5.1. Выявление важнейших направлений интеграции приграничных регионов России и Казахстана 

Решение экологических проблем Российско-Казахстанской международной трансграничной территории видится во взаимодействии в различных сферах и в различных аспектах трансграничного сотрудничества.

Можно выделить взаимоотношения в правовой, производственной, торгово-коммерческой, финансовой, транспортной, гуманитарной (социальной, образовательной, культурной), экологической и других сферах.

Первым базовым документом, регулирующим взаимодействие сопредельных регионов, стало заключенное 26 января 1995 года в г.Омске Соглашение о сотрудничестве приграничных областей России и Казахстана. Главной целью Соглашения было объявлено содействие развитию сотрудничества между приграничными областями, включая решение таких задач, как устранение препятствий для движения товаров, услуг, произведенных в пределах приграничных областей; совершенствование законодательства; поощрение взаимных инвестиций и создания совместных предприятий, упрощение процедур пограничного и других видов контроля в отношении жителей приграничных регионов; обеспечение благоприятных условий для функционирования трансграничного транспортного сообщения, охрана окружающей среды, предотвращение и ликвидация чрезвычайных ситуаций; взаимодействие в гуманитарной области; регулирование миграционных процессов, координация взаимодействия правоохранительных органов.

На региональном уровне рамочная основа для трансграничного сотрудничества задается договорами и соглашениями между высшими административными органами РФ и областными акиматами РК. В настоящее время такими договорами и соглашениями охвачены практически все приграничные регионы России и Казахстана. В документах определяется статус и перечень субъектов сотрудничества, его сферы и основные приоритеты, механизмы реализации. В ряде случаев предусматривается создание координирующих структур

Как и в предшествующих случаях, главное место отводится определению сфер сотрудничества, которые в большей степени конкретизированы с учетом местных условий. Особая роль, как правило, отводится сельскохозяйственным проблемам, наряду с которыми выделяется сотрудничество в правоохранительной и гуманитарной (образование, развитие этнокультурных традиций) областях.

В производственной сфере развитие сотрудничества во многом определяется потребностями развития ресурсного, инфраструктурного, технологического и другого потенциала, который был заложен еще в советский период и который, несмотря на проблемы и новые приоритеты постсоветского десятилетия, по-прежнему предполагает тесную кооперацию для обеспечения производственного цикла.

Одним из приоритетных направлений такой кооперации является добыча казахстанских полезных ископаемых с использованием российского оборудования с последующей поставкой сырья на российские предприятия и в некоторых случаях возвратом готовой продукции (полуфабрикатов) на территорию Казахстана. Так, разработка богатых нефтяных месторождений Западного Казахстана (Карачаганак, Тенгиз, Кашаганское месторождение каспийского шельфа и др.) ведется с применением российского бурового оборудования, поставляемого из Астраханской и Волгоградской областей. В частности, астраханские судостроители получили крупный заказ от Международного консорциума по морским работам в Казахстане (OKIOC), в рамках проекта которого в 1999г. была введена в эксплуатацию плавучая платформа «Сункар» [Туликов, 1999].

Основная часть казахстанского минерального сырья перерабатывается на российских предприятиях приграничных регионов, в частности, Самарской, Оренбургской, Омской областей. Ключевую роль в трансграничном сотрудничестве Оренбургской области играет развитие связей ОАО «Орскнефтеоргсинтез» и казахстанского предприятия «Актюбемунайгаз», ежегодно поставляющего в Россию до 2 млн. тонн нефти, а также Оренбургского газоперерабатывающего завода с поставщиками газа (до 4,5 млн. кубометров в год) Карачаганакского месторождения [Миркитанов, 1999].

Показательно, что, например, по итогам 2000г. поставляемое на предприятия Оренбургской области минеральное топливо составило 95,6% всего импорта последней из Казахстана [Статистический ежегодник, 2000].

