УДК 634.0.89

DOI: 10.2441/9999-006А-2019-11552

 

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ЛЕСОСТЕПНОЙ ЗОНЕ

Б.О. Хашир1, О.З. Хуажев2

1Кубанский государственный технологический университет

2Институт леса

Россия, Краснодар

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рассмотрены варианты отбора и внедрения тех режимов землепользования, которые в наибольшей степени отвечают потребностям людей и одновременно обеспечивают сохранение ресурсов на будущее, а также дают людям возможность принимать решения о распределении этих ресурсов. 

Ключевые слова: лес, экономика, экология, инвестиции, инновации.

 

INVESTMENT AND INSTITUTIONAL REGULATORY MECHANISMS LAND USE IN THE FOREST-STEPPE ZONE

B.О. Khashir1, O.Z. Khuazhev2

1Kuban State Technological University

2Institute of forest

Russia, Krasnodar

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

The options for the selection and implementation of those land use regimes that best meet the needs of people and at the same time ensure the preservation of resources for the future, as well as enable people to make decisions about the allocation of these resources.

Key words: forest, economy, environment, investment, innovation.

 

Планирование землепользования представляет собой институциональный механизм, используемый регионами с целью обеспечения сбалансированности в землепользовании с учетом интересов различных сторон, заинтересованных в конкурирующих друг с другом видах землепользования, в его рамках проводится систематический и поэтапный анализ потенциала земельных и водных ресурсов, на основании которого выбираются и принимаются оптимальные варианты землепользования и создается благоприятная среда для устойчивого развития земельных ресурсов. Цель состоит в том, чтобы отобрать и внедрить те режимы землепользования, которые в наибольшей степени отвечают потребностям людей и одновременно обеспечивают сохранение ресурсов на будущее, а также дают людям возможность принимать решения о распределении этих ресурсов. 

Эффективное планирование землепользования оказывается затруднено в ситуации, когда различные отраслевые министерства и ведомства – как в центре, так и в регионах – занимаются самостоятельным планированием землепользования, опираясь при этом на несогласованные процедуры, данные и карты. Так, несмотря на наличие отдельных планов развития лесного хозяйства, сельского хозяйства и других секторов, они не всегда оказываются четко увязаны между собой, а когда лесное и сельское хозяйство находятся в ведении разных министерств, вероятность несогласованности возрастает.

Проблема координации при планировании землепользования и управлении водоразделами является актуальной не только для развивающихся, но и для развитых регионах. Недавний обзор ситуации показал, что несмотря на важность координации планирования в лесном и других секторах, во всех изученных регионах планы развития этих секторов между собой практически не согласовывались.

Преимущества ландшафтного подхода, продвигаемого Глобальным партнерством по восстановлению лесов и ландшафтов, состоят в принципе многофункциональности, в соответствии с которым управление природными ресурсами увязывается с интересами сохранения окружающей среды и экономическими интересами населения. Такая многофункциональность может включать в себя меры по адаптации к изменению климата, направленные на повышение естественной устойчивости экосистем к внешним факторам и снижение уязвимости населения за счет сохранения экологических функций

Для обеспечения комплексного планирования землепользования и выбора оптимального режима землепользования для заданного участка имеются такие инструменты и средства методического обеспечения, как карты, базы данных и оценки пригодности земель. В разработке мер стимулирования, связанных с землепользованием, на национальном уровне могут использоваться возможности расшифровки данных дистанционного зондирования Земли и получения на этой основе достоверной и наглядной информации. Объединение баз данных, используемых при выработке решений по вопросам землепользования, может позволить избежать несогласованности при планировании землепользования между различными государственными ведомствами.

Еще одной проблемой при планировании землепользования является сбалансированный учет научных и технических аспектов (например, связанных с продуктивностью почв, пригодностью земель, топографией, расположением водосборов, экологическим значением, близостью городов и наличием полезных ископаемых) и нужд и требований заинтересованных сторон на местах. Если ранее преобладали технократические подходы, сейчас гораздо большее значение приобрели методики, построенные на принципах участия и вовлечения заинтересованных сторон, для организации эффективных процессов на основе участия различных заинтересованных сторон необходимо создание соответствующих дискуссионных площадок и консультативных механизмов.

