5.2. Интеграционные процессы в российско-казахстанском приграничье 

Являясь периферией России и Казахстана, приграничные территории образуют Российско – Казахстанский трансграничный регион, который обладает специфическими свойствами и в котором идут активные интеграционные процессы между странами.

Необходимость интеграции России и Казахстана не вызывает сомнений в силу ряда причин, помимо общности историко-географического развития:

  1. Интеграция является ведущей общемировой тенденцией развития - этот процесс затронул и государства постсоветского пространства. Россия и Казахстан одновременно являются членами основных политических, военно-политических и экономических организаций, созданных и получивших развитие на постсоветском пространстве — СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС — занимая в них активную позицию и стремясь координировать в рамках этих организаций свою деятельность.
  2. Интеграция создает предпосылки для повышения эффективности и конкурентоспособности экономик соседних регионов и стран.
  3. Интеграция позволит создать эффективно функционирующий российско-казахстанский трансграничный регион, способный конкурировать на мировом рынке.

После распада Советского союза Россия выделила постсоветское пространство как приоритетное направление внешней политики, причем Казахстан является главным стратегическим партнером. Этому способствует   геополитическая и геоэкономическая взаимодополняемость, протяженная сухопутная граница, сходство политических систем и культур. Совершенно очевидно, что Казахстан и Россия имеют все необходимые ресурсы и объективные предпосылки для интенсивного развития взаимовыгодных двусторонних отношений:

  1. Исторические и геополитические аспекты. И Россия, и Казахстан несколько столетий входили в единое государственное образование – Российскую империю, затем СССР, занимая при этом значительную площадь Евразийского региона. В настоящее время новая государственная граница России с Казахстаном - это самая протяженная в мире (7599 км) сухопутная граница двух государств. Геополитическое положение стран позволяет рассматривать их как особое связующее культурно-историческое звено между двумя частями света – Европой и Азией.
  2. Сформировавшиеся в советский период тесные экономические связи на уровне хозяйствующих субъектов, сложившееся международное разделение труда, совместимость стандартов и технологий производства.
  3. Общий язык межнационального общения, тесные социальные связи (семейные, дружественные и т.д.), близкая ментальность. Около миллиона казахов проживает сегодня в России, и 4 миллиона русских насчитывается в Казахстане.

Российско-казахстанские интеграционные процессы являются важным фактором устойчивого роста экономик двух государств. Основными стратегическими направлениями двухстороннего сотрудничества России и Казахстана является взаимодействие в сфере промышленности, торговли, транспорта, охраны окружающей среды.

Между регионами Российской Федерации и областями Республики Казахстан заключено около 200 соглашений в области торгово-экономического, научно-технического, гуманитарного сотрудничества, а также сотрудничества в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях, в области предупреждения аварий, катастроф, стихийных бедствий и ликвидации их последствий и других. Особое место по своей значимости и по влиянию на весь комплекс отношений между Россией и Казахстаном занимает Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 25 мая 1992 г. и Декларация о вечной дружбе и союзничестве, ориентированном в XXI-е столетие, от 6 июля 1998 г.

72 региона Российской Федерации имеют торгово-экономические связи с Республикой Казахстан. Наиболее активными участниками внешнеторговой деятельности с Казахстаном являются приграничные области России. В целом на 16 российских регионов из 72 приходится 80% внешнего товарооборота России с Казахстаном. Важное место в российско-казахстанских связях занимает приграничное сотрудничество, на долю которого приходится 71,5% от общего товарооборота. Наиболее активными участниками внешнеторговой деятельности с Казахстаном являются г. Москва и г. Санкт-Петербург, Челябинская, Оренбургская, Свердловская, Тюменская, Новосибирская, Омская, Астраханская, Иркутская, Кемеровская, Московская, Самарская, Волгоградская и Курганская области, Красноярский и Алтайский края, Республики Башкортостан, Татарстан и Хакасия.

Важным фактором двусторонних экономических отношений остаются связи регионов обоих государств, в основе которых лежат традиционно сложившиеся схемы производственной кооперации двух стран в различных отраслях промышленности, науке, культуре, здравоохранении.
В российско-казахстанской приграничной зоне действует более 300 совместных предприятий, что способствует формированию общего экономического пространства.

Сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сфере является одним из перспективных интеграционных направлений. В нефтегазовой отрасли сотрудничество развивается по линии совместной разработки казахстанских месторождений. Россия в проектах по недропользованию на территории Республики Казахстан занимает четвертое место.