На российские предприятия приграничных регионов поступают для переработки и другие полезные ископаемые. Речь идет о сырье с уникальных месторождений цветных металлов (марганца, титана, свинца, хрома, цинка). Часть готовой металлопродукции возвращается в Казахстан. Подобная схема действует и при поставках угля, используемого в России для нужд не только тяжелой промышленности, но и энергетики, что дает Казахстану (как в случае с расположенной в Челябинской области Новотроицкой ГРЭС) встречные поставки электроэнергии.

Несмотря на тяжелый кризис в сфере машиностроения, переориентацию российских потребителей на продукцию производителей из РФ и дальнего зарубежья, примеры эффективной кооперации в этой сфере по-прежнему существуют. Павлодарский тракторный завод, поставляющий в Россию тракторы в свою очередь зависит от поставок российских комплектующих; другим примером такого рода является деятельность автомобильного комплекса на базе УралАЗа и Кустанайского дизельного завода [Вашанов, 2001].

 В числе долгосрочных факторов, влияющих на характер трансграничного взаимодействия, важную роль играет ресурсный потенциал приграничных территорий. Этот потенциал весьма значителен, включая такие ценные ресурсы, как нефть (Астраханская, Оренбургская области), рудные ископаемые (Оренбургская и Челябинская области, уголь (Алтайский край) (рис. 5.1.1), лес (республика Алтай), сельскохозяйственная продукция (в первую очередь, зерно), продукция животноводства (скот) и используемые для их производства территории (поля, пастбища), используемая для орошения вода. 

Рисунок 5.1.1 – Месторождения полезных ископаемых 

Фактор наличия этих и других ресурсов способствует, с одной стороны, развитию трансграничного сотрудничества и сохранению сложившихся в советский период производственных и технологических связей (особенно в сферах машиностроения, добычи и переработки   полезных   ископаемых,   энергетики),   с другой   -  благоприятствует нелегальной трансграничной активности (теневая торговля зерном, вырубка казахстанскими леса и т.п.) и становится камнем преткновения на переговорах по делимитации.

Следует отметить, что зависимость казахстанской промышленности гораздо более существенна: будучи явно ориентирована на связи с Россией, она, согласно некоторым оценкам, может самостоятельно обеспечить менее 30% производственного цикла [Безопасность и международное … , 2002].

В целом степень совместимости производственного потенциала приграничных регионов достаточно высока. В западной зоне сырьевая ориентация казахстанских регионов с явно преобладающей долей ТЭК хорошо сочетается с развитостью машиностроительного и металлообрабатывающего комплекса (в т.ч. производящего буровое оборудование и трубы) сопредельных российских областей, во многом обеспечивающих к тому же потребность казахстанских соседей в продукции легкой и пищевой промышленности. В северной зоне, как было отмечено выше, созданная в советский период структура промышленности подразумевает сохранение тесных трансграничных связей для обеспечения производственного цикла в сферах металлургии, машиностроения, топливной промышленности и других.

В целом благоприятные ландшафтные условия делают российско-казахстанскую границу достаточно контактной и в плане транспортного сообщения. Ее пересекают 16 железнодорожных магистралей, примерно 200 автодорог, из которых - 6 автомагистралей, 36 дорог с твердым покрытием, 33 - без покрытия, остальные - грунтовые, которые в плохих погодных условиях становятся труднопроходимыми [Человек и граница … , 2001; Безопасность и международное … , 2002].

Количество таких дорог с трудом поддается учету; приводимые Федеральной пограничной службой данные отражают наличие далеко не всех дорог, изображаемых даже на картах приграничных регионов, не говоря уже о картах местности.

В настоящее время обеими странами взят курс на уменьшение зависимости внутреннего транспортного сообщения от использования сопредельной территории.

Казахстан, с целью сократить зависимость своей транспортной инфраструктуры от сопредельной стороны, предпринял ряд конкретных шагов в этом направлении. В конце 2000г. был введен в эксплуатацию участок, соединивший Семипалатинск с Павлодаром, что позволило осуществлять сообщение между ними без использования территории Алтайского края.

