременно учитываться органами региональной власти в процессе принятия управленческих решений в сфере природопользования. Что же мы наблюдаем на деле? В прошлом 2010 году приказом № 091-пр управление по недропользованию по Оренбургской области (Оренбургнедра) объявило аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи медных руд Максимовской площади в Оренбургской области [1]. Победителем аукциона признано ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат». Всё бы ничего, если бы не один нюанс: на лицензируемом участке находится объект культурного наследия Федерального значения «Остатки древнего горно-металлургического производства «Каргалинские медные рудники», утвержденный Указом президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176.

В 2011 году станет ясно, каким образом и с какой формулировкой гайскому ГОКу удастся получить соответствующие согласования в государственных органах охраны памятников культурного наследия. Что это будет - пример рационального природопользования ресурсов ОПТ или ещё один факт пренебрежения этим статусом в интересах бизнеса? На кону ни много ни мало - участь уникального памятника мирового значения.

Список литературы

  1. Аукцион на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи медных руд Максимовской площади в Оренбургской области. URL: http://www .orennedra.ru/auctions/detail.php?ELEMENT_ID=339&sphrase_id=l 55 (дата обращения 18.04.2011г.).
  2. Бендерский Ю.Г. Природно-ресурсный потенциал и его роль в региональном развитии // Природно-ресурсный потенциал Азиатской России и сопредельных стран: пути совершенствования использования: Материалы междунар. конф. (Иркутск, 11-13 сент. 2002 г.). -Иркутск: Изд-во Института географии СО РАН, 2002. - 159 с.
  3. Эколого-экономическая стратегия развития региона: Математическое моделирование и системный анализ на примере Байкальского региона / B.E. Викулов, В.И. Гурман, Е.В. Данилина и др. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ие, 1990. - 184 с.
  4. Минц А.А. Экономическая оценка естественных ресурсов. - М.: Мысль, 1972. - 303 с.
  5. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона / Под ред. В.И. Гурмана, Е.В. Рюминой. - М.: Наука, 2001. - 175 с.
  6. Чибилёв А.А. (мл.) Система экологических и экономических показателей функционирования природных комплексов // Проблемы регионального управления рисками на объектах агропромышленного комплекса: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Под общ. ред. М.Н. Ерёмина. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2002. - С. 252-257.
  7. Чибилёв А.А. (мл.) Перспективы развития сети ООПТ долины реки Урал // Степи Северной Евразии. Материалы V Междунар. симпоз. - Оренбург: ИПК «Газпромпечать», 2009. -С. 718-721.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!