Мониторинг и контроль за соблюдением законности Межотраслевые коллективные процедуры планирования землепользования необходимы для обеспечения устойчивого землепользования и принятия сбалансированных решений о перепрофилировании лесных земель, однако сами по себе они могут быть недостаточными для выполнения поставленных задач. Выполнению планов землепользования могут препятствовать ограниченность потенциала, неравенство в доступе к информации и должностные злоупотребления. В ходе недавнего исследования выяснилось, что в очень большом количестве случаев перепрофилирование земель производится незаконно – либо в нарушение законодательства о выдаче лицензий или с точки зрения того, как осуществляется само перепрофилирование. Правильное планирование землепользования зависит не только от построения процесса планирования, но и от того, насколько эффективно обеспечивается соблюдение закона (а также от надлежащего применения мер стимулирования).

Для эффективного контроля за соблюдением законности требуются достаточные возможности мониторинга и применения институциональных инструментов для профилактики, выявления и эффективного правового и судебного противодействия незаконной деятельности. В ходе обследования возможностей мониторинга за изменением площади лесов, выявлено, что только четверть обследованных регионах обладает возможностями по сбору и обобщению высококачественных данных о факторах изменения площади лесов.

Дистанционное зондирование помогает увеличить количество имеющейся информации и улучшить методы мониторинга, план действий по предупреждению и борьбе с обезлесением в регионе, предусматривает проведение комплексных мероприятий силами различных государственных ведомств и новаторские процедуры мониторинга, контроля за окружающей средой и территориального управления, такой подход помог снизить убыль лесов с 2 млн га в 1998 году до менее чем 0,5 млн га в 2018 году.

Частные инвесторы могут использовать данные дистанционного зондирования для совершенствования управления и мониторинга своих земельных участков, а организации гражданского общества – для своего независимого мониторинга. В новом Лесном кодексе Российской Федерации, содержится обязательное требование о представлении данных с геопривязкой при регистрации частных земельных объектов в сельской местности. Имеется информация о сложностях в выполнении этого требования, особенно при использовании изображений из различных источников и различных технических средств для их расшифровки Тем не менее, этот механизм позволил усовершенствовать мониторинг и укрепить подотчетность, а также сформировать первоначальные данные по целому ряду соглашений о государственном регулировании частных проектов, в том числе вводящих мораторий на выращивание сои и выпас скота в лесных регионах. Взаимодействие с гражданским обществом и частным сектором, в структурах государственного сектора растет понимание необходимости тесного взаимодействия с гражданским обществом и частным сектором в рамках многоотраслевых и многосторонних форумов, что является одним из средств легитимации мер государственной политики и совершенствования регулирования и управления изменениями в землепользовании.

Институциональное устройство следует рассматривать не просто как совокупность государственных ведомств и административных структур, а как комплексную систему, в которой компоненты этого устройства взаимодействуют с местным населением, организациями гражданского общества и ответственными кругами частного сектора. Когда местные жители могут объединяться и создавать свои организации и федерации на местном и национальном уровне, они могут более эффективно бороться за сохранение своих прав. Признание традиционных или неформальных прав владения или пользования землей является для местного населения мощным стимулом к выполнению правоприменительных и надзорных функций, способствуя тем самым применению действующих нормативных положений. Имеющиеся данные также указывают на то, что при наличии достаточных стимулов общины могут не хуже, а иногда и лучше, чем государственные ведомства, решать вопросы сокращения убыли лесов на особо охраняемых территориях, например, в Краснодарском крае государство наладило взаимодействие с регионами и оплачивает их работу по охране местных лесов и посадке деревьев, местные жители теперь встали на «передний край» борьбы за соблюдение закона по пресечению незаконных рубок леса, что свидетельствует о важности и экономической выгоде взаимодействия государства с гражданским обществом и общинными организациями в борьбе с обезлесением.

Более заметную роль в содействии устойчивому землепользованию стали играть саморегулирующиеся организации частного сектора, все больше частных компаний принимает на себя добровольные обязательства по исключению из своих производственно-сбытовых цепочек лесозаготовок, приводящих к обезлесению. Среди таких инициатив – добровольная система сертификации, в том числе по линии Лесного попечительского совета, Программы подтверждения сертификации лесов, Круглого стола по вопросам устойчивого производства и организации хозяйств, эти  инициативы направлены на обеспечение благополучия производителей лесных продуктов в сочетании с соблюдением принципов экологической и социальной устойчивости и на сохранение лесов региона.