Вместе с тем, имеет место и тенденция развития новых трансграничных транспортных путей, призванных облегчить сообщение между приграничными территориями России и Казахстана. Широкомасштабные планы имеются, в частности, у нижневолжских регионов - Астраханской и Волгоградской областей, - стремящихся к развитию связей с Атырауской областью Казахстана, которая является богатейшим нефтеносным регионом страны и к тому же территорией, через которую проходят стратегически важная железнодорожная магистраль, соединяющая Юго-Западную Россию с Центральной Азией.

В то же время сопоставление потенциала приграничных регионов с другими аналогичными показателями дает менее оптимистичную картину. Во-первых, большинство примыкающих к границе субъектов РФ существенно превосходят в этом отношении своих казахстанских партнеров. При сопоставлении потенциала большинства других сопредельных регионов общая тенденция не меняется: так, например суммарный ВРП Челябинской и Омской областей более чем в 4 раза выше, чем общий валовой продукт соседних Кустанайской и Северо-Казахстанской областей.

Если не считать явного аутсайдера - Республику Алтай, - только самые слабые в рассматриваемом отношении российские пограничные регионы (в частности, Курганская область) сравнимы с соседями и даже по ключевым параметрам уступают таким сопредельным регионам, как Павлодарская и Восточно-Казахстанская области.

Инфраструктурные связи между Россией и Казахстаном не ограничиваются транспортной и производственной сферами. Определенное значение имеет, в частности, связь между объектами военной инфраструктуры в приграничной зоне. Некоторые из этих объектов имеют ключевое значение в контексте развития военного сотрудничества, что можно иллюстрировать на примере расположенного в Астраханской области полигона Ашулук, на котором регулярно проводятся совместные учения сил ПВО СНГ. В отдельных случаях части одного и того же объекта располагаются на территориях обоих государств, как это имеет место, в частности, в случае с полигоном Капустин Яр, относящийся к которому трассоизмерительный комплекс государственного летно-испытательного центра и другие объекты уходит далеко вглубь Казахстана (2 млн. га территорий Атырауской и Западно-Казахстанской областей) и, в соответствии с подписанными в 1995 году соглашениями о разделе военного имущества, используется российской стороной на правах аренды.

В сфере торгово-коммерческой стоят задачи увеличения объема внешнеторговых операций между сопредельными сторонами, стимулирования деловой активности. Для большинства приграничных регионов РКП соседняя страна входит в число приоритетных внешнеэкономических партнеров.

Гуманитарное сотрудничество приграничных территорий происходит в таких областях, как этноконфессиональные отношения, национальная культура, наука и образование, средства массовой информации, медицина, физкультура и спорт, защита прав и свобод человека, социальная защита и занятость.

Сотрудничество в сфере здравоохранения также развивается в условиях заметного различия потенциала сопредельных регионов. Если наиболее крупные приграничные областные центры РФ располагают самым широким спектром возможностей по оказанию населению медицинской помощи, то аналогичные ресурсы казахстанских партнеров как правило гораздо скромнее. К тому же казахстанская система здравоохранения с 1994 года перестала быть государственной, в результате чего резко возросло число граждан РК, пересекающих границу для получения медицинской помощи.

Потребность оказания населению приграничных территорий РК квалифицированных медицинских услуг привела к открытию в соответствующих регионах филиалов российских центров. Речь идет, в частности, о деятельности Оренбургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза», организовавшего совместное операционно-диагностическое отделение в Актюбинской области и мобильные структуры, работающие в других сопредельных регионах Казахстана.

Отмеченная при рассмотрении проблем безопасности угроза распространения эпидемий из расположенных на территории Казахстана очаговых зон также требует принятия совместных мер. Эти меры предусмотрены Программой гуманитарного сотрудничества между РФ и РК, предусматривающей, в частности, разработку и реализацию «совместной программы действий по профилактике возникновения эпидемий, вспышек массовых инфекционных и особо опасных заболеваний на территориях приграничных областей и районов с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой».

