5.6. Алтайский сектор российско-казахстанского приграничья 

Алтайский регион, который с российской стороны включает два субъекта развития – Алтайский край и республику Алтай – одна из новых политически важных и территориально протяженных приграничных зон России. Представляет собой перекрестную зону интересов как минимум четырех государств – республики Казахстан, Китайской Народной Республики, республики Монголии и Российской Федерации. Режим международных границ установлен в соответствии с Законом РФ «О государственной границе Российской Федерации» (1993 г.).

Наиболее укреплена граница между Республикой Алтай, Китаем и Монголией. Обустройство государственной границы с Республикой Казахстан находится на стадии формирования системы пропускных пунктов, функции которых в настоящее время выполняют погранзаставы Кулунда, Локоть, Тархата, Бертек, Аргамджи и др., что привело к некоторому усилению барьерности во взаимодействии приграничных территорий и формированию периферийной зоны вокруг государственных границ некогда единого экономического и геополитического пространства. 

До недавнего времени характерной особенностью государственной границы Российской федерации со странами СНГ являлось то, что на большинстве направлений она не была установлена в международно-правовом аспекте. Это в какой-то мере способствовало установлению (сохранению) «горизонтальных» связей между хозяйствующими субъектами по обе стороны границы, развитию интеграционных процессов приграничного сотрудничества. Хотя в ряде случаев наблюдаются инфраструктурно – хозяйственные споры.

Необходимо отметить, что анализ нормативно-правовых документов, экономических и социокультурных связей хозяйствующих субъектов и населения по обе стороны государственных границ, позволил выделить два типа процессов приграничного сотрудничества и усиления геополитических позиций России с приграничными странами.

Первый тип – «вертикальный» или административный, когда взаимодействие между приграничными субъектами происходит на уровне официальных государственных структур и лиц, представляющих полную структуру административных функций «сверху - вниз» от главы государства до уровня представителей муниципальных образований приграничных территорий. Результатом такого типа связей являются всевозможные соглашения, декларации и протоколы о намерениях в области межгосударственного, межрегионального и/или межмуниципального сотрудничества.

Указанный тип взаимодействия необходим для выстраивания  правовых аспектов приграничного сотрудничества, протекционистских позиций для конкретных субъектов приграничного сотрудничества, но главным образом  для создания условий развития приграничных территорий, преодоления их периферийного положения и социокультурного взаимодействия населения с соседним государством. 

Второй тип приграничного сотрудничества во многом зависит от первого и носит «горизонтальный» или межсубъектный характер. Включает в себя установление контактов и взаимодействие субъектов разных сфер экономической активности и населения приграничных территорий по следующим направлениям: торговля, производственное кооперирование, договорные отношения и хозяйственно-предпринимательские связи крупных субъектов, совместная предпринимательская деятельность, трудовые челночные и сезонные миграции, финансовые отношения, поездки населения с целью получения отдельных видов социальных, бытовых, медицинских и других услуг, культурные и религиозные связи, обмен образовательными услугами, научно-техническое сотрудничество между научно-производственными учреждениями и т.д.

Для приграничных регионов России (Алтайский край) и Казахстана (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области) посредством анализа официальных показателей социально-экономического взаимодействия нами выделены четыре зоны трансграничного сотрудничества горизонтального типа на уровне муниципальных образований (административных районов),  для каждой из них указаны  приоритетные  виды социально-экономических отношений (рис. 5.7.1, табл. 5.7.1). 

Рисунок 5.7.1 – Уровень взаимодействия приграничных территорий России (Алтайский край) и Казахстана (Павлодарская, Восточно-Казахстанская области)

Таблица 5.7.1 – Территориальное распределение видов социально-экономических отношений горизонтального типа  приграничного сотрудничества России (Алтайский край) и Республики Казахстан (Павлодарская и Восточно-Казахстанская области) 

Алтайский край

Павлодарская область

Восточно-Казахстанская область

Вид социально-экономических отношений

 А). Приграничный пояс - приграничная зона первого порядка

Бурлинский район;

Славгородский район;

Табунский район;

Кулундинский район;

Ключевской район;

Михайловский район;

Угловский район;

Рубцовский район;

Локтевский район;

Третьяковский район;

Змеиногорский район;

Чарышский район.

