УДК 911.9 : 631.58

ФОРМИРОВАНИЕ АГРОЛАНДШАФТОВ В СТЕПНЫХ РЕГИОНАХ: РАЗРАБОТКА, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ВНЕДРЕНИЕ

 

Б.И. Кочуров (1), Г.Ю. Иванов (1), М.И. Лопырев (2),

Институт географии РАН, Москва (1), Россия, Воронежский государственный аграрный университет им. К.Д. Глинки, г. Воронеж, Россия (2)

 

В степных регионах России, где распашка земель достигает 40-50% и более и где природные комплексы подверглись существенной трансформации, очень актуальным является формирование управляемых, экологически приемлемых и эффективных природно-антропогенных геосистем — агроландшафтов.

Формирование таких агроландшафтов является сложной по своей структуре задачей. Оно включает три стадии, объединенных целевым назначением: 1) разработку агроландшафтных систем земледелия; 2) проектирование этой системы земледелия; 3) механизмы внедрения агроландшафтной системы земледелия с учетом территориальных, экологических и социально-экономических интересов местных административных образований (районных, муниципальных).

Остановимся на характеристике каждой стадии формирования агроландшафтов в степной зоне.

Агроландшафтные системы земледелия.

Природоохранные почвозащитные системы земледелия известны уже достаточно давно [1—4], и они сыграли большую положительную роль в сохранении почвенного покрова и пло­дородия почв. В настоящее время с использованием ландшафтного подхода широко используются агроландшафтные системы земледелия [5-10]. В отдельных хозяйствах разных степных регионов (Воронежская, Белгородская, Курская области, Краснодарский край и др.) разработаны и внедрены проекты агроландшафтной системы земледелия.

Ландшафтное земледелие - система мероприятий, где экологически сбалансировано функционирование природных и антропогенных компонентов ландшафта и хозяйственной деятельности человека по производству сельскохозяйственной продукции. Применяется для мобилизации полного и рационального использования потенциала природных ресурсов и биосферы в целом на основе экологических законов [9, 10].

Основой ландшафтного земледелия является ландшафтный план, представляющий собой схему использования и охраны земель отдельных природных комплексов. Ландшафтный анализ - это результат анализа ландшафтной карты и карт отдельных природных компонентов, интеграция и синтез всех возможных направлений по использованию земель конкретной территории [11]. Он включает зонирование территории, отражающее природно-ландшафтную дифференциацию, и выделение экологически значимых свойств (факторов) как ценных, так и опасных для сельскохозяйственной деятельности. Выявлению и оценке подлежат отдельные уникальные природные комплексы и их компоненты, требующие особой охраны (ареалы распространения уникальной флоры и фауны и т. п.), природно-рекреационные участки.

Заключительный этап ландшафтного анализа - разработка предложений по структуре использования земель территории, которая определяет те или иные виды антропогенных нагрузок на земли и является основой формирования антропогенных ландшафтов.

Располагая результатами ландшафтного анализа, можно с достаточной уверенностью определить (спрогнозировать) соответствие или несоответствие предлагаемых вариантов использования земель их природным возможностям (потенциалу), а также установить те экологические приоритеты и ограничения, которыми следует руководствоваться при их использовании, чтобы не допустить возникновения экологических проблем.

Речь идет, по существу, о создании культурного ландшафта, который должен быть управляемым, устойчивым и эстетически привлекательным. В управляемом ландшафте человек не вступает в противоречие с протекающими в нем природными процессами (саморегуляции, ресурсоформирующими и т. п.), а поддерживает и направляет их в нужном направлении. Землепользование не изменяет коренным образом ландшафт, а, образно говоря, «вписывается» в его структуру и функционирование в соответствии со своеобразием природно-ресурсного потенциала территории.

Проектирование агроландшафтных систем земледелия. Наиболее широкое распространение агроландшафтные системы земледелия получили в Воронежской области, где были развернуты крупномасштабные работы по внедрению этой системы на сельскохозяйственных предприятиях. В области определены базовые хозяйства по внедрению агроландшафтной системы (в 1996 г. — 3 хозяйства, в 2005 г. - 106) [9, 10].