В числе вопросов трансграничного сотрудничества важное место занимают экологические аспекты. Такие проблемы, как распространение саранчи, чрезвычайные ситуации, загрязнение трансграничных рек, проведение природоохранных мероприятий в приграничной зоне, регулирование затрагивающей интересы сопредельной стороны промышленной деятельности и т.п. требуют совместной регламентации.

Эти вопросы находят отражение в документах, принимаемых на двух- и многостороннем уровнях. Так, в Соглашении о приграничном сотрудничестве регионов Российской Федерации и Республики Казахстан на 1999-2007гг. декларируется намерение сторон «содействовать совместному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды, оказанию помощи в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ст. 7).

В целях развития правовой базы в рассматриваемой сфере в разработанном в 2001 году проекте «Плана мероприятий по развитию приграничного сотрудничества в Российской Федерации» на ближайший период и перспективу предлагается, в частности, заключить межправительственное соглашение о сохранении и использовании биоресурсов Каспийского моря (п. 41) и подготовить к подписанию российско-казахстанскую программу по совместной борьбе с саранчой (п. 49).

Из документов, принятых на межрегиональном уровне, следует особо отметить заключенные 26 июня 1997 г. Договор между Оренбургской областью Российской Федерации и Актюбинской, Западно-Казахстанской, Костанайской областями Республики Казахстан «О сотрудничестве в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности на сопредельных территориях» и соглашение «О сотрудничестве в области защиты населения территорий от чрезвычайных ситуаций трансграничного характера».

Процесс правового оформления сотрудничества в экологической сфере на региональном уровне начался и в прикаспийской зоне. Летом 1999 года губернатор Астраханской области, акимы Атырауской и Мангистауской областей и президент компании «Казахойл» подписали совместное коммюнике, в котором подтвердили свое желание содействовать сохранению биологического разнообразия Каспийского моря и не допустить деятельности, которая могла бы нанести ущерб его природной среде. В перспективе речь идет о мониторинге состояния окружающей среды и совместных мероприятиях по ее охране.

К сожалению, остаточное финансирование экологических программ и их подчиненное положение в соотнесении с крупными экономическими проектами ведут к тому, что многие из задекларированных приоритетов остаются на бумаге, либо реализуются на практике крайне медленно. Это касается экологической реставрации степных ландшафтов (нарушенных неумеренной распашкой) и борьбы с опустыниванием, охраны растительного и животного мира (в т.ч. создания заповедников и других аналогичных объектов) и даже проблем регулирования стока трансграничных рек, в том числе и таких крупных, как Урал и Иртыш. Несмотря на повышенное внимание экологов и общественности к деятельности экологически опасных приграничных объектов Атырауской (месторождения Тенгиза и Восточного Кашагана), Западно-Казахстанской (Карачаганак), Оренбургской, Челябинской, Восточно-Казахстанской (горнодобывающие и перерабатывающие промышленные предприятия) областей, значительного улучшения ситуации в зоне их деятельности пока не происходит [Безопасность и международное … , 2002].

В этих условиях трансграничная природоохранная активность поддерживается во многом благодаря усилиям ученых и экологов-практиков РФ и РК. В результате их совместной деятельности достоянием широкой общественности становятся факты относительно загрязнения окружающей среды, проводится мониторинг таких загрязнений, организуются научные исследования, в т.ч. и полевые. В Астрахани, Оренбурге, Барнауле других приграничных центрах организовывались научно-практические конференции и семинары, в ходе которых в числе прочего рассматривались и трансграничные экологические проблемы.

Явно преобладающая часть Российско-Казахстанской границы расположена в сходных ландшафтных условиях степной и полупустынной зоны в сочетании с малым количеством естественных препятствий. Пограничные реки такие как Кигач (астраханская область), Малый Узень (Саратовская область), Урал и Илек (Оренбургская область), Уй (Челябинская и Курганская области), выполняют функцию водного рубежа на участках протяжённостью не более 150 км. Лишь часть Российско-Казахстанской границы на участках Алтайского края и Республики Алтай обладает выраженной ландшафтной барьерностью. Расположение этих участков в горной местности существенно затрудняет трансграничное сообщение.