Необходимость в универсальном подходе и эффективность отдельных инструментов государственной политики, таких как законодательство, финансовые стимулы, планы землепользования, мониторинг и правоприменительные механизмы, партнерство с частным сектором и гражданским обществом, ситуации в регионах, в последнее время добившихся одновременного увеличения сельскохозяйственного производства и площади лесного покрова, подтверждает важность параллельного использования нескольких взаимодействующих механизмов, таких как интенсификация сельского хозяйства, зонирование землепользования, сохранение лесов, расширение ввоза продовольственных товаров и древесной продукции, а также привлечение иностранных инвестиций, что было частично достигнуто с помощью сочетания инклюзивных государственных социальных   инвестиций на цели развития, выверенных мер адресного экономического стимулирования и изменения системы стимулирования в сельском хозяйстве, повышения урожайности, улучшения правоохранительной деятельности и мониторинга обезлесения; создания особо охраняемых территорий, и юридического признания земель коренных народов.

Укрепление экономической эффективности с помощью комплексных подходов к управлению ландшафтами, предусматривающих более тесное синергетическое взаимодействие между сельским и лесным хозяйством, прослеживается ряд общих тем:

- благоприятных экономических условий;

- сбалансированного учета в государственной политике интересов сельскохозяйственного и лесного секторов;

- рыночно-ориентированной сельскохозяйственной политики, предусматривающей социальные и экологические гарантии;

- учета в государственной политике всех экономических, социальных и экологических благ, которые дают леса;

- использования правильных инструментов государственной политики в целях повышения продуктивности сельского хозяйства и развития устойчивого управления лесами;

- наличия эффективной правовой и институциональной базы;

- выделения достаточного финансирования для осуществления программ;

- передачи прав на управление лесами местному населению;

- внедрения комплексного землепользования.

При этом важно отметить, что между выбранными для исследования регионами есть также существенные различия, например:

- в географическом местоположении;

- в природных условиях для произрастания тех или иных сельскохозяйственных культур и различных типов лесов;

- в особенностях исторического развития, оказывающих влияние на формирование политической системы и системы земельных отношений;

- в демографической ситуации;

- в уровне экономического развития;

- благоприятные экономические условия;

- сбалансированный подход к сельскому и лесному хозяйству в государственной политике;

- рыночно-ориентированное сельское хозяйство с социальными и экологическими гарантиями;

 - полноценное признание в государственной политике экономических, социальных и экологических функции лесов;

- использование правильных политических инструментов для повышения продуктивности сельского хозяйства и развития устойчивого управления лесами;

- правовая и институциальная база;

- выделение достаточного финансирования для реализации программ;

- делегирование прав на управление лесами местными, региональными органами поощрения комплексного землепользования.

Инновационные инвестиции в леса могут способствовать решению более общих задач государственной, социальной и экологической политики, в числе примеров – крупные программы лесоразведения, программы реабилитации лесов на уровне ландшафтов и интеграции лесного хозяйства в стратегии развития сельских районов, на основе создания благоприятных условий для частных инвестиций в лесное хозяйство и внедрить инновационные механизмы финансирования, такие как плата эксплуатацию лесов (ПЭУ). с учетом смещения государственного сектора с производства в сторону научных исследований и разработок, сельского финансирования, содействия экспорту и укрепления объединений производителей. Прямые инвестиции государственного сектора часто направляются на решение первоочередных экологических задач, таких как восстановление почв и посадка деревьев, социальных задач, в том числе программ социальной защиты, и мобилизацию вложений со стороны частного сектора.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта 18-010-00545 «Мониторинг систем управления реализации концепции устойчивого управления природными ресурсов лесного сектора».

 

