5.4. Геоэкологические предпосылки организации региона приграничного сотрудничества в бассейне реки Урал 

Одним из показательных примеров современной эколого-географической ситуации, сложившейся в российско-казахстанском приграничье, является нарушение бассейнового принципа природопользования в бассейне Урала.

Уникальность бассейна реки Урал [Бакланов, 2003] опреде­ляется исключительным природно-ресурсным потенциалом субъектов Республики Казахстан и Российской Федерации, расположенных в бассей­не, а также высоким биологическим разнообра­зием региона. Назрела необходимость в создании единого органа совместного предприятия (межго­сударственного комитета) по управлению при­родными ресурсами бассейна. Реализация этого предложения возможна в рамках сотрудничества по типу «еврорегионов», получивших развитие в Европе [Горшенин, 1997]. Понятие «еврорегион» закреплено в Европейской рамочной конвенции о трансгра­ничном сотрудничестве в 1980 г., а также в Декла­рации о трансграничном сотрудничестве, приня­той Комитетом министров Совета Европы 6 ноя­бря 1989 г.

Географически еврорегионы образуются в гра­ницах основных осей трансграничного сотрудни­чества. В данном случае осью предлагаемого "Ев-рорегиона Урал-Жайык" является река, которая наряду с уникальными эколого-экономическими особенностями обладает большими перспектива­ми для развития рекреации и международного вод­ного туризма. Рекреационно-туристическое освое­ние бассейна Урала позволит внести экономичес­кие ограничения природопользования в регионе, столь необходимые для сохранения биологическо­го и ландшафтного разнообразия, в том числе ме­стообитаний, миграционных путей и нерестилищ осетровых. В административном срезе "Еврорегион Урал-Жайык" охватывает западный сектор российско-казах­станского приграничья, включая Атыраускую, Уральскую и Актюбинскую области Республики Казахстан и Оренбургскую область РФ.

Бассейн Урала расположен в пяти природных зонах (лесная, лесостепная, степная, полупустын­ная, пустынная), на стыке трех физико-географи­ческих стран (Восточно-Европейская равнина, Урал, Тургай и Туран).

Бассейн Урала состоит из трех экологически гомогенных зон [Чибилёв, 1999]:

- зоны активного формирования стока (горно-лесные и лесостепные ландшафты с модулем по­верхностного стока более 4 л/с с 1 км2);

- зона формирования и транзита стока и его интенсивного хозяйственного использования (ле­состепные и степные ландшафты с модулем сто­ка от 0,5 до 4 л/с с 1 км2);

- зона транзита и потерь стока и его интенсив­ного хозяйственного использования (полупустыни и пустыни с модулем стока менее 0,5 л/с с 1 км2).

В административном отношении бассейн р. Урал охватывает три субъекта Российской Федерации (Челябинская, Оренбургская области и республи­ка Башкортостан) и три субъекта Республики Казахстан (Актюбинская, Западно-Казахстан­ская и Атырауская - бывшая Гурьевская облас­ти). С 1991 г. Урал - межгосударственная река.

В пределах евразийского пространства бассейн р. Урал отличается уникаль­ным ландшафтным и биологическим разнообразием. В первую оче­редь, долина Урала выделяется из общего зоогеографического фона Южного Урала и Северного Прикаспия уникальностью и богатством фаунистического комплекса. Это связано с тем, что пойма реки выделяется на фоне зональных лесостепных, степных, полу­пустынных и пустынных ландшафтов, своеобразием лесолуговых и озерно-речных местообитаний. Кроме того, необходимо учитывать, что в период четвертичного оледенения бассейн Урала не покрывался ледниковым покровом и служил убежищем как для теплолюбивых форм, обитавших в Приуралье в доледниковое время, так и для более холоднолюбивых видов, изгнанных ледником с севера.

В условиях современного все возрастающего воздействия человека на природную среду долина Урала до настоящего времени выделяет­ся относительно хорошей сохранностью естественных ландшафтов. Как уже отмечалось выше, Урал — единственная крупная река южного склона Европы с незарегулированным средним и нижним течением, благодаря чему в пойме реки сохранилось высокое весеннее половодье. Оно обе­спечивает заход и нерест проходных видов рыб, поддерживает не­обходимые условия для произрастания лесной растительности, соз­дает, вследствие труднодоступности пойменных резерватов животных (гнездовий, нерестилищ и т. д.) для человека, своеобразные «заповед­ные» условия для обитателей поймы в период разлива. Слабонарушенные пойменные экосистемы стали убежищем для мно­гих животных, лишившихся своих традиционных местообитаний.