В целом же, благоприятные ландшафтные условия делают Российско-Казахстанскую границу достаточно контактной в плане возможности транспортного сообщения. Наиболее протяжённые участки границы имеют Оренбургская и Западно-Казахстанская области (рис. 5.1.2).

Рисунок 5.1.2 – Протяжённость участков границы регионов 

Через территорию Российско-Казахстанского приграничья пролегают комму­никационные пути, имеющие высокое экономическое и стра­тегическое значение для Российской Федерации. Степень коммуникационной контактности региональных участков границы довольно существенно различается (табл. 5.1.1).

Таблица 5.1.1 – Насыщенность регионального участка границы трансграничными коммуникационными путями.[1]

Приграничный регион

Н

Приграничный регион

Н

Актюбинская область

88

Новосибирская область

24

Алтайский край

47

Омская область

23

Астраханская область

28

Оренбургская область

43

Атырауская область

350

Павлодарская область

156

Волгоградская область

12

Республика Алтай

480

Восточно-Казахстанская область

152

Саратовская область

23

Западно-Казахстанская область

139

Северо-Казахстанская область

157

Курганская область

23

Тюменская область

14

Кустанайская область

213

Челябинская область

31

Степень коммуникационной контактности региональных участков границы довольно существенно различается.

В числе долгосрочных факторов, влияющих на характер взаимодействия важную роль играет ресурсный по­тенциал приграничных территорий. Этот потенциал весьма зна­чителен, он включает такие ценные ресурсы, как нефть (Астра­ханская, Оренбургская области), рудные ископаемые (Оренбур­гская и Челябинская области), уголь (Алтайский край), лес (Рес­публика Алтай), сельскохозяйственная продукция (в первую оче­редь, зерно), продукция животноводства (скот) и сельхозуго­дья, используемая для орошения вода. Фактор наличия этих и других ресурсов способствует развитию трансграничного сотруд­ничества и сохранению сложившихся в советский период произ­водственных и технологических связей (особенно в сферах ма­шиностроения, добычи и переработки полезных ископаемых, энергетики) (рис. 5.1.3).

Рисунок 5.1.3 – Экономический потенциал приграничных регионов Республики Казахстан

Особенности инфраструктуры и экономического развития оказывают серьезное влияние на происходящие в приграничье демографические процессы. В граничащих с Казахстаном россий­ских регионах проживает около 25 млн. чел., из которых более 3 млн. –  в непосредственно прилегающих к границе администра­тивных районах. Демографические пропорции в непосредственно при­легающей к границе зоне можно считать сопос­тавимыми, хотя соответствующий потенциал приграничных ре­гионов отличается (в пользу России) почти в пять раз.

Огромная протяженность Российско-Казахстанской границы и специфи­ческие социокультурные характеристики разделяемых ею стран делают рассматриваемый рубеж во многих отношениях уникаль­ным объектом. Эта уникальность также обусловлена тем, что гигантская по своей длине российс­ко-казахстанская граница разделяет пространства больших госу­дарств, качественно отличающихся друг от друга по экономи­ческим, политическим, культурным, отчасти географическим и другим критериям.

Приграничные районы Казахстана существенно различаются по своему ресурсному, сырьевому и коммуникационному потен­циалу. Основная часть этого потенциала находится в западных и особенно северных регионах, которые граничат с Россией. Имен­но в этих регионах расположены наиболее богатые месторождения нефти и газа, каменного угля, черных и цветных металлов, боль­шинство предприятий их переработки, а также машиностроения, электроэнергетики и других отраслей. Границу с Россией пересе­кают 16 железнодорожных магистралей, 6 автомагистралей, 36 дорог с твердым покрытием, 4 нефтепровода, 4 газопровода, 11 ли­ний электропередачи. Территории Республики Казахстан, прилегающие к другим государствам, меньше освоены с хозяйственной точки зрения и не столь кон­тактны в коммуникационном плане, в первую очередь, ввиду менее благоприятных ландшафтно-климатических условий и мень­шего ресурсного потенциала.