Для 90 хозяйств разработаны проекты земледелия вместе со сметами для создания защитных лесонасаждений и строительства противоэрозионных гидротехнических сооружений.

На первом этапе освоения этих систем земледелия большое внимание уделяется остановке роста оврагов за счет строительства водозадерживающих валов, дамб-перемычек, водонаправляющих сооружений.

Особое значение придается совершенствованию структуры посевных площадей, которая должна соответствовать разработанным севооборотам, способствовать накоплению в почве биологического азота за счет расширения посевов бобовых культур и многолетних трав и применения ресурсо- и почвосберегающих технологий. Севообороты являются организационно-технологической основой такого земледелия.

Наибольшие успехи по формированию системы земледелия на агроландшафтной основе были достигнуты в сельскохозяйственной артели «Дружба» Кантемировского района Воронежской области, где на основе методического руководства по формированию агроландшафтов создана и апробирована эколого-ландшафтная модель земледелия для Центрально-Черноземного района. Организация эколого-ландшафтной системы земледелия в этом хозяйстве строится на основе детального ландшафтного обследования с выделением природных и природно-антропогенных комплексов и их группировкой в таксономические единицы (фации, урочища, местности), что сопровождается комплексными характеристиками. Для каждого комплекса определяются оптимальные пути использования земель. Так, если урочище какой-либо водораздельной равнины можно использовать под пашню, то балки, расчленяющие ее, следует использовать в качестве лесных или луговых угодий.

Видный молдавский географ-ландшафтовед В.Е. Прока подчеркивает: «Ландшафтная морфология земель служит главным фактором, определяющим размещение полей, кварталов, участков. Она определяет также и характер освоения и улучшения земель» [12, с. 31]. Таким образом, эколого-ландшафтная система земледелия и агротехнологии вписываются в природный ландшафт артели «Дружба», образуя устойчивый и управляемый «симбиоз» — агроэкосистему, где природные и антропогенные процессы представляют единый взаимосвязанный механизм.

Новая система земледелия в сельскохозяйственной артели «Дружба» имеет следующие основные характеристики [10].

  1. Дифференцированное использование земель в соответствии с ландшафтной структурой. Пашня используется по 4 разным технологиям, с различной интенсивностью. Введено по 3 вида севооборотов: свекловичный, полевой без свеклы с многолетними травами, почвозащитный с 70% многолетних трав. Из оборота выведена деградированная и малопродуктивная пашня, отводимая под консервацию и постоянное залужение (837 га — 20%). Всего под травами находится в хозяйстве 20—25% пашни. Применяется безотвальная обработка. Таким образом, по типам использования пашни подбираются соответствующие виды севооборотов, а также земли, которые выводятся из оборота (залужение, консервация).
  2. Лесистость территории расширена с 6 до 17%. Под лесонасаждениями было занято 1,5% пашни, теперь 5%. На пашни на склонах по горизонталям через 100 м создаются кустарниковые кулисы.
  3. Сооружено 180 земляных валов на оврагах, остановлен рост всех оврагов; созданы условия для самооблесения оврагов, и они зарастают лесом.
  4. Контурная обработка на всех полях в совокупности с другими мероприятиями остановили эрозию на пахотных землях; улучшился водный режим почв, уменьшился ущерб от засухи, меньше вымерзают озимые.
  5. Создана экологически целесообразная мозаичность агроландшафта, то есть чередование участков пашни, леса, луга, многолетних трав. Средний размер обрабатываемого участка пашни составляет 25 га (вместо прежнего размера — 100 га).
  6. Создаются энтомологические заказники для опыления семенных участков многолетних трав, кормовые поля для диких животных, экотоны при лесных полосах.
  7. Восстанавливаются старые и строятся новые пруды: их насчитывается более 30.
  8. Упорядочен выпас скота на естественных пастбищах: деградированные пастбища выводятся под консервацию и облесение, одновременно создаются культурные пастбища на пахотных землях.
  9. У механизаторов сформировался новый образ мышления: преодолен психологический барьер «гигантизма» полей; механизаторы убедились в рациональности новой системы земледелия.

