2.6. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СТЕПНОЙ ЗОНЫ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЧАСТИ РОССИИ 

В Российской Федерации сложились очень разнообразные условия и возможности развития сельских территорий. В связи с этим актуальность приобретают исследования, направленные на оценку потенциала развития сельских территорий различных природных зон, а также последствий хозяйственной деятельности и административного управления регионов.

Неоднородность развития социально-экономического пространства России оказывает значительное влияние на структуру и эффективность экономики. В современных условиях в качестве существенного критерия развития любого региона рассматривается устойчивость его системы расселения, под которой понимается такая пространственная структура, которая обладает способностью сохранять динамическое равновесие в ходе значительных количественных и качественных изменений планировочной, социальной и экономической организации. Поэтому весьма важно при планировании перспективных проектов развития регионов особое внимание уделять оптимизации региональной системы расселения, обеспечивающей наилучшие условия проживания и всестороннего развития человека и создание условий, способствующих наиболее эффективному развитию экономики и размещению производительных сил.

Наличие сбалансированного социально-демографического пространства является необходимым элементом для устойчивого развития территории – формирования социально-экономического и природно-экологического каркасов как в отдельном регионе, так и в целом по стране.

Депопуляция населения в сельской местности является одной из острых социально-экономических проблем современной России. Прежде всего это приводит к осложнению функционирования агропромышленного комплекса, вызванного дефицитом квалифицированных работников в этой сфере. Негативные изменения в расселенческой сети привели к увеличению числа безлюдных и малонаселенных деревень, повсеместно снижается плотность сельского населения по стране. Происходит постепенное разрушение инфраструктуры за пределами городов, сельские территории выпадают из экономики, а следом теряют и социальный контроль, освоенная сельская территория «сжимается».

Сельская территория как единица административной структуры состоит из одного или нескольких населенных пунктов, объединенных общей территорией и хозяйственными связями175. Проживающее в сельской местности население степной зоны России в значительной степени обеспечивает продовольственную безопасность не только степных регионов, но и страны в целом. Формирование экономически и социально развитой сельской местности необходимо для последующего функционирования агропромышленного и других видов производства.

Изначально сельские территории выполняли ряд функций и, помимо обеспечения страны продовольствием, село поставляло трудовые ресурсы в города, на крупные стройки и государственные проекты. Исторически рождаемость в деревне была выше, чем в городе, и при снижении смертности сельское население активно пополняло города. Однако в 1990-е годы российское село оказалось в сложной экономической и социальной ситуации, обусловленной изменением форм сельскохозяйственного производства, переделом собственности и общим снижением уровня жизни. Несоответствие между новыми экономическими условиями и сложившимся местным укладом жизни послужило причиной депопуляции сельского населения.

Кризис села заключается в целом комплексе неблагоприятных экономико-демографических тенденций, наблюдающихся в сельской местности. Выражается это, в первую очередь, в падении конкурентоспособности, а вслед за ней и рентабельности сельских производителей по сравнению с городским трудом. Из-за экономического дисбаланса происходят массовый исход сельской молодежи в город, старение населения и последующая деградация аграрного комплекса при условии отсутствия компенсирующих исход факторов, таких как высокая рождаемость, выплата государственных субсидий фермерам, инвестиции в сельскую инфраструктуру и т.п.

Социальная инфраструктура села является одним из наиболее значимых внутренних факторов уровня сельской жизни. Она образует материальный и институциональный базис социальной сферы, а также формирует условия для воспроизводства и укрепления человеческого и социального капитала в селе. Отрасли сельской социальной инфраструктуры непосредственно не участвуют в создании конечных продуктов, но они создают необходимые условия для нормального функционирования и прогрессивного развития сельского общества. Стабильность и функциональность социальной инфраструктуры как комплекса отраслей и предприятий, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения, является важнейшей составляющей успешного развития региона.

Основу пространственного развития сельской местности формирует сбалансированная сеть сельских поселений, обеспеченных социальной, инженерной инфраструктурой и объектами производственной сферы.

Социально-экономическое развитие всех сельских территорий невозможно по единой универсальной модели, ввиду того что каждая территория обладает своими уникальными особенностями. Основным недостатком развития социальной инфраструктуры в системе планирования социального развития является то, что они носят, как правило, общий характер, без учета территориальных особенностей. Существующие в регионах механизмы управления развития сельских территорий не учитывают специфику их социально-экономического развития, возможностей и потенциала.

Для оценки демографических процессов и уровня трансформации социального пространства степной зоны России была использована система взаимо­связанных и взаимодополняющих друг друга показателей, приемов и методов. Методика исследования основывается на применении общенаучных и специальных методов: теоретического обобщения, сравнительно-географического и методов математической статистики (группировок, индексный и пр.). Для наглядного представления результатов статистических расчетов использован графический метод.

