Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. (мл.) Туристско-рекреационный потенциал Оренбургской области в контексте развития стратегии "Нового Шёлкового пути" // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: ООО "Компания ПОЛИГРАФИСТ", 2015. - №3(34). - С. 63-66.

ГРИГОРЕВСКИЙ Д.В., ЧИБИЛЁВ А.А.(МЛ.)

Институт степи УрО РАН, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИИ «НОВОГО ШЁЛКОВОГО ПУТИ»

АННОТАЦИЯ:

В статье рассмотрены вопросы развития туристско-рекреационного потенциала Оренбургской области в связи с интеграционными процессами ЕврАзЭС и в рамках стратегии «Нового Шёлкового пути». Развитие международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС побудило к созданию международного транспортного маршрута Западный Китай- Европа. Помимо внимания к инфраструктурным объектам, торговым и логистическим процессам проектируемого транспортного коридора внимание должно уделяться и развитию туристко-рекреационного потенциала территорий прилегающих к проектируемому участку трассы на территории Оренбургской области. Сегодня территории обладающие туристско-рекреационным потенциалом в Оренбургской области приурочены к объектам природного и историко-культурного наследия. Это позволяет рассматривать сеть особо-охраняемых природных территорий не только с точки зрения экологического каркаса, но и с точки зрения её интеграции в туристско-рекреационный комплекс региона. Прохождение проектируемой трассы предполагается по территории 6 районов региона.

Ключевые слова: ЕврАзЭС, «Новый Шёлковый путь», Оренбургская область, транспортный коридор, ООПТ, туризм, муниципальные образования.

ABSTRACT:

The article discusses the development of the tourism potential of the Orenburg region in connection with the integration processes in the Eurasian Economic Union and the strategy of "New Silk Road". Development of international cooperation within the EAEU led to the creation of international transport route China-West Europe. In addition to the focus on infrastructure projects, trade and logistics processes designed corridor attention should be paid to the development of tourism and recreational potential of the area adjacent to the planned site of a line in the Orenburg region. Today the territory possessing tourist and recreational potential in the Orenburg region are confined to objects of natural, historical and cultural heritage. This allows us to consider a network of specially protected natural areas, not only in terms of the ecological framework, but also in terms of its integration into the tourist and recreational complex in the region. Passage of the planned route is expected on the territory of 6 areas in the region.

Keywords: Eurasian Economic Union, «New Silk Road», Orenburg region, transport corridor, Specially Protected Natural Areas, tourism, municipalities.

Под Великим шёлковым путём понимают систему торговых маршрутов древности и средневековья, связавшую Восток со странами Запада. Несмотря на то, что формирование этой трансевразийской коммуникационной системы началось ещё в III тысячелетии до н.э., лишь в 121 году до н.э. первый верблюжий караван отправился из Китая в Ферганскую долину.

За почти 2 тысячелетия своего существования Шёлковый путь стал системой глобального взаимодействия, охватившей целые цивилизации, кочевые народы и племена от Китая до Европы, от Индостана до Урала и Сибири (рис. 1) [1, 2].

Рисунок 1. Схема Великого шёлкового пути.

В XV веке под влиянием геополитических процессов и образованием торговых барьеров на территории евразийского пространства шёлковый путь пришёл в упадок. В 1877 году немецкий географ и путешественник Фердинанд фон Рихтгофен ввёл научный термин – «Великий Шёлковый путь» [3].

Спустя ещё полтора столетия история «Великого Шёлкового пути» вновь оживает. 7 сентября 2013 года Си Цзиньпин предложил «объединить усилия и на основе инновационных методов взаимодействия создать экономическую зону Великого шелкового пути, сделать поддерживаемые между евро-азиатскими странами экономические связи более тесными»[4].

Современная стратегия «Нового Шёлкового пути» рассматривает экономическую зону Великого Шёлкового пути (ЭЗВШП) как геоэкономическую ось Евразии, проходящую по территории 30 стран. В этой связи есть все основания рассматривать степную зону Российской Федерации, как стратегически важную транзитную территорию в рамках интеграционных процессов Евроазиатского экономического союза (ЕврАзЭС).