Проекты по разработке и освоению месторождений на территории российско-казахстанского трансграничья:

  1. Газоконденсатное месторождение «Карачаганак» (Западно-Казахстанская область). Месторождение является одним из крупнейших в Казахстане. Его доказанные запасы составляют около 1,35 трлн. кубических метров природного газа и 1,2 млрд. тонн нефти. Месторождение разрабатывается компаниями ряда стран. Российская доля (ОАО «ЛУКОЙЛ») в консорциуме составляет 15% (750 млн. долларов). Еще в 1997 году между участниками консорциума было подписано соглашение о разделе продукции. В соответствии с данным соглашением, Казахстану принадлежит 80% в продукции месторождения, а зарубежным компаниям – 20%. В 2008 году добыча жидких углеводородов (нефть и газовый конденсат) на месторождении «Карачаганак» вышла на уровень 12 млн. тонн в год.
  2. Газоконденсатное месторождение «Имашевское» (Атырауская область). «Имашевское» считается вторым по объемам газоконденсатным месторождением в Казахстане после «Карачаганакского». Его подтвержденные запасы составляют 128,7 млрд. кубометров газа, 20,7 млн. тонн газового конденсата и 63,5 млн. тонн серы. Поскольку месторождение «Имашевское» находится на территории двух государств – России и Казахстана, долгое время оно было спорным и по этой причине не разрабатывалось. Лишь в 2005 году был подписан договор о казахстанско-российской государственной границе, где оговорено, что данное месторождение делится между двумя странами поровну, и будет разрабатываться совместными усилиями, причем при равном долевом участии в финансировании работ. Со стороны Казахстана разработку месторождения будет осуществлять «КазМунайГаз», а со стороны России разработчик пока не определен.
  3. Нефтяные и газовые месторождения «Хвалынское» и «Центральное» (северная часть Каспийского моря, российский и казахстанский участки шельфа). Запасы месторождения «Хвалынское» оцениваются в 480 млн. тонн нефтяного эквивалента, включая 300 млн. тонн нефти, а месторождения «Центральное» – 522 млн. тонн нефти и 92 млрд. кубических метров попутного газа. Месторождения, расположенные на срединной линии шельфа северной части Каспийского моря, также как и в случае с месторождением «Имашевское», долгое время были спорными. Разработку месторождения «Хвалынское» будут осуществлять «ЛУКОЙЛ» и «КазМунайГаз».
  4. Месторождения «Алибекмола» и «Кожасай» (Актюбинская область). Запасы нефти оцениваются в 70 млн. тонн, а газового конденсата – 13 млн. тонн. Разработка данных месторождений осуществляется казахстанской компанией «Казахойл-Актобе» и российским «ЛУКОЙЛом». В последние несколько лет ежегодная добыча на обоих месторождениях стабильно составляет порядка 1 млн. тонн нефти.
  5. Совместная переработка газа и газового конденсата Карачаганакского месторождения на Оренбургском газоперерабатывающем заводе. Проект осуществляется российским «Газпромом» и казахстанским «КазМунайГазом». Планируется, что до 2010 года на заводе будет перерабатываться около 8 млрд. кубических метров газа в год, в 2011 году – 12 млрд. кубических метров, а с 2012 года – уже не менее 15 млрд. кубических метров газа ежегодно.
  6. Строительство Каспийского газохимического комплекса в зоне нефтегазового месторождения «Хвалынское» (Атырауская область). Реализаторами проекта являются «КазМунайГаз» и «ЛУКОЙЛ». Предполагаемая проектная мощность – переработка примерно 14 млрд. кубических метров газа ежегодно, включая 9 млрд. кубических метров для выработки товарного метана (первичная переработка) и 5 млрд. кубических метров – для газохимии (в основном производство полиэтилена и полипропилена).

Помимо месторождений, расположенных непосредственно в приграничных областях Россия участвует в проектах по совместной разработке по всей территории Казахстана - Тюб-Караган, Аташская, Курмангазы, «Кумколь Северный», «Северные Бузачи», «Каракудук».
Основные транзитные трубопроводы:

  1. «Атырау – Самара» - 700 км.
  2. «Тенгиз – Новороссийск» - 1510 км.
  3. «Бухара – Урал» - 4500 км.

Сотрудничество между приграничными регионами осуществляется на основе трансграничных экономических схем: поставки Казахстаном экибастузского угля на электростанции Урала и Сибири с отправкой в обратном направлении электроэнергии, поставки казахстанского минерального сырья на горно-металлургические предприятия Южного Урала в обмен на их готовую продукцию, поставки Казахстаном нефти и газового конденсата на перерабатывающие предприятия Самары, Оренбургской области и Башкирии под встречные поступления нефтепродуктов и газа.