Литература

  1. Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Тенденции развития социально-экономических форм медико-экологической безопасности в сфере услуг эффективного природопользования РИО «КубГТУ». – 2016. – 200 с.
  2. Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Формирование концепции стратегического развития лесного хозяйства. – Краснодар: ООО «Издательский дом Экоинвест», 2016. – 220 с.
  3. Апсалямова С.О., Хуажев О.З. «Зеленая» экономика при формировании социально-экономических услуг и медико – экологических систем эффективного лесопользования. – Краснодар. ООО «Издательский дом – Экоинвест», 2016. – 218 с.
  4. Апсалямова С.О.,   Хуажев О.З., Лешова Ю.В., Аспекты медико-экологической безопасности при эффективном природопользовании. – Краснодар: РИО «КубГТУ», 2016. – 198 с.
  5. Апсалямова С.О.,   Хуажев О.З., Зыза В.П., Институциональные аспекты прогнозирования и организация управления лесами. Institutional aspects of forecasting and organization forest management // Journal of Environmental Management and Tourism. Scopus. – 2016. – С. 53-61. www.asers.eu/journals/jemt/
  6. Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Лешова Ю.В., Дроздов А.Н. Тенденции современного развития лесного сектора экономики // Tendencies of the Modern Development of Forest-Based Sector of Economy. Quality –Access to Success. Bucharest. Romania. – T.17, No.154. October. Scopus. – 2016. – С. 55-60.
  7. Апсалямова С.О.,   Хуажев О.З. Методология прогноза сценариев эффективного лесопользования // Methodology of Forecasting Scenarios of Efficient Forest Use. International Journal of Economic Research (IJER). Scopus. 2016. С. 83-85 http://serialsjournals.com
  8. Апсалямова С.О.,   Хуажев О.З. Правовые и политические основы развития эффективного лесопользования // Legal and political basics of efficient forest use. Man in India. Scopus. 2016.– С. 3605-3625. http://serialsjournals.com.
  9. Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Механизмы конкурентоспособности в области обеспечения медико-экологической безопасности эффективного лесопользования // Экономика и предпринимательство. – 2016. – С. 54-60. www.intereconom.com
  10. Апсалямова С.О., Хуажев О.З. Мониторинг показателей процессов, обеспечивающих регулирование устойчивого развития лесного сектора // Лесотехнический журнал. – Воронеж ВГЛТА, 2014. –Т. 4, №1 (13). – С. 243- 253.

Literatura

  1. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. Tendencii razvitija social'no-jekonomicheskih form mediko-jekologicheskoj bezopasnosti v sfere uslug jeffektivnogo prirodopol'zovanija RIO «KubGTU». – 2016. – 200 s.
  2. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. Formirovanie koncepcii strategicheskogo razvitija lesnogo hozjajstva. – Krasnodar: OOO «Izdatel'skij dom Jekoinvest», 2016. – 220 s.
  3. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. «Zelenaja» jekonomika pri formirovanii social'no-jekonomicheskih uslug i mediko – jekologicheskih sistem jeffektivnogo lesopol'zovanija. – Krasnodar. OOO «Izdatel'skij dom - Jekoinvest», 2016. – 218 s.
  4. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z., Leshova Ju.V., Aspekty mediko-jekologicheskoj bezopasnosti pri jeffektivnom prirodopol'zovanii. – Krasnodar: RIO «KubGTU», 2016. – 198 s.
  5. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z., Zyza V.P., Institucional'nye aspekty prognozirovanija i organizacija upravlenija lesami. Institutional aspects of forecasting and organization forest management // Journal of Environmental Management and Tourism. Scopus. – 2016. – S. 53-61. www.asers.eu/journals/jemt/
  6. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. Leshova Ju.V., Drozdov A.N. Tendencii sovremennogo razvitija lesnogo sektora jekonomiki // Tendencies of the Modern Development of Forest-Based Sector of Economy. Quality –Access to Success. Bucharest. Romania. – T.17, No.154. October. Scopus. – 2016. – S. 55-60.
  7. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. Metodologija prognoza scenariev jeffektivnogo lesopol'zovanija // Methodology of Forecasting Scenarios of Efficient Forest Use. International Journal of Economic Research (IJER). Scopus. 2016. S. 83-85 http://serialsjournals.com
  8. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. Pravovye i politicheskie osnovy razvitija jeffektivnogo lesopol'zovanija // Legal and political basics of efficient forest use. Man in India. Scopus. 2016.– S. 3605-3625. http://serialsjournals.com
  9. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. Mehanizmy konkurentosposobnosti v oblasti obespechenija mediko-jekologicheskoj bezopasnosti jeffektivnogo lesopol'zovanija // Jekonomika i predprinimatel'stvo. – 2016. – S. 54-60. www.intereconom.com
  10. Apsaljamova S.O., Huazhev O.Z. Monitoring pokazatelej processov, obespechivajushhih regulirovanie ustojchivogo razvitija lesnogo sektora // Lesotehnicheskij zhurnal. – Voronezh VGLTA, 2014. –T. 4, №1 (13). – S. 243- 253.

 

Хашир Бэлла Олеговна, д.э.н., профессор, Кубанский государственный технологический университет, 350000, г. Краснодар, Московская, 2.

Хуажев Олег Закиреевич, д.т.н., профессор, Институт леса, 350072, г. Краснодар, Базовская, 169, к.12.


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!