Информационной базой исследования послужили статистические данные, справочники и публикации региональных комитетов государственной статистики, итоги переписей населения.

В настоящее время в Европейской части степной зоны России проживает 26,9 млн человек (2016 г.), из которых 33,8 % проживают в сельской местности (9,1 млн человек). С 1990 года сельские территории европейской части России претерпели значительные изменения. До 2000 года численность населения на этой территории стабильно росла и с 8,8 млн человек достигла 9,6 млн человек, далее последовало плавное снижение, и к 2016 году падение составило 542 тыс. человек (рис. 2.6.1).

В ряде регионов – Белгородская область, Оренбургская область, Ростовская область, Самарская область, Краснодарский и Ставропольский края – численность сельского населения в 2016 году оказались выше, чем в 1990-м, но только в Краснодарском крае численность сельского населения стабильно растет. На остальной территории европейской части степной зоны сельское население стабильно снижается.

 

Помимо снижения общего числа сельского населения идет снижение числа сельских населенных пунктов. Так, в 2002 году в степной зоне располагались 4068 сельских поселений, в 2016 году этот показатель снизился до 3486. Наибольшему сокращению подверглись села с людностью 0,5 – 3 тыс. жителей – 447 поселений. Число крупных населенных пунктов изменилось незначительно, что говорит о сжатии в сельской местности сети населенных пунктов и переезде жителей в более крупные и лучше обеспеченные социальной инфраструктурой поселения. Основная причина снижения численности сельского населения – отрицательный естественный прирост.

 

Анализ коэффициента естественного прироста сельского населения в степных регионах Европейской части России определил основные этапы демографических процессов:

  1. Снижение естественного прироста (1990 – 1998 гг.). Максимальное падение естественного прироста за этот период отмечается в Республике Калмыкия – на 12,3 промилле, но только в этом регионе сохраняется положительное значение этого показателя.
  2. Стабилизация (1999 – 2005). Незначительное изменение показателя. Это самый худший демографический период. Минимальное значение естественного прироста сельского населения зафиксировано в 2002 году в Воронежской области – 15,8 промилле. Максимальное значение 2,8 промилле в Республике Калмыкия.
  3. Рост (2006 – 2013). Стабильное увеличение естественного прироста сельского населения. В целом по России этот показатель в 2013 году достиг незначительной положительной величины впервые с 1991 года.

С 2014 года во всех регионах опять отмечается падение естественного прироста. На всей территории степной зоны положительный естественный прирост отмечается в Республике Калмыкия, Ставропольском крае и Оренбургской области. 

2.6.1. «Оптимизация» сельских территорий

В настоящее время в стране идет реформа по оптимизации системы здравоохранения и образования в сельской местности, в частности закрытие нерентабельных учреждений – малокомплектных школ и отдаленных фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов). Ликвидация в поселении этих социально важных объектов фактически прекращает его жизнь. Это способствует оттоку молодых семей и, соответственно, уменьшению численности трудоспособного населения, ведет к постепенному вымиранию населенного пункта.

Во всех регионах степной зоны наблюдается снижение числа сельских школ. Всего было закрыто 2,3 тыс. учебных заведений (ок. 45 %). Волгоградская, Оренбургская и Саратовская области сократили наибольшую долю школ – более 40 % учреждений. Максимально сохранили школы Ставропольский и Краснодарский края – около 80 %.

За время «оптимизации» снизилась густота образовательной сети сельских территорий (рис. 2.6.1.1), дети из малонаселенных деревень вынуждены ездить в села побольше, что зачастую не всегда возможно и безопасно. Сохранение образовательного пространства на селе способствует сохранению человеческого потенциала сельских жителей, формированию новых трудовых ресурсов.

 

Более радикально влияет закрытие пунктов оказания первичной врачебной помощи – фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и районных больниц. Из-за невозможности вовремя получать квалифицированную помощь возрастает риск повышения заболеваемости и смертности населения. С 1992 года в регионах степной зоны закрыто 1,6 тыс. ФАПов. Наиболее пострадала система оказания врачебной помощи в сельской местности в Республике Калмыкия (снижение на 42 %), Ставропольском крае (39 %) и Самарской области (35 %). В Краснодарском крае фельдшерско-акушерские пункты были сокращены незначительно – менее 7 %. Лучше всего сеть ФАПов представлена в Белгородской и Воронежской областях.

Важной проблемой сельских территорий европейской части степной зоны является старение население. Так, в 1990 году здесь проживало 2 млн человек (23 %) старше трудоспособного возраста и 2,2 млн детей и подростков (24,8 %), но к 2016 году доля пенсионеров составила 26,8 % (2,4 млн человек), доля молодых снизилась до 18,7 % (1,7 млн человек).