Успенский район; Щербактинский район, Лебяжинский район.

Бескарагайский район;

Территория семипалатинской городской администрации; Бородулихинский район, Шемонаихинский район, Глубоковский район.

То, Тм, У, Сп, Фо, Пк, Кр, Хп.

 

Б). Центральные территории края – приграничная зона второго порядка

г. Барнаул;

г. Бийск;

г. Рубцовск;

г. Белокуриха;

г. Новоалтайск;

 

г. Павлодар;

г. Экибастуз;

г. Аксу;

г. Курчатов.

 

г. Усть-Каменогорск;

г. Семипалатинск;

г. Лениногорск;

г. Аягоз.

 

То, У, Сп, Фо, Пк, Кр, Хп, Оу, Нс.

 

В). Группы районов расположенные вдоль основных магистралей транспортного каркаса – зона третьего порядка

Заринский район;

Первомайский район;

Павловский район;

Ребрихинский район;

Мамонтовский район;

Завьяловский район;

Благовещенский район;

Тальменский район;

Калманский район;

Топчихинский район;

Алейский район;

Шипуновский район;

Поспелихинский район;

Косихинский район;

Троицкий район;

Бийский район;

Каменский район;

Панкрушихинский район;

Хабарский район.

Павлодарский район;

Территория подчинения адм.

г. Аксу;

Территория подчинения адм.

г. Экибастуз;

Железинский район;

Майский район.

Бородулихинский район;

Территория подчинения адм. г.Семипалатинск;

Жарминский район;

Территория подчинения адм. г. Аягоз;

Шемонаихинский район;

Глубоковский район;

Уланский район;

Зыряновский район;

Территория подчинения адм

г. Лениногорск.

То, Сп, Фо, Пк, Кр, Хп.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Г). Административные районы, расположенные в «межкаркасной» зоне – зона четвертого порядка

Алтайский район;

Баевский район;

Быстроистокский район;

Волчихинский район;

Егорьевский район;

Ельцовский район;

Завьяловский район;

Залесовский район;

Красногорский район;

Краснощековский район;

Крутихинский район;

Курьинский район;

Кытмановский район;

Новичихинский район;

Петропавловский район;

Родинский район;

Романовский район;

Смоленский район;

Советский район;

Солонешенский район;

Солтонский район;

Тогульский район;

Тюменцевский район;

Усть-Калманский район;

Усть-Пристаньский район;

Целинный район

Иртышский район;

Актогайский район;

Баяноульский район;

Абайский район;

Коклектинский район;

Тарбагатайский район;

Курчумский район;

Зайсанский район;

Урджарский район.

То, Тм, Сп,  Кр,

 

Торговый обмен (То), производственное кооперирование (Пк), договорные отношения и хозяйственно предпринимательские связи крупных субъектов (Хп), совместная предпринимательская деятельность (Сп), трудовые челночные и сезонные миграции (Тм), финансовые отношения (ФО), поездки населения с целью получения отдельных видов социальных, бытовых, медицинских и др. услуг (У), культурные и религиозные связи (Кр), обмен образовательными услугами (Оу), научно-техническое сотрудничество (Нс)

Анализ тесноты и характера связей между названными регионами показал очень высокую тесноту экономического и социокультурного  сотрудничества и недостаточный уровень развития существующих транзитных экономических коридоров между ними.

