РЕКОМЕНДАЦИИ ШКОЛЫ-СЕМИНАРА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ-СТЕПЕВЕДОВ (С. ПОЛЯКОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, 2-7 ИЮЛЯ 2002 ГОДА)

 

Анализ докладов, сообщений и полевые материалы показали, что степные геосистемы формируются в результате сложного взаимодействия зональных и интразональных ландшафтообразующих факторов и обладают повышенным биоразнообразием. На основании этого участники школы-семинара рекомендуют:

В научно-теоретическом аспекте:

  1. Углубить морфоструктурные и динамические исследования степных ландшафтов. Необходимо выделить генетические резерваты склоновых степных экосистем для реставрации плакорных степей. Продолжить выявление и изучение различных литологических вариантов степных ландшафтов.
  2. Исходя из буферной, водоохранной и стабилизирующей роли интразональных ландшафтов (долины рек, овражно-балочная сеть, искусственные водоемы и лесные насаждения) вести их изучение, выявлять наиболее репрезентативные объекты, рекомендовать их в качестве сети ООПГ. Использовать экотонные методы исследований.
  3. Организовать ценопопуляционные исследования типичных и редких степных видов для эффективного мониторинга эталонных участков. На базе Ботанических садов изучать биологические особенности видов с целью их реинтродукции в природу, а так же разработать методы восстановления естественных степных экосистем.
  4. Популяризировать знания о степях среди широких слоев населения. Создавать объекты рекреации и экотуризма. Разработать специальные методы экономической оценки степных экосистем, проекты экологических троп, а так же широко рекламировать позитивные образы степных ландшафтов.
  5. Координировать совместные действия по расширению сети степных ООПТ. Инвентаризировать существующие эталонные степные участков и приступить к выявлению новых объектов. Провести совместные Российско-Казахстанские исследования, направленные на создание международной экологической сети Волго-Уральского региона.
  6. Уделять большее внимание малоизученным таксонам растительного и животного мира (грибы, лишайники, мхи, водоросли и др.). В природоохранном аспекте:
  7. Увеличить долю степных геосистем при формировании экологической сети Волго-Уральского региона. В связи, с чем участники школы-семинара провести инвентаризацию всех сохранившихся степных участков Волго-Уральского региона и предоставить данный список в соответствующие организации для проведения земельного кадастра.
  8. На территории Самарской области обеспечить соответствующий природоохранный режим следующим объектам: «Грызлы» - федеральный государственный заказник, урочищам «Росташи» «Фитали», и степному участку «Восточный» - памятники природы областного значения.
  9. Исходя из специфики экологического функционирования степных ландшафтов на вновь создаваемых природоохранных резерватах способствовать восстановлению стад диких копытных животных, а так же развитию верблюдоводства и пастбищного скотоводства мясного направления.
  10. Привлечь внимание руководства областей на ценность и уникальность сохранившихся степных ландшафтов и сообществ, обратить их внимание на целесообразность проведения аграрной политики способствующей рациональному степному природопользованию, обеспечивающему сохранение и восстановление степного биоразнообразия.
  11. При повторном вовлечении степных залежных земель в пашню проводить экологическую экспертизу с точки зрения сохранения степного биоразнообразия. Включать наиболее восстановившиеся залежные земли в систему ООПТ.
  12. Активно включать в систему степных ООПТ рекреационный аспект природопользования.
  13. Рекламировать образные особенности степных ландшафтов. Разработать на конкурсной основе модели мягких игрушек сурка, тушканчика, пищухи, сусликов, и других степных животных.

По единогласному мнению, исходя из научной и практической значимости школы-семинара, продолжить его ежегодное проведение. В связи с чем, считать Институт степи координирующим центром молодых ученых-степеведов. Развивать многоплановое сотрудничество, путем создания в Институте степи геоинформационной базы данных молодых ученых-степеведов.

При проведении следующих школ-семинаров расширить географию участников с выходом на международный уровень. Привлекать к проведению последующих школ-семинаров представителей законодательной и исполнительной региональной власти, а так же меценатов и спонсоров.

В целях повышения научно-практической значимости школы-семинара рекомендуется разработать и ввести сертификат, подтверждающий повышение профессиональной квалификации участников семинара.

Провести следующую школу-семинар на территории Оренбургской области под названием «Проблемы сохранения видового и ландшафтного разнообразия в степной зоне» в рамках III Международного симпозиума «Степи Северной Евразии».


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!