На региональном уровне также видны значительные изменения. Во всех регионах снизилась доля детей и подростков – от 2,5 % в Белгородской области до 13 % в Республике Калмыкия. Доля пенсионеров снизилась только в двух регионах – Белгородская область (на 4,2 %) и Воронежская область (на 1 %). Наиболее «постарело» сельское Саратовской области, Оренбургской области и Республики Калмыкия. 

2.6.2. «Сжатие» пространства Европейской части степной зоны России

Старение населения, отрицательный естественный прирост, снижение плотности социальной инфраструктуры в регионах европейской части степной зоны формируют поляризованные территории.

Плотность сельского населения зависит от различных факторов: климатические условия (агроклиматические особенности ведения хозяйства), географическое положение, исторический процесс освоения территории. Изменение численности сельских жителей и числа сельских поселений приводит к трансформации освоенного пространства. Территория европейской части степной зоны варьирует от слабозаселенной (Республика Калмыкия) до густозаселенной (Краснодарский край).

Проведено исследование изменения плотности сельского населения в 306 муниципальных образованиях регионов европейской части степной зоны.

На территории европейской части степной зоны отчетливо видны ареалы сильного снижения плотности сельского населения – это т.н. «внутренняя периферия», где сельское хозяйство стагнирует, выводя обрабатываемые земли в залежи. Значительные сельские пространства становятся демографической «ямой». В 2016 году это уже около 10 % территории. Корреляционный анализ плотности сельского населения и уровня динамики относительно 2002 года показал сильную зависимость в Оренбургской, Саратовской, Самарской, Воронежской и Белгородской областях – более 0,6. Здесь чем ниже плотность, тем активнее муниципальное образование теряет население.

Это восточные районы Оренбургской области, приграничные восточные и западные районы Саратовской области, восток Воронежской области и Ставропольского края. Заселенность и обустройство территории тесно взаимосвязаны. Отсутствие дорог и распад сельской инфраструктуры (в том числе закрытие магазинов, малокомплектных школ, клубов и т.п.) усиливают деградацию нежизнеспособных поселений в глубинке и дают дополнительные стимулы оттока населения.

В целом на территории европейской части степной зоны выделяются основные ареалы поляризации населения – около городские районы региональных центров. Также помимо столиц регионов сельское население активно стягивается в Краснодарский край, юг Ставрополья и восток Ростовской области. Эти территории характеризуются активным развитием сельскохозяйственного производства, задействованием большого числа экономически активного населения.

Наибольшая часть рассматриваемой территории степной зоны России характеризуется снижением численности сельского населения, тяготением населения к крупным городам. В результате сельское пространство сжимается в отдельные ареалы, а между ними сформировались предпосылки возникновения «демографической полупустыни». Особое внимание заслуживают приграничные территории Оренбургской и Саратовской областей. Здесь, помимо прочих, затронуты и геополитические интересы государства.

Будущее внутренней периферии европейской части степной зоны предсказуемо. Демографическое сжатие идет повсеместно с хозяйственным сжатием – сокращением агропромышленного сектора. Трансформация сельских территорий в малонаселенные и малопродуктивные приведет к запустению и потере административного и социального контроля. С одной стороны, снижение или прекращение хозяйственной деятельности способствует сохранению природных ресурсов и экосистем, также снижается финансовая нагрузка на бюджет муниципальных образований по обслуживанию объектов инфраструктуры и административного аппарата, но с другой – обезлюдение районов нарушает целостность единого пространства территории страны. В результате сформируется новый опорный каркас развития сельской местности, состоящий из отдельных очагов и ареалов.

На территории степной зоны происходит трансформация освоенного селитебного пространства. Население покидает отдаленные от регионального центра районы, сворачивается сеть объектов социальной инфраструктуры, увеличилась доля пенсионеров при уменьшении доли детей и подростков. За последние 15 лет в европейской части степной зоны потеряно 540 тыс. человек, 580 сельских поселений, закрыто 2,3 тыс. школ и 1,6 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов.

Диспропорции в уровне обеспеченности объектами социальной инфраструктуры объясняются рядом причин: географическим расположением; уровнем развития внутри региональных, межрегиональных, экономических, социальных, культурных и других связей; экономической целостностью региона и др. Различия в уровне развития отраслей социальной инфраструктуры и обеспеченности ее объектами приводят к неравенству в получении услуг населением региона. Необходимо целенаправленное воздействие на развитие и выравнивание обеспеченности объектами социальной инфраструктуры.

Сохранение сети образовательных и медицинских учреждений, создание благоприятного климата для ведения сельскохозяйственной деятельности и агропромышленного производства – это основа развития сельских территорий. Важно сохранение каркаса расселения и человеческого капитала для последующего пространственного развития сельских территорий. Сельская территория выполняет для государства и населения целый ряд уникальных функций: производственную, социально-культурную, природоохранную, пространственно-коммуникационную184 и рекреационную. Назрела необходимость в формировании новой сбалансированной сети сельских поселений, вписанной в современную Россию как «страну городов».


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!