Экономическая эффективность проводимых мероприятий проявляется по мере освоения системы земледелия. Занимая 26-е место в районе по качеству почв, артель «Дружба» по урожайности зерновых стала одной из первых.

Механизмы внедрения агроландшафтной системы земледелия. Для проектирования и внедрения агроландшафтных систем земледелия и агротехнологий требуется сеть проектно-изыскательских предприятий и соответствующая их организация в системе управления землепользованием и землеустройства. До недавнего времени в стране функционировала государственная землеустроительная служба, проводившая земельную политику государства на уровне генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов для республик и областей и межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства. Земельное проектирование и его научно-методическое обеспечение осуществлялись институтами системы Гипрозем, мелиоративное проектирование находилось в ведении Гипроводхоза. В разработке техно-рабочих проектов участвовали республиканские и областные станции химизации, различные мелиоративные, лесоустроительные, лесомелиоративные и другие организации. В результате либеральных реформ сложившаяся государственная система землеустройства была разрушена. Остатки органов землеустройства занимаются механическим отводом земель для различных хозяйственных нужд. Организация и устройство территории регионов страны пришли в полное запущение. Нет четкого разграничения земель, не установлена оптимальная структура землепользования по регионам, не всегда определены границы землепользователей и землевладельцев и др. К землеустройству не проявляют соответствующего интереса ни федеральные, ни региональные, ни местные органы власти. И это при том, что в стране появилась-масса новых землепользователей и землевладельцев и новые формы собственности. Вместе с тем, если подойти к вопросам землепользования и землеустройства как к серьезной научно-практической проблеме, то ее успешное решение способствовало бы позитивным сдвигам не только в земледелии, но и в социально-экономическом развитии страны в целом.

Новые земельные отношения не рассматриваются государством как триада хозяйственных, правовых и территориальных отношений. В законодательных актах они провозглашены без определения каких-либо приводных механизмов. Декларируя рыночный характер землепользования, государство практически устранилось от регулирования земельных отношений. Однако функции государственного управления землепользованием страны — формирование земельной политики, регулирование использования и охраны земель, организация и устройство территории, агроэкологический мониторинг земель и др. — сохранились, и потребности в них с каждым годом возрастают.

Очевидно, нужна новая система управления землепользованием, важнейшим рычагом которого является землеустройство. Еще со времен П.А. Столыпина землеустройство рассматривалось в качестве важнейшего управленческого механизма.

При всех шаблонах и недостатках, которыми страдало советское землеустройство, в стране был накоплен положительный опыт внутрихозяйственного землеустройства, проектирования зональных систем земледелия и разнообразных техно-рабочих проектов. Имеющиеся в хозяйствах почвенные карты и другие земельно-оценочные материалы, различные проекты должны быть сохранены в качестве исходного материала для предстоящих проектно-изыскательских работ. Качество имеющихся земельно-оценочных материалов удовлетворяет требованиям различных агротехнологий.

Гипроземы должны перестроиться на новую методологию проектирования без окончательного разрушения сложившейся государственной землеустроительной службы, путем нормального реформирования и создания новых форм землеустройства. Разумеется, государство не должно брать на себя все функции землеустройства. Чего стоили многочисленные обследовательские, кадастровые, мониторинговые и другие работы «про запас» безотносительно к реальным потребностям социума и конкретным целям.

Землеустройство должно рассматриваться по отношению к человеку, населению, социуму, что обуславливает формирование целостной системы «социум-территория». В такой системе земля служит базисом размещения всех элементов среды обитания населения, своеобразной системой жизнеобеспечения населения. Распределение и перераспределение антропогенных нагрузок по территории с целью избежания возникновения экологических проблем и улучшения качества среды - важнейшая задача ландшафтно-экологического устройства территории. Добиться этого можно путем достижения эколого-хозяйственного баланса территории, т. е. сбалансированного соотношения между природной средой и различными видами деятельности, в т. ч. земледелия и интересами различных групп населения.