Развитие международного сотрудничества в рамках ЕврАзЭС побудило к созданию международного транспортного маршрута Западный Китай- Европа. Маршрут будет проходить по следующим городам: Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Казань, Оренбург, Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Кордай, Алматы, Хоргос, Урумчи, Ланьчжоу, Чжэнчжоу, Ляньюнган с общей протяженностью 8445 км, из них 2233 км по территории Российской Федерации.

На состоявшемся в начале декабря 2014 года в г. Оренбурге IV Евразийском экономическом форуме были представлены проекты строительства участков дорог в Оренбургской области по двум направлениям: с использованием существующей федеральной сети дорог (на территории региона 467 км) и строительство скоростного участка Кумертау – Сагарчин (172 км).

Очевидно, что помимо внимания к инфраструктурным объектам, торговым и логистическим процессам проектируемого транспортного коридора внимание должно уделяться и развитию туристко-рекреационного потенциала территорий прилегающих к проектируемому участку трассы на территории Оренбургской области.

Рисунок 1. Схема проектируемого транспортного коридора в разрезе региональной сети ООПТ Оренбургской области [5].

На сегодняшний день территории, обладающие туристско-рекреационным потенциалом в Оренбургской области, приурочены к объектам природного и историко-культурного наследия. Это позволяет рассматривать сеть особо-охраняемых природных территорий не только с точки зрения экологического каркаса, но и с точки зрения её интеграции в туристско-рекреационный комплекс региона.

Анализ природно-ресурсного потенциала охраняемых территорий Оренбургской области позволяет сделать вывод о имеющихся в регионе перспективах для вовлечения охраняемых природных территорий в экономику региона. В этой связи перспективным направлением является освоение рекреационных ресурсов охраняемых территорий и использование их в качестве источника пополнения местного бюджета. Природоохранная сфера должна перестать быть затратной частью хозяйственного комплекса.

Природные парки, памятники природы и историко-культурные объекты на территории Оренбургской области должны приносить реальные деньги, располагая существенными возможностями для стимулирования экономического развития финансовых поступлений в местный бюджет, в том числе и валютных. Конечно, речь прежде всего идёт о сфере туризма и отдыха. Причём её следует понимать не как узкую отрасль, а как широкий социокультурный и природный комплекс, включающий сферу культурно-просветительного обслуживания, природно-рекреационный комплекс, непосредственно учреждения отдыха и туризма и развлетвлённую туристическую инфраструктуру [6].

Прохождение проектируемой трассы предполагается по территории Октябрьского, Тюльганского, Сакмарского, Оренбургского, Беляевского и Акбулакского районов (рис. 2).

Тюльганский район интересен с точки зрения развития множества видов туризма, в том числе и экстремальных. Высшая точка области г. Накас находится в относительной близости (40 км) от предполагаемого прохождения трассы. Горно-долинный характер ландшафта Малого Накаса, пересечённость рельефа, способствует прокладке оригинальных труднопроходимых маршрутов (пеших, велосипедных и мотоциклетных). На базах Тугустемира и Ташлы созданы условия для горнолыжного спорта, сноуборда и катания на лыжах с использованием трамплинов [7].

Сакмарский район характеризуется наличием достаточно развитой инфраструктуры туризма и рекреации. Места отдыха в летнее время в основном приурочены к территориям, прилегающим к пойме реки Сакмара. Проектируемый маршрут автомобильной трассы пройдёт в непосредственной близости к геологическим памятникам природы регионального значения на территории района. Так, например, при соблюдении параметров рекреационной нагрузки возможно строительство смотровых площадок и кемпингов в окрестности Белой горы. В зимнее время туристский потенциал района связан с использованием рекреационных возможностей горы Гребени.

Оренбургский район в рамках реализуемого проекта с точки зрения туризма и рекреации, прежде всего, интересен наличием развитой туристской инфраструктуры в окрестностях с. Нежинка и с. Самородово. Туристические базы и дома отдыха восточной части района могут стать основой туристско-рекреационного кластера ПТК.

Соль-Илецкий район традиционно интересен туристам наличием курорта на солёном озере «Развал», уникальном природно-антропогенном объекте, имеющим важное рекреационное и бальнеологическое значение. Также в непосредственной близости к ПТК расположены геологические и геолого-геоморфологические объекты: гора Змеииная, Букобайские яры, гора Алеутас и др. Особого внимания заслуживают песчаные пляжи реки Илек, уникальные геологические памятники Урало-Илекского междуречья, участки девственных степей Урало-Илекского междуречья с аспектами цветных тюльпанов и ковылей, возможности конного туризма и кумысолечения, своеобразный «бахчёвый рай» в период созревания арбузов и дынь, «золотое кольцо» сарматских курганов и других памятников Урало-Илекского междуречья [8].