В число важнейших групп и видов уральских животных, имею­щих уникальное всероссийское и мировое значение, входят:

—  осетровые; в том числе крупнейшее в мире урало-каспийское стадо севрюги;

—  белорыбица, каспийское стадо которой после зарегулирования реки Волги и уничтожения нерестилищ в реке Уфе поддерживалось лишь за счет нерестилищ, расположенных в реке Урале;

— хищные птицы (орел-могильник, беркут, скопа, сокол-балобан, филин и др.), в особенности уральская популяция орлана-белохвоста, насчитывающая около 150—180 особей (для сравнения: в цен­тральном районе Европейской части России не более 100 пар);

— русская выхухоль, самый восточный естественный очаг распро­странения этого уникального эндемика русской природы находится на илекско-чаганском участке поймы Урала (численность выхухоли только в пределах Оренбургской области составляет около 8—12 тыс. особей, а в целом по среднему течению реки более 20 тыс. особей).

Учитывая уникальные зоогеографические особенности долины среднего и нижнего плесов реки Урал, необходимо осуществить специальный комплекс мероприятий по сохранению его фаунистического комплекса.

В связи с этим необходимо объявить заповедный режим на фло­ру и фауну на участке поймы Урала от с. Бородинск (Оренбургская область) до с. Рубежное (Западно-Казахстанская область Республи­ки Казахстан), а на ихтиофауну — от села Илека до устья. Особое внимание следует уделить охране крупных островов в пойме Урала (Карасу у с. Беляевка, Раздоры у с. Илек, Кирсановский против села Бурлин Западно-Казахстанской области, Тещин Язык близ с. Иртек Ташлинского района и др.), на которых легче обеспечить относи­тельную экологическую автономность территорий.

В целях оптимизации природоохранных мероприятий целе­сообразным и обоснованным выглядит предложение о создании межгосударственного национального парка «Уральская урёма». Парк предлагается создать в пойме р. Урал в пределах существующих го­сударственных заказников Кинделинского в Оренбургской и Кирса­новского в Западно-Казахстанской областях на площади около 120 тысяч гектаров. Национальный парк «Ураль­ская урема», совмещая в себе функции заповедника и специальной зоны отдыха, позволит не только сохранить ценные ландшафты до­лины среднего течения реки Урал, но и сделать их доступными для посещения людьми.

При создании еврорегиона "Урал-Жайык" не­обходимо учитывать не только природную специфику бассейна, но и то, что приграничный регион распола­гает богатейшими запасами углеводородного сы­рья (уступая в мире только бассейну Оби), разви­той черной и цветной металлургией (Урал - самая "металлургическая" река в мире), значительным аграрным потенциалом.

Активизация экономической деятельности в приграничном российско-казахстанском секторе определила существенные изменения эколого-географической ситуации на приграничных территориях, в том числе и в пределах бассейна р. Урал. Необходимость урегулирования трансграничных проблем уже достаточно длительное время обозначается многими государствами и международными организациями на различных уровнях. В итоге был разработан комплекс международных документов (Хельсинские правила использования вод международных рек (1966); Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (Хельсинки, 1992); Соглашение об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов государств – участников СНГ (1998)). В тоже время проблема нарастания экологической напряженности в трансграничных речных бассейнах, в том числе и в пределах Азиатской России остается одним из слаборешенных вопросов в условиях современного природопользования. Решение данных проблем затрудняется рядом причин, в том числе, из-за несоответствия водных кодексов государств, что осложняет проведение скоординированных межгосударственных мероприятий по управлению и охране трансграничного речного бассейна. Примером эффективного трансграничного сотрудничества (более 40 лет) является работа Совместной Российско-Финляндской комиссии по использованию пограничных водных систем, а также, положительной оценки заслуживает сотрудничество Российской Федерации с Украиной [Корытный, 2001].