Предложенный подход позволяет синтезировать природно-ландшафтную дифференциацию территории и социально-экономические различия и выделять агроландшафтные формирования разного пространственного и иерархического уровня. По сути дела это согласуется с положениями А.В. Чаянова [13] об экономическом ландшафте, позволяющем формировать интегральные сбалансированные конструкции: агроландшафт, лесоаграрный ландшафт и т. д., связанные единым технологическим циклом.

Система «селение - прилегающая территория», где достигнут эколого-хозяйственный баланс, является экологической структурой устойчивого развития. Такие структуры имеют либо единый технологический цикл (агросистемы, лесопромышленные или горнопромышленные системы), либо связаны природоохранным процессом (национальный парк) или информационным потоком (технополис). Организация технологических цепочек и информационных каналов, а также создание устойчивых пропорций экологических структур должны распространяться на соседние территориальные структуры. Таким образом, происходит объединение и интеграция локальных структур в единое эколого-хозяйственное «поле» района, области, региона, страны [11].

Все это позволяет утверждать, что центр тяжести в организации землеустройства, его содержании и финансировании должен переместиться с федерального уровня на региональный и муниципальный, с тем, чтобы приблизить землеустройство к интересам и особенностям местного социума. Процедура землеустройства должна предваряться разработкой социального (в т. ч. агроландшафтной системы земледелия) задания на проектирование и регулироваться местным законодательным органом.

Местное землеустройство, в отличие от государственного, имеет своей функцией подготовку управленческих решений по организации территории органам местного самоуправления. Оно рассматривается как механизм управления землепользованием в местном образовании, без которого невозможно рациональное использование территориальных ресурсов. Все стадии землеустроительного комплекса имеют четкую направленность, они последовательны и взаимоувязаны.

Муниципальное землеустройство [14, 15] должно включать следующие положения:

-  формирование исходной информации для оценки сложившегося эколого-хозяйственного состояния (ЭХС) территории;

-  анализ состояния земель по экологическим, экономическим, социальным и другим критериям;

-  разработку вариантов рациональной организации территории муниципального района;

-  ведение базы данных о землях муниципального района в муниципальной автоматизированной информационной системе — МАИС.

Технология муниципального землеустройства может быть представлена следующей схемой:

где:

1-ИН - инвентаризация информации - сбор данных о территории муниципального образования;

2-МФ — составление моделей факта — моделей территории в различных аспектах;

3-А — анализ и оценка состояния территории по данным моделей факта;

4-ПР — проектирование и составление модели целеполагания в параметрах модели факта;

5-ОФ — оформление результатов проекта в соответствии с условиями заказа;

6-К — установление порядка контроля за принятым проектом (мониторинг проекта).

В функции местного землеустройства входят также реализация принятого муниципальным законодательным собранием проекта и контроль за структурными параметрами организации территории, а также все текущие дела по связям с государственным землеустройством, по земельно-кадастровой отчетности и т. п. Представленный на схеме порядок выполнения технологических действий, методика их выполнения составляют методическое обеспечение землеустроительного проектирования.

Основное содержание института муниципального землеустройства заключается в следующем:

1)  муниципальное землеустройство осуществляет все без исключения землеустроительные работы на территории местного самоуправления, начиная с определения ее границ, состава земель и оформления соответствующих земельно-учетных, регистрационных и других кадастровых документов;

2) муниципальную землеустроительную службу представляет специалист — землеустроитель; правовая регламентация его должности и статус определяются уставом местного образования;

3) землеустройство включает ведение блока данных «Земли муниципального образования» в составе информационной службы местного образования; анализ состояния территории и ежегодную оценку по всем принятым параметрам при отчете об использовании земель; разработку прогнозных и плановых направлений совершенствования состояния территории; реализацию управленческих решений по процессу землепользования;

4) муниципальное землеустройство осуществляется при методической и правовой поддержке объединения (ассоциации) землеустроителей местных образований.