Беляевский район в контексте развития туризма и рекреации имеет перспективы связанные с использованием природного потенциала планируемого к созданию шестого участка государственного заповедника «Оренбургский» («Предуральская степь»). Участок располагается в 20 км на северо-восток от трассы на границе Беляевского и Акбулакского районов. В 2013 году на окраине п. Сазан создан «Центр разведения степных животных», первыми его обитателями стаи лошади Пржевальского, кианги и двугорбые верблюды. С целью дальнейшего развития проекта предлагается создать в 2015 году областной природный парк «Оренбургская Тарпания». К специфическим направлениям развития и задачам функционирования участка относятся осуществление реинтродукции лошади Пржевальского, организация экологического просвещения, развитие познавательного туризма.

Акбулакский район – представляя собой южный район в пределах прохождения участка ПТК. В условиях безводных южностепных ландшафтов Акбулакского района особую привлекательность приобретают урочища, связанные с родниковыми выходами грунтовых вод. Так как прохождение ПТК планируется вблизи с. Сагарчин, особое внимание привлекает ландшафтно-ботанический памятник Сагарчинская лесная дача. Памятник регионального уровня имеет большое природоохранное и научно-просветительское значение [9].

Очевидно, территории, прилегающие к проектируемому транспортному коридору «Европа – Западный Китай» в пределах Оренбургской области, обладают значительными возможностями развития туризма и рекреации. Концепция Нового Шёлкового пути как бренда была с энтузиазмом подхвачена Министерством физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. В государственной программе Оренбургской области «Развитие физической культуры, спорта и туризма» на 2014-2020 годы «принадлежность к всемирному туристскому проекту «Шёлковый путь» отмечается среди преимуществ области, связанных с развитием туризма в регионе.

На сегодня туристский потенциал Оренбургской области используется не в полном объеме, а существующий комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации в отрасли. Для реализации туристско-рекреационного потенциала рассматриваемых выше территорий необходимы инвестиции, которые способствовали бы доведению качества уже существующих объектов туристской инфраструктуры мировым стандартам.

Литература:
1. Мамлеева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Vita Antiqua, 2-1999. С. 53-61.
2. О чём умолчал Председатель Си. Электронный ресурс: http://communitarian.ru/publikacii/kontseptualnaya_razvedka/o_chem_umolchal_predsedatel_si_08092013/
3. Внуков Н.А. Великие путешественники: Биографический словарь. Азбука, 2000 г., 736 стр.
4. Шёлковый путь возвращается на карту мира. Электронный ресурс: http://www.ng.ru/courier/2014-09-01/9_silkroad.html
5. Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. (мл.) Возможности развития туризма и рекреации на прилегающих территориях к проектируемому транспортному коридору "Европа - Западный Китай" (Оренбургский участок). // "Современные концепции научных исследований": сборник статей IX Международной научно-практической конференции. - М.: "Евразийский союз ученых", 2014. - № 9. С.117-119.
6. Чибилёв А.А. (мл.) , Семёнов Е.А. Очерки экономической географии Оренбургского края. Том I. Екатеринбург: ООО «УЦАО», 2014. – 182 с.
7. Тюльганский район Оренбургской области: краеведческий атлас / А.А. Чибилев, О.С. Руднева, В.М. Павлейчик. Вступительное слово Шмарина В.Н. Под общей редакцией А.А. Чибилева – Оренбург: Институт степи УрО РАН, 2008. – 40 с.
8. Рекреационно-туристические оесурсы Оренбургской области / А.А. Чибилев. – Оренбург: «Газпромпечать» ООО «Оренбурггазпромсервис», 2007. – 60 с.
9. Чибилёв А.А., Павлейчик В.М., Чибилёв А.А. (мл.) Природное наследие Оренбургской области: особо охраняемые природные территории. – Оренбург: УрО РАН, Печатный дом «Димур», 2009. – 328 с.


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!