В последние десятилетия вопрос управления трансграничным бассейном р. Урал поднимался неоднократно в рамках целого ряда межгосударственных совещаний. 27 августа 1992 года в г. Оренбург было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов, а летом 1996 года был подписан Протокол о совместном использовании и координации водохозяйственной деятельности в бассейне р. Урал. Из последних межгосударственных совещаний, отметим очередное заседание Межправительственной российско-казахстанской комиссии 5 мая 2009 г. в г. Астана (Республика Казахстан), в рамках которого обсуждались следующие вопросы – создание Межгосударственного Комитета по проблемам трансграничной р. Урал, о принятии Межгосударственного Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по совместной охране и рациональном использовании трансграничных вод р. Урал. Наконец, 11 сентября 2009 г. в г. Оренбург, в рамках VI форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана (с участием президентов приграничных государств) одним из актуальных вопросов, требующих совместного решения на государственном уровне стал вопрос сохранения экосистем р. Урал.

В пределах российской части бассейна для регулирования вопросов, связанных с  водохозяйственной деятельностью создан Бассейновый Совет Уральского бассейнового округа. Основу Совета составляют рабочие группы, включающие представителей Челябинской, Оренбургской и Саратовской областей, а также Республики Башкортостан. Главной задачей рабочих групп является разработка рекомендаций и предложений по различным аспектам водопользования, а также повышение оперативности при реализации мероприятий, принимаемых Бассейновым советом.

Для интегрированного управления трансграничным бассейном р. Урал необходимо создать единый российско-казахстанский орган, функционирование которого бы осуществлялось с учетом эколого-географических и социально-экономических особенностей всей территории бассейна. Целесообразность создания российско-казахстанского трансграничного союза определяется, в первую очередь, наличием общих историко-географических, политических и социально-экономических предпосылок:

  1. Территориальное единство. Осью данного трансграничного союза станет р. Урал, которая проходит через западный сектор российско-казахстанского приграничья, включая Западно-Казахстанскую и Актюбинскую области Республики Казахстан и Оренбургскую область Российской Федерации. Целостность речных геосистем, отражающаяся в «сочетании абиогенной основы со специфическими рядами функционирования биоты» [Ганзей, 2004], будет определять территориальное единство трансграничной территории. Такое сочетание обеспечивает наиболее объективную основу для решения различных задач и проблем в сфере водопользования, в том числе и международного. Кроме этого, понятие «трансграничный речной бассейн» отвечает современным эколого-географическим представлениям, в основе которых лежит бассейновая концепция природопользования.
  2. Экономическое единство. Бассейн р. Урал располагает богатейшими запасами углеводородного сырья, развитой черной и цветной металлургией, значительным аграрно-промышленным потенциалом. Достаточно активно развивается внешнеэкономическая деятельность приграничных регионов. Республика Казахстан является основным внешнеторговым партнером Оренбургской области, на долю которого приходится около 30,0% регионального объема внешнеторгового оборота [Международные и внешнеэкономические … , 2004]. Оренбуржье поставляет в Республику Казахстан электроэнергию, нефтепродукты, сжиженный газ, минеральные удобрения, электродвигатели, холодильное оборудование, черные металлы, строительные материалы и др., а импортирует - сырье и полуфабрикаты для обеспечения производственных технологических процессов [Приграничное сотрудничество … , 2001]. Из перспективных отраслей отметим туризм, который относится к одному из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Развитие туристической индустрии в пределах трансграничных территорий будет стимулировать создание современной инфраструктуры и новых рабочих мест, а также поможет привлечь дополнительные инвестиции. Для реализации совместных российско-казахстанских туристических проектов уже предложен целый ряд мероприятий. Так, например, Институтом степи УрО РАН разработаны проекты межгосударственного национального парка «Уральская Урема» на границе Оренбургской и Западно-Казахстанской областей и природного парка «Урало-Губерлинское ущелье» на границе с Актюбинской областью [Чибилёв, 2005б]. Создание трансграничного национального парка в среднем течении р. Урал, позволит не только сохранить уникальные пойменные ландшафты и сделать их доступными для посещения туристов, но и получить значительный экономический эффект.
  3. Историко-культурное единство. Урало-Каспийский край, расположенный на открытом степном пространстве Евразии, всегда был на стыке разных, но взаимосвязанных культур. Река Урал – колыбель Ногайской Орды, яицкого и оренбургского казачества, река, соединяющая в единое историко-культурное пространство Оренбургскую область и Западный Казахстан [Чибилёв, 2008]. С 1920 по 1925 годы г. Оренбург был столицей Киргизской автономной республики, а в 1936 году была образована Казахская ССР.
  4. Геополитическое единство. С учетом современной геополитической обстановки, взаимоотношения с Российской Федерацией рассматриваются Казахстаном в качестве основного приоритета внешней политики. Большое значение для развития союзнических отношений между двумя странами имеет поддержка Россией внешнеполитических инициатив Казахстана, который в свою очередь также активно поддерживает основные внешнеполитические направления России (ЕврАзЭС, ШОС и др.).