Не достаточный уровень развития вертикального типа приграничного сотрудничества или отсутствие гибкой системы реагирования на изменяющиеся обстоятельства приграничного сотрудничества по первому типу ведет к  разрыву экономических и социокультурных связей между территориями, расположенными по разные стороны границы, создает систему упущенных выгод, но главное – усложняет социально-экономическое положение приграничных территорий и ослабляет геополитические позиции регионов соседних государств. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических субъектов. Большие проблемы в решении вопросов жизнеобеспечения населения приграничных регионов возникают из-за утраты традиционных источников водо- и теплоснабжения. В качестве примера можно привести взаимную инфраструктурную зависимость Алтайского края и приграничных районов Казахстана. В советские времена  была единая энергетическая система страны, разрыв ее привел к необходимости перепрофилирования ряда алтайских ТЭЦ с Экибастузских на Канско-Ачинские  угли, а это потребовало ряд технологических и технических решений. Локтевский район Алтайского края и Бородулинский Восточно-Казахстанской области практически связаны единой инфраструктурой – инженерной, транспортной, разрыв этих связей ухудшил экономическое и инфраструктурное положение обоих муниципальных образований, привел к удорожанию и снижению качества предоставляемых услуг.

Проблемы приграничных территорий усугубляются тем, что с установлением новых границ возникла необходимость обустройства пограничной, таможенной и миграционной служб. Это повлекло за собой новые социальные проблемы: необходимо обеспечивать жильем и работой военнослужащих, членов их семей, а также беженцев и вынужденных переселенцев из сопредельных государств. Отсюда — более высокий уровень безработицы в ряде приграничных регионов и необходимость создания новых рабочих мест и переобучения безработных, в т.ч. сокращенных в результате экономического спада. Кроме того, создается добавочная нагрузка на социальную инфраструктуру приграничных регионов, требующая дополнительного финансирования. Отмечается и усиление социально-экономического расслоения стимулирует возникновение и развитие различного рода конфликтов, в том числе и на национальной почве.

Низкий уровень вертикального типа взаимодействия приграничных территорий не позволяет им с одной стороны эффективно развиваться, с другой – создают предпосылки к осложнению обстановки в приграничных регионах – нарастание активности контрабандистов, рост числа незаконных мигрантов, проникновение оружия и наркотиков. К сожалению, в этот момент рычаги взаимодействия силовых структур двух приграничных территорий часто имеют разнонаправленный характер, направленный на отстаивание главным образом национальных интересов в ущерб международным ценностям.

Другим моментом вертикального типа взаимодействия является декларативность намерений возможного использования перспектив приграничного сотрудничества, без разработки конкретного инструментария приграничного сотрудничества горизонтального типа. Подписанные на государственном уровне соглашения и декларации на практике не всегда находят свое применение или не учитывают реальных обстоятельств и проблем приграничного взаимодействия конкретных хозяйствующих субъектов или населения по обе стороны границы. К сожалению, данный подход можно зафиксировать в отношениях Российской Федерации со странами СНГ.

Хотя,  в 2009г. можно отметить, как минимум два позитивных геополитических момента в приграничных отношениях России и Казахстана. Во-первых, 5 апреля 2009 года Президентом РФ подписан Федеральный закон N48-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке пересечения российско-казахстанской государственной границы жителями приграничных территорий Российской Федерации и Республики Казахстан».  Данные категории граждан могут пересекать российско-казахстанскую границу по документам, удостоверяющим личность (паспорта, свидетельство о рождении детей), не только в установленных пунктах пропуска, но и в иных местах пересечения границы. Заполнение миграционных карт при пересечении российско-казахстанской государственной границы по условиям соглашения не требуется. И, во-вторых, на российско-казахстанской границе был запущен эксперимент по внедрению упрощенной процедуры пересечения границы, который получил положительную оценку, и такая процедура досмотра была утверждена правительствами двух государств по всей протяженности российско-казахской границы. Основной принцип эксперимента – сотрудничество двух ведомств, построенное на полном доверии. Так, например, проверке не подлежит автотранспорт, выезжающий из той или другой страны. Досмотр проводит только принимающая сторона, что позволяет существенно сократить время прохождения таможенных процедур на границе. Упрощена и процедура декларирования, таможенные декларации страны выезда действительны для встречающей стороны, что также сокращает время, увеличивает пропускную способность пропускных пунктов и намного облегчает саму процедуру таможенного оформления. Эксперимент по упрощению таможенного контроля был проведен одновременно на пяти пограничных постах российско-казахстанской границы в течение трех месяцев и показал положительную динамику грузооборотов.