Сотрудничество в сфере транспорта также одна из наиболее перспективных областей развития двусторонних отношений между Казахстаном и Россией. Оба государства в контексте развития транспортного сотрудничества представляют друг для друга большой стратегический интерес, поскольку помимо широкой национальной транспортной сети занимают определяющее географическое положение. Казахстан и Россия тесно связаны транспортными коммуникациями.

Основой интеграции двух сопредельных стран и в частности приграничных регионов является наличие инфраструктуры - сети трансграничных автодорог и железнодорожных путей.

Наиболее взаимозависимы друг от друга железнодорожные системы двух стран. По территории Казахстана проходят и формируются на основе существующей в республике транспортной инфраструктуры международные транспортные коридоры, в числе которых:

Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ): Западная Европа-Китай, Корейский полуостров и Япония через Россию и Казахстан.

Ветвь транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА): Восточная Европа - Центральная Азия через Черное море, Кавказ и Каспийское море (на участке Достык-Алматы-Актау).

Транспортный коридор Север-Юг: Северная Европа - страны Персидского залива через Россию и Иран, с участием Казахстана на участках морской порт Актау - Уральские регионы России и Актау-Атырау.

Также Россия и Казахстан являются звеньями трансконтинентального автодорожного коридора «Западная Европа –  Западный  Китай», запланированная общая протяженность маршруту Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу – Чжэнчжоу – Ляньюньган составляет 8 445 км. Из них 2 233 км будет проходить по территории Российской Федерации,   2 787 км – Республики Казахстан, 3 425 км – Китайской  Народной Республики. 

В то же время, для такой протяженной границы, каковой является граница между Казахстаном и Россией, количество и плотность железнодорожных и автомобильных путей сообщения явно недостаточно. Например, Западно-Казахстанская область граничит с 5 российскими областями, однако имеет только один железнодорожный и три автомобильных соединения. Практически нет обустроенных дорог в сторону Волгоградской и Астраханской областей.

Сеть автодорог российско-казахстанского трансграничья состоит из  200 автодорог, из которых 6 являются международными автомагистраля­ми СНГ:

Граница Эстонии - Санкт-Петербург - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Павлодар - Семи­палатинск - Майкапчагай - граница Китая;

Граница Польши - Брест - Минск - Смоленск - Москва - Самара - Уфа - Челябинск - Курган - Петропавловск - Омск - Новосибирск - Кемерово - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита - Хабаровск - Владивосток;

Киев - Глухов - Курск - Воронеж - Саратов - Уральск - Актюбинск - Кзыл-Орда - Чимкент - Джамбул - Бишкек - Нарын - Торугарт - граница Китая;

Граница Польши - Львов - Ров­но - Житомир - Киев - Полтава - Харьков - Луганск - Волгоград - Астрахань - Атырау - Бейнеу - Нукус - Буха­ра - Карши - Термез - граница Афганистана;

Екатеринбург - Челябинск - Кустанай - Астана - Караганда - Алматы - Бишкек - Ош - Андижан - Коканд - Ташкент - Душанбе - Нижний Пяндж - граница Афганистана («север - юг»);

Семипалатинск - Барна­ул - Новоалтайск (соединительная дорога направления «север - юг»).

Кроме того, через границу проходят 36 дорог с твердым покрытием, 33 - без покрытия, остальные - грунтовые, кото­рые в плохих погодных условиях становятся труднопроходимы­ми.

Основу интеграции в секторе нефте-газодобывающей промышленности обеспечивают 11 основных трубопроводных магистралей включающих в себя 6 газопроводов по направлениям: Бухара – Урал; Газли – Москва; Макат – Кавказ; Оренбург – Восточная Европа (Союз); Карачаганак – Оренбург; Карталы - Кустанай и 5 нефтепроводов: Атырау – Новороссийск; Атырау – Самара; Кенкияк – Орск; Уренгой – Атасу (Дружба); Туймазы – Иркутск.