Учитывая отмеченные предпосылки, а также положительный опыт функционирования еврорегионов в Европе, создание трансграничного союза в российско-казахстанском приграничном секторе достаточно реально. Вместе с тем, для оптимального функционирования союза необходимо будет решить целый ряд проблем и противоречий: 

  1. По сравнению с компактными еврорегионами Европы, территория российско-казахстанского трансграничного союза характеризуется значительной протяженностью приграничной зоны - 1876 км (из них – около 196 км приходится непосредственно на р. Урал) и значительной площадью - 575,6 тыс. км2. Данное обстоятельство будет осложнять не только управление ресурсами трансграничного союза, но и проведение интеграционных мероприятий.
  2. В пределах трансграничного бассейна р. Урал располагаются достаточно развитые в социально-экономическом отношении регионы, но следует отметить наличие региональных диспропорций, которые будут затормаживать развитие и интеграцию приграничных регионов. Определенные диспропорции наблюдаются и в размещении населения в пределах приграничного региона. Общая численность населения в регионе составляет около 4 млн. человек, но размещается оно крайне неравномерно, особенно в пределах Актюбинской и Западно-Уральской областей. Максимальная плотность населения наблюдается в Оренбургской области – 17,1 человек на 1 км2, а минимальная – в Актюбинской области – 2,2 человек на 1 км2.
  3. В ходе разработки (и на этапах реализации) концепции совместного управления трансграничным речным бассейном возникает потребность в получении данных различного рода, что определяет необходимость своевременного обмена информацией между государствами. В настоящее время, к сожалению, между приграничными регионами Российской Федерацией и Республикой Казахстан нет четкой и согласованной политики в сфере информационного сотрудничества.
  4. 4. В отличие, от европейских государств, где процессы региональной интеграции в единое социо-культурное и экономическое пространство имеют более чем полувековой опыт, в пределах российско-казахстанского приграничного сектора региональные интеграционные процессы только начинают набирать обороты. Несмотря на длительную историю в статусе единого союзного государства, в настоящее время Российская Федерация и Республика Казахстан активно взаимодействуют как торговые и политические партнеры, а проведение мероприятий по совместному управлению природопользованием осложняется различными экономическими стратегиями приграничных стран, и не соответствием законодательств, в т.ч. и в природоохранной сфере.

В итоге, становится очевидным, что для успешной реализации мероприятий по развитию единого трансграничного союза необходимо разработать комплекс первоочередных мер по устранению перечисленных проблем и противоречий. Так, для оптимального территориального управления необходимо выделить «ядра» будущего трансграничного союза, которые бы выполняли функцию «полюсов роста и развития» в пределах приграничных регионов; для активизации и оздоровления интеграционных процессов следует разработать целенаправленную стратегию региональной политики, а также необходимо подписать соглашение об информационном сотрудничестве между участниками трансграничного союза и др.

Несмотря на наличие значительного числа бассейновых соглашений между отдельными странами, на практике остается много нерешенных вопросов, среди них – организация и осуществление комплексного мониторинга не только в русловой части, но и на всей водосборной площади;  разработка международных программ по устойчивому развитию трансграничных территорий; усовершенствование законодательных актов заинтересованных государств; разработка моделей межгосударственных предприятий (еврорегионов) приграничного сотрудничества на основе эколого-экономических подходов к межгосударственному управлению водными ресурсами и др. Решение данных вопросов требует своевременного политического, экономического и научного обоснования на основе межгосударственного и межрегионального сотрудничества. Все перечисленные проблемы актуальны и для трансграничного бассейна р. Урал.