В Казахстане и России эконо­мическая и инвестиционная активность территориально распределена крайне неравномерно, сосредоточиваясь, по большей части, в крупных городах и нефтегазодобывающих районах. Многие при­граничные регионы и подавляющее большинство прилегающих к российско-казахстанской границе районов в рассматриваемом отношении являются выражено периферийными.

Тем не менее, богатые возможности для развития разнооб­разных направлений трансграничного сотрудничества между Рос­сией и Казахстаном стимулируют кооперацию в самых различ­ных сферах. Несколько аспектов такого сотрудничества находятся в области безопасности и регулирования режима пересечения границ. В рамках других направлений можно выделить орга­низационно-правовой, экономический (рис. 5.1.4), гуманитарный (рис. 5.1.5) и экологический блоки проблем.

На протяжении 1992-2003 годов ежегодные объемы торговли находились в пределах 3,7 – 5,3 млрд. долларов. При этом практически прекратилось взаимодействие в угольной и атомной отраслях, кардинально снизились масштабы обмена электроэнергией, а в нефтегазовой отрасли сотрудничество ограничивалось участием российских компаний лишь в трех проектах. Начиная с 2003 года наблюдается «возвращение» России в Центральную Азию, российско-казахстанские отношения стали возрождаться. Отражением этого является то, что, начиная с 2003 года, масштабы торгово-экономических связей РФ с РК стали развиваться динамично и поступательно. Так, в период 2003-2008 годов двусторонний товарооборот вырос почти в 3,8 раза – с 5,2 до 19,7 млрд. долларов.

Рисунок 5.1.4 – Экономическое сотрудничество регионов РКП 

Но в 2009 году, из-за негативного влияния мирового экономического кризиса, российско-казахстанский товарооборот уменьшился на 30% по сравнению с предыдущим годом, составив около 13,9 млрд. долларов. 

Таблица 5.1.2 – Динамика взаимного товарооборота России и Казахстана за 2003-2009 гг. (млрд. долларов США)

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Товарооборот

5,2

8,1

9,8

12,8

16,6

19,7

13,9

Гуманитарное сотрудничество приграничных территорий происходит в таких областях, как этноконфессиональные отно­шения, культура, наука и образование, средства массовой ин­формации, медицина, физкультура и спорт, зашита прав и сво­бод человека, социальная зашита и занятость. Факти­чески основной акцент делается на содействии организации культурно-массовых мероприятий официального или полуофи­циального характера: праздников национальных культур, фес­тивалей, выставок, обменов гастрольными поездками театров, спортивных состязаний и т. п. Импульс развитию сотрудничества в гуманитарной сфере придали Год Казахстана в России (2003) и Год России в Казах­стане (2004).

Рисунок 5.1.5 – Гуманитарное сотрудничество регионов 

8 ноября 2010 года в США прошла презентация выставки о туристической привлекательности Казахстана. В Нью-Йорке при поддержке казахстанского консульства состоялась презентация туристической привлекательности страны. Популярность экологического туризма в последнее время неуклонно растет. Неизведанные уголки планеты все больше привлекают внимание путешественников. У Казахстана с его необыкновенным ландшафтом и особенностями климата есть все шансы стать ведущей страной в этом направлении.

В этой связи считаем перспективными возможности приграничных регионов РКП, в особенности на алтайском участке, быть вовлечёнными в единый туристический комплекс. В последние годы предлагались и рассматривались проекты в этой сфере. Один из проектов предусматри­вал создание такого комплекса в районе, включающем населен­ные пункты Тюнгур (Россия) и Рахмановские Ключи (Казах­стан), пользующиеся популярностью у туристов и обладающие необходимой инфраструктурой (например, лагерями для горных туристов).