К настоящему времени полностью завершен процесс делимитации государственной границы между Россией и Казахстаном, а демаркация будет окончена в течении последующих 2-х лет. Установление пограничного контроля происходит только на имеющихся трассах, что значительно затрудняет сообщение между населением приграничных областей, так как, несмотря на безвизовый режим регистрация пересечения границы остается обязательной. Поэтому большинство актов пересечения границы, в особенности между близкорасположенными населенными пунктами, совершаются с нарушением пограничного режима и действующего законодательства, как Казахстана, так и России. В наилучшей степени пунктами пропуска через границу  обеспечена Волгоградская область (среднее расстоянии между ними около 50 км).  На границе Республики Алтай пункты пропуска встречаются реже, чем в других приграничных регионах – примерно в 250 км друг от друга.  Низкая густота сети пограничных пропусков не способствует тесной интеграции регионов, в частности, в европейских странах этот показатель составляет в среднем около 25 км между пунктами.

Торговое сотрудничество. Казахстан является одним из основных внешнеторговых партнеров России. В 2009 г. товарооборот между Россией и Казахстаном составил 19,7 млрд. долл. Российский экспорт достиг 13,3 млрд. долл., а импорт из Казахстана - 6,3 млрд. долл. Удельный вес Казахстана в общем товарообороте России со странами СНГ достиг 20,1%, в том числе в российском экспорте в СНГ – 22,75% и импорте – 15,46%. В то же время на приграничные с Казахстаном регионы России приходится около 21% всего российско-казахстанского товарного экспорта и 15,7% импорта.

Рисунок 5.2.1 – Основные статьи экспорта российских регионов в Казахстан (% от общего объема)

В  структуре экспорта России в Казахстан значительную долю занимают минеральные продукты – 37,8%; машины, оборудование и транспортные средства – 20,9%; продовольственные товары и сельхозсырье – 9,5% и продукция химической промышленности, каучук – 9,3% (рисунок 5.2.1).

Основу российского импорта из Казахстана составляют минеральные продукты – 56,1%; металлы и изделия из них – 19,0%; продукция химической промышленности, каучук – 13,0%. (рисунок 5.2.2).

Рисунок 5.2.2 – Основные статьи импорта российских регионов из Казахстана (% от общего объема) 

Структура экспорта и импорта приграничных регионов отражает в основном сырьевую направленность их экономик, что не способствует эффективному росту благосостояния территорий, которые, находясь в тесном соседстве с другой страной, обладают выгодным географическим положением, но зачастую по уровню экономического развития отстают от центральных регионов. Для преодоления этих негативных тенденций нужны новые макроэкономические подходы для социального и экономического развития приграничных регионов. В частности, использование уже имеющихся и создание новых возможностей для переработки сырья в продукцию более глубокой переработки для увеличения прибыльности от производства продукции и преодоления роли «сырьевого придатка».

Основу развития тесных торгово-экономических отношений между приграничными регионами определяет уровень открытости их экономик, которая определяется степенью вовлечения региона во внешнеэкономическую деятельность страны, возможностью привлекать иностранные инвестиционные средства, обеспеченностью предпосылками для сотрудничества, развитой инфраструктурной сетью. Размещение иностранного капитала по приграничным регионам отражает различия между ними по уровню инвестиционного риска, с одной стороны, и ожидаемой прибыли - с другой. Иностранный капитал стремится, прежде всего, в экономически активные части национального пространства со сравнительно высокой восприимчивостью к инновациям, являющиеся хозяйственными центрами обширных территорий и имеющие относительно благоприятные инфраструктурные условия [Вардомский, 2002].

Основными критериями уровня вовлечения приграничного региона во внешнеэкономическую деятельность являются следующие показатели: объем валового внутреннего продукта, внешнеторговый оборот, объем иностранных инвестиций, плотность автомобильных и железных дорог [Регионы Казастана, 2009; Регионы России, 2009].  С целью определения степени открытости экономик приграничных регионов нами был применен метод сравнения определяющих показателей со среднем по стране (Россия и Казахстан соответственно) посредством бальных оценок, приняв за основу следующую шкалу:

Интервал

Балл

< 0,85

0

0,8 – 1,2

1

> 1,2

3

В результате произведенных расчетов (таблица 5.2.1) наиболее открытой экономкой обладает Челябинская область, по уровню рассматриваемых показателей стоящая в авангарде российских регионов. Среди казахстанских приграничных регионов наибольший балл набрала Атырауская область, обладающая слабой инфраструктурой, но высокими показателями внешнеторгового и инвестиционного оборота, уровнем ВВП. 

Таблица 5.2.1 – Балльная оценка уровня открытости экономики приграничных регионов

Приграничная область

ВВП на душу нас.