Исходя из эколого-географического анализа, можно сказать, что целенаправленное организа­ционно-правовое оформление регионов пригра­ничного сотрудничества позволит решить следу­ющие основные эколого-географические про­блемы этой территории:

- во-первых, используя эффект повышенного ландшафтного и биологического разнообразия приграничных территорий [Бакланов, 2003; Чибилёв, 1999], содействовать раз­витию межгосударственной экологической сети (EECONET), включающей важнейшие объекты природоохранного каркаса региона, и охране ред­ких видов растений и животных путем согласова­ния списков государственных и региональных Красных книг;

- во-вторых, создать трансграничные особо ох­раняемые природные территории (заповедники, межгосударственные природные парки, рекреа­ционные и заповедные зоны). Это особенно важ­но для участков границы с динамичными ланд­шафтами долин рек Урала и Илека с изменяющи­мися руслами;

- в-третьих, разработать международные програм­мы восстановления природных экосистем и воспро­изводства хозяйственно ценных видов животных, например охотничьих и рыбопромысловых;

- в-четвертых, развить сеть межгосударственных стационаров по экологическому мониторингу и индикации изменений природных комплексов под воздействием антропогенных факторов, контро­лю трансграничных переносов и миграций [Коронкевич, 2003];

- в-пятых, способствовать развитию межгосудар­ственного, в том числе экологического, туризма.

Для успешного решения перечисленных задач понадобятся совместные усилия ученых России и Казахстана, которые могли бы реализовываться в рамках международных научно-технических программ и соответствующих программ СНГ.

ВЫВОДЫ

  1. Река Урал за последние 15 лет практически полностью утрати­ла естественный потенциал воспроизводства осетровых рыб. Коли­чество производителей, заходящих к реку, сократилось более чем в 40 раз!

Главные причины:

- браконьерство в Каспийском море и низовьях реки;

- ухудшение гидрологических условий для нерестовых миграций осетровых на участке «море-река»;

- наличие искусственных преград (затопленные суда, понтонные мосты и т. д.)

  1. На современное санитарно-экологическое состояние реки, не­смотря на интенсивное развитие промышленности (черная и цветная металлургии, нефтегазодобыча), основное негативное влияние оказывает загрязнение бытовыми отходами (неорганизованный ту­ризм, свалки мусора прибрежных населенных пунктов, турбаз, жи­вотноводческих ферм). Ни в России, ни в Казахстане не соблюдает­ся водоохранное законодательство, разработанное и утвержденное в годах прошлого века.
  2. Особую ценность и трансграничную эколого-хозяйственную проблему представляют собой участки реки Урал,  расположенные вдоль   государственной   границы   между   Россией   и   Казахстаном;

- километровый участок ниже г. Орска (Урало-Губерлинское ущелье) и 100-километровый участок Илек — Бурлин (Уральская урема). Для сохранения уникальных пойменных экосистем «Урало-Губерлинское ущелье» на границе Оренбургской и Актюбинском областей и «Уральская урема» на границе Западно-Казахстанской и Оренбургской областей необходимо придать им статус трансграничных природных резерватов (международный биосферный заповедник), функционирующих как совместные природоохранные предприятия.

  1. Несмотря на то, что Россия и Казахстан исторически могут считаться   приемниками   речных   цивилизаций   Евразии,   города   и муниципальные  образования, расположенные на берегах Урала, не имеют четко выраженной градостроительной концепции разви­тия, ориентированной на благоустройство берегов реки. Например, в таких городах, как Уральск. Орск.  Новотроицк, полностью отсутствуют элементы культурного приречного городского ландшафта. В связи этим предлагается создать Ассоциацию городов и муниципальных образований, расположенных на берегах Урала, и разработать единую Целевую программу ландшафтно-гидрологического градостро­ительного обустройства берегов Урала с учетом принципов устой­чивого территориального развития и необходимости сохранения уникальной экосистемы бассейна реки.
  2. Для комплексного решения экологических, социально-эконо­мических и гуманитарных проблем трансграничной р. Урал необхо­димо создать на постоянной основе Межгосударственный комитет со штаб-квартирами в Оренбурге и Уральске. 

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!