Логическим продолжением данного процесса явилось подписание документов о вступлении в силу 1 июля 2010г.  Соглашения о создании Таможенного союза России и Казахстане, что предполагает отмену таможенного оформления товаров на казахстанско-российской границе, на переходный период остается лишь таможенный контроль для товаров по 409 позициям Единого таможенного тарифа. А уже с 1 октября 2010 года в России вступит в силу Новый Таможенный Кодекс Таможенного Соглашения, основанный на нормах Международной конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур /Киотской/, что означает изменение правил ввоза физическими лицами товаров, приобретенных за рубежом.

Эти решения существенно упростят движение грузо- и пассажиропотоков, что в интересах обеих стран. Более того, создание данного Таможенного союза позволит снять определенные ограничения при провозе товаров в третьи страны. Например, на состоявшемся 20-23 июля 2010г. в столице Алтайского края г. Барнауле в рамках рабочего визита делегации Управления коммуникаций СУАР КНР прошли переговоры с руководством департамента государственной политики в области дорожного хозяйства, автомобильного и городского пассажирского транспорта РФ по вопросу организации автомобильных перевозок между Россией и Китаем транзитом через территорию Казахстана. Решение вопроса об осуществлении перевозок грузов автотранспортом из Китая в Сибирский федеральный округ через территорию Казахстана приведет к увеличению роста товарооборота между регионами Сибирского федерального округа и Китаем. Реализация данных договоренностей явится наглядным примером доверия между Россией и Казахстаном. С 1 июля 2011г. должен вступить в силу Единый Таможенный Кодекс уже между тремя государствами СНГ – республиками Беларусь и Казахстан, Российской Федерацией, а это важный шаг к создании Единого Экономического Пространства. 

По опыту «еврорегионов» западноевропейских государств можно предложить разработку и реализацию общей концепции приграничного сотрудничества наших государств и устойчивого развития приграничных территорий – соотношение вертикального и горизонтального типов взаимодействия. 

Важными инструментами решения проблем на приграничной территории могут стать: создание органов приграничного сотрудничества, заключение межрегиональных и межмуниципальных Соглашений по приграничному сотрудничеству, совершенствование бюджетных и других инструментов региональной политики Российской Федерации и Казахстана, координация конкретных налоговых, бюджетных, таможенных, пограничных и иных мероприятий, обеспечивающих дифференцированную приоритетность развития приграничных территорий двух стран. Необходимо отметить, что важнейшее место среди механизмов стимулирования развития приграничных территорий может занять приграничная торговля, порядок организации и осуществления которой разрабатывается и контролируется специальными ведомствами, а основные предпосылки для повышения уровня взаимодействия приграничных территорий приведены на схеме (рис. 5.7.2).

Необходимо преодолеть общее недопонимание стратегической роли приграничных территорий  в развитии государств, рассматривая их не как национальную периферию, а прежде всего как зону сотрудничества с другими странами. Задачи национальных центров  состоят  в разработке и реализации региональной политики, способной обеспечить достаточный уровень безопасности и предоставить приграничным субъектам регионального развития  максимальные полномочия и возможные политико-правовые и торгово-экономические инструменты для решения задач эффективного приграничного сотрудничества.

Рисунок 5.7.2 – Создание предпосылок для  повышения уровня взаимодействия приграничных территорий 


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!