Информационное обеспечение управления процессом землепользования осуществляется путем создания и ведения местного земельного кадастра и локального (местного) мониторинга земель, объединяемых с регистрацией землевладельцев в блок данных «Земли местного образования (МО)» в муниципальной автоматизированной информационной системе («МАИС») [16].

Правовое обеспечение «МАИС» и блока «Земли муниципального образования» разрабатывается на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 1993 г. о мерах по дальнейшему развитию государственного земельного кадастра и локального мониторинга. В соответствии с этим законодательным актом администрации местных образований вправе создавать собственную землеустроительную службу, действия которой регламентируются соответствующими положениями, составляемыми и принимаемыми законодательными органами власти.

Правовой институт местного землеустройства должен исходить из принципа: организация территории муниципального образования — это организация использования ее территориальных ресурсов — главного жизненного ресурса социума 117].

Муниципальная служба землеустройства устанавливает очередность проектирования и виды проектов. Разработка предложений по перспективному планированию землепользования местного образования должна представляться органам местного образования именно землеустроительной службой. Только после разработки вариантов развития территории местные органы должны принимать соответствующие решения.

Важнейшим становится правовое обеспечение территориальной организации муниципальных образований. Особое значение здесь имеют правовые нормы, связанные с владением, использованием и распоряжением землей. Они являются гарантией возможностей населения реализовать законные права на использование земельных ресурсов. В муниципальных образованиях земли сельскохозяйственного назначения рассматриваются как средство производства, обеспечивающее жизнедеятельность населения, то есть как неотторжимая, органически связанная с поселением часть территории. Принцип «нет земель вне границ местного образования» должен составлять суть территориальных основ местного самоуправления и закрепляться нормой, исключающей иное толкование независимо от форм собственности и целевого назначения земель.

Кроме классификации земель внутри категории основного назначения по признаку принадлежности к той или иной форме собственности, земли должны разделяться по уровню их использования, поскольку в наши дни и ранее (до 1990 г.) часть земель выпадала из хозяйственного оборота. Ныне площадь неиспользуемых (невостребованных) земель составляет, по нашим оценкам, до 30% от общей площади земель, числящейся по официальным земельно-учетным документам. Такие угодья, а также неудобные для обработки земли должны четко отражаться в документах муниципальных образований и иметь конкретные наименования. Их правовой режим необходимо зафиксировать в регистрационной части земельного кадастра, а до этого — в актах муниципального земельного права.

В связи с обострением экологической ситуации следует также выделить земли средостаби-лизационного и средозащитного назначения. Это может быть отражено в уставах отдельных местных образований.

Организация землепользования всего местного образования включает следующие составляющие [18]:

—  оценку эколого-хозяйствеяного состояния территории;

—  эколого-хозяйственное зонирование территории с выделением экологического каркаса и зон с разной специализацией, уровнем антропогенной нагрузки и экологических ограничений (в т. ч. консервации угодий);

— проектирование в выделенных зонах систем рационального землепользования и агроландшафтных систем земледелия с разработкой правового режима земель и порядка пользования ими.

Задача размещения отраслей земледелия в муниципальном образовании решается после определения целесообразной специализации растениеводства и объемов животноводства. Выделяются необходимые площади пашни под разные культуры и пастбищные участки. По согласованию с органами местного самоуправления частные и коллективные производители определяют необходимые им земельные массивы, обосновывают развитие того ли иного вида производства, исходя из наличия трудовых и иных ресурсов.

Наиболее сложным в условиях переходного времени является определение статуса земель сельскохозяйственного назначения (СХН), поскольку находящиеся в собственности государства (сложные по структуре) земли СХН должны быть переклассифицированы органами местного самоуправления, получившими право ведения ими на основе Закона.