В 2005 году компанией «Экосистем» из Восточно-Казахстанской об­ласти при поддержке Всемирного фонда дикой природы велись работы по разработке комбинированного трансграничного туристи­ческого маршрута «Золотой дракон Алтая» общей протяженнос­тью 2 500 км.

С 2007 года предпринимались попытки активного развития международного трансграничный маршрут «Алтай – Золотые горы». Это автомобильное путешествие по четырем странам (Россия, Казахстан, Монголия и Китай), объединенным общими географической, историко-культурной и этнографической составляющими. Он проходит по территории Алтайского края, Республики Алтай, Баян-Ульгийского и Ховдского аймаков Монголии, Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая и Восточно-Казахстанской области. В июле 2007 года при поддержке международного координационного совета «Наш дом – Алтай» состоялась экспедиция для апробации и пропаганды данного маршрута. В ходе экспедиции участниками была подготовлена схема туристического маршрута, обозначены наиболее привлекательные туристические объекты, произведена оценка транспортной инфраструктуры, а также выявлены определенные трудности по пересечению межгосударственных границ.

К сожалению, многие проекты трансграничного сотрудничества в области туризма и рекреации на исследуемой территории так и остаются в статусе проектов. На деле взаимодействие в сфере трансграничного туризма тут носит локальный и единичный характер. Такое положение дел обусловлено отсутствием должной инфраструктуры, а также внимания со стороны властей.

В числе вопросов трансграничного сотрудничества регионов РКП одно из самых важных мест занимают экологические аспекты. Такие про­блемы, как чрезвычайные ситуации, загрязнение трансгранич­ных рек, проведение природоохранных мероприятий в приграничной зоне, регулирование затрагивающей интересы сопредельной стороны промышленной деятельности тре­буют совместного решения

Одной из экологических проблем требующей совместного решения на государственном уровне является сохранение экосистемы трансграничной реки Урал. Протяженность этой водной артерии составляет без малого 2,5 тысячи км, из которых почти половина приходится на Оренбургскую область. Река с основными притоками протекает по территории шести субъектов Российской Федерации и Республики Казахстан, где проживают более 10 млн. человек (1/3 от общей численности населения, проживающего на территории РКП).

Экологические проблемы Урала были затронуты в работе VI форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России, который прошёл в Оренбурге в сентябре 2009 года с участием Президента Российской Федерации Д.Медведева и Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева.

Год спустя, 8 сентября 2010 года Казахстан и Россия подписали межправительственное соглашение о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов, которое, в частности, предусматривает создание совместного международного фонда реки Урал.

Ранее группа депутатов парламента Казахстана в своем депутатском запросе на имя премьера Казахстана заявила, что в бассейне Урала происходит «деградация экосистемы, которая принимает угрожающий характер». При этом парламентарии высказали предложение подготовить новый проект межправительственного казахстанско-российского соглашения о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов.

В последние годы общая экологическая ситуация вокруг Урала ухудшается: растет уровень содержания шестивалентного хрома в реке Илек (приток Урала), не снижается объем промышленных стоков крупных предприятий - загрязнителей из России и Казахстана, увеличиваются темпы заиливания русла реки, популяция осетровых в Урале за последние три десятилетия сократилась более чем в 30 раз.

Кроме того, по оценкам экспертов, зарегулированность речного стока в верхней части бассейна реки Урал на территории РФ привела к резкому снижению водных ресурсов в нижнем течении.

Стоит отметить, что на современном этапе трансграничная природоохранная активность поддерживается во многом благодаря усилиям научного сообщества. В Астрахани, Оренбурге, Барнауле и других приграничных центрах проводятся семинары и научно-практические конференции, посвящённые трансграничным экологическим проблемам.

[1] Н - Приблизительное значение насыщенности регионального участка границы трансграничными коммуникационными путями. Количество километров, приходящееся на 1 дорогу (ж/д, автомагистрали и шоссейные дороги [Голунов, 2005].


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!