Пл-ть авто

дорог, км/км2

Пл-ть ж/д, км/км2

Объем внешнего экспорта

Объем внешнего  импорта

Объем иностранных инвестиций

Общий балл

Челябинская

1

3

3

3

3

3

16

Атырауская

3

0

1

3

3

3

13

Оренбургская

1

3

3

1

3

0

11

Самарская

1

3

3

3

0

1

11

Западно-казахстанская

3

3

0

0

0

3

9

Актюбинская

1

0

1

3

3

1

9

Павлодарская

1

3

3

0

1

0

8

Волгоградская

0

3

3

1

0

0

7

Курганская

0

3

3

0

1

0

7

Астраханская

0

3

3

0

0

0

6

Саратовская

0

3

3

0

0

0

6

Тюменская

3

0

0

3

0

0

6

Алтайский край

0

3

3

0

0

0

6

Новосибирская

0

3

3

0

0

0

6

Кустанайская

0

3

3

0

0

0

6

Северо-казахстанская

0

3

3

0

0

0

6

Омская

0

3

1

0

0

0

4

Республика Алтай

0

1

0

0

0

0

1

Восточно-казахстанская

0

1

0

0

0

0

1

В то же время наименее вовлечены в международные экономические отношения Республика Алтай и Восточно-казахстанская область, являясь «периферийными» по всем показателям открытости.

В целом интеграционный потенциал приграничных регионов возможно улучшить, т.к. в они обладают  перспективными запасами полезных ископаемых, плодородными почвами, относительно высокой плотностью населения, инфраструктурой и т.д. Активное и заинтересованное участие партнеров по обе стороны границы в общих программах и проектах будет содействовать процессу минимизации диспропорций в социально-экономическом развитии сопредельных территорий. Эффективное сопряжение потенциалов Казахстана и России будет способствовать переходу на новый уровень развития приграничных «периферий» обоих государств.

Сотрудничество в сфере охраны окружающей среды

 Образованная в 1991 году государственная Российско-Казахстанская граница разделяет не только страны и народы, но и геосистемы с их ландшафтным и биологическим разнообразием. Охрана окружающей среды в приграничных территориях чаще всего осложняется проблемами совместного использования морских акваторий (разработка шельфа, промысел и т.д.), рек (забор воды, регулирование стока, и т.д.), трансграничным переносом загрязняющих веществ, разделение границей ареалов обитания животных и пр. В связи с этим назрела необходимость в создании единого органа совместного предприятия (межгосудар­ственного комитета) по управлению природными ресурсами приграничной территории. Реализация этого предложения возможна в рамках сотрудничества по типу еврорегионов, по­лучивших развитие в Европе. Европейский еврорегион (Euroregion) представляет собой форму международной интеграции, основанную на тесном сотрудничестве двух или нескольких территориальных образований, расположенных в приграничных районах соседствующих государств Европы.  

На территории российско-казахстанского трансграничья предлагается создать еврорегионы на основе основных осей трансгранич­ного сотрудничества. «Еврорегион Урал-Жайык» охватывает западный сектор россий­ско-казахстанского приграничья, включая Атыраускую, Уральскую и Актюбинскую области Республики Казахстан и Оренбургскую область России. С целью охвата при­граничным сотрудничеством Астраханской, Волгоградской и Саратовской областей может быть создан «Северо-Прикаспийский еврорегион». Аналогичным образом вырисовываются регионы приграничного сотрудничества на остальной части рос­сийско-казахстанского приграничья: Тоболо-Тургайский (Костанайская область Казахстана, Челябинская и Курганская области РФ), Иртышский (Северо-Казахстанская, Павлодарская, Акмолинская и Восточно-Казахстанская области Казахстана, Тюменская, Омская, Новосибирская области России) [Чибилёв, 2005б]. В восточном секторе рассматриваемого региона в настоящее время уже формируется регион пригранич­ного сотрудничества «Большой Алтай», объединяющий приграничные территории не только России и Казахстана, но и Китая и Монголии [Наш дом … , 2003].   

Развитие трансграничных связей и участие в различных формах трансграничного сотрудничества — важные инструменты преодоления негативных последствий периферийности приграничных территорий. Благодаря активным интеграционным процессам между Россией и Казахстаном государственная граница обладает в большей степени функцией контактности, чем барьерности, чему также способствовало создание Таможенного союза России и Казахстана (июль 2010 г.). Таким образом, на основании вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что интеграционные процессы в российско-казахстанском приграничье находятся на пути динамичного развития, способствуя формированию и развитию Российско – Казахстанского трансграничного региона. 


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!