Из земель СХН сформировались земли акционерных обществ, фермерских хозяйств и массивы невостребованных земель. Несмотря на распределение их по нескольким формам собственности (коллективно-долевой, частной, муниципальной и пр.), все земли СХН не должны выйти из права ведения (владения, пользования и, конечно, контроля) местного самоуправления. Его роль по каждой группе земель СХН должна быть прописана в уставе, причем право его территориальной власти должно быть бесспорным. Нормы, определяющие право контроля за распоряжением землями любых форм собственности, не должны допускать многозначных толкований.

Все перечисленные работы по организации территории выполняются муниципальной землеустроительной службой или сторонними организациями (юридическими лицами) по муниципальному заказу в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Научно-методическое обеспечение проведения местного землеустройства должно осуществляться учреждениями РАСХН, РАН и ВИСХАГИ, землеустроительными и географическими факультетами аграрных и классических университетов. Организация угодий хозяйств ранее относилась к сфере внутрихозяйственного землеустроительного проектирования. В настоящее время в связи с формированием нового экономического уклада и экологизацией земледелия оно приобрело новые формы и содержание и, по сути, занимается разработкой агроландшафтных систем земледелия. Поскольку агроландшафтная система земледелия должна разрабатываться для каждого региона, это предусматривает формирование сети зональных (региональных) центров по разработке методик АЛСЗ применительно к региональным и местным особенностям и потребностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Панников В.Д. Культура земледелия и урожай. М.: Колос 1974. 386 с.
  2. Почвозащитное земледелие / Под ред. А.Н. Бараева. М.: Колос, 1975. 304 с.
  3. Моргун Ф.Т., Шикула Н.К., Тарарико А.Г. Почвозащитное земледелие. Киев: Урожаи, 1983. 240 с.
  4. Каштанов А.Н, Заславский М.Н. Почвоохранное земледелие. М.: Россельхозиздат, 1984. 462 с.
  5. Каштанов А.Н., Лисецкий Ф.Н., Швебс Г.И. Основы ландшафтно-экологического земледелия М.: Колос, 1994. 127 с.
  6. Каштанов А.Н. и др. Концепция формирования гибких агротехнологий в ландшафтном земледелии. Курск, 1999.
  7. Руководство по ландшафтному планированию. Т. 1. Принципы ландшафтного планирования и концепция его развития в России. М: ГЦЭП, 2000. 136 с.
  8. Кирюшин В.Н. Экологизация земледелия и технологическая политика. М.: МСХА, 2000.473 с.
  9. 9. Лопырев М.Н. Агроландшафты и земледелие: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГАУ, 2001. 169 с.
  10. Лопырев М.Н. Экологизация земледелия на ландшафтной основе. Воронеж: Полиарит, 2004. 128 с.
  11. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. М.-Смоленск: Маджента, 2003. 384 с.
  12. Прока В.Е. Морфологическая структура ландшафтов и землеустроительное проектирование. Кишинев, 1976. 46 с.
  13. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство. Экономическое наследие. М: Наука, 1988. 300 с.
  14. Иванов Ю.Г., Кочуров Б.И. Муниципальное земельное право: (Модельное местное законодательство) / Под ред. Н.Ф. Глазовского. М.: Изд-во КМК, 2002. 65 с.
  15. Лобковский В.А. Оценка эколого-хозяйственного состояния территории: теоретические аспекты, практика применения. М.-Рязань, 2005. 103 с.
  16. Иванов ЮГ. Лобковский В.А. Управление муниципальным землепользованием, его информационное обеспечение. М.: ИГРАН, НЦЭБП, 2000. 36 с.
  17. Иванов Ю.Г., Шевелева Т.И. Муниципальное земельное право М.: НЦЭБП, ИГРАН, 1998. 47 с.
  18. Кочуров Б.И., Иванов Ю.Г. Землеустройство и ландшафтоведение: взаимосвязи, цели и задачи // Экологические системы и приборы. 2002. № 7. С. 28-31.

 


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!