2.5. Постцелинный генезис социально-этнических проблем 

«Человек составляет неразрывное целое
с тем биоценозом, с которым справедливо
связывает свою будущность каждый этнос
Л.Н. Гумилёв 

Освоение земельного фонда – это вопрос не только материально-технических возможностей, способов агротехники, эколого-экономической целесообразности и рациональности использования природного потенциала. Это и вопрос факторного анализа использования человеческого потенциала и оценки  социальных, в том числе демографических и этнических, последствий преобразования природной среды.

Поднятие целинных и залежных земель вызвало огромные волну миграции в районы освоения. И дело было не только в призывах партии и правительства, мощной пропагандистской кампании с участием известных общественных деятелей, мастеров искусств, творческой интеллигенции, хотя и это сыграло здесь важную роль. Главным мотивом переселения в степные дали был своеобразный эмоциональный порыв, связанный с пафосом созидания послевоенного времени, авторитетом руководства страны, искренней верой в лучшее будущее. Было стремление выполнить важнейшую государственную задачу, ощутить свою сопричастность к масштабам и значимости грандиозного сельскохозяйственного проекта, осуществление которого еще более укрепит могущество Родины и значительно улучшит благосостояние всего народа. Все это и толкало людей в «простор широкий».

В тоже время, переезжая в новые края, переселенцы мало себе представляли особенности природной среды обитания, условия жизнеобеспечения, быта и хозяйственной деятельности, возможности собственной биосоциальной адаптации в новой экологической обстановке. Из истории миграций известно, что как правило, переселенцы старались расселиться в природно-географических условиях схожих с их родной местность[1]. Жители Украины, Белоруссии, Центральной России, приехавшие по зову души в новые регионы покорять целину, впоследствии обнаружили, что они психологически не совсем приспособлены к повседневной жизни в иных природных условиях. Для переселенцев окружающий ландшафт целины – безграничная даль, однообразный рельеф, безлесность территорий, отсутствие поверхностных источников воды, глубокое залегание и частая засоленность подземных вод, засушливый климат с неблагоприятными условиями для огородничества и садоводства – был непривычным и не соответствовал их стереотипу поведения и образу жизни.

В итоге массового переселения произошли существенные изменения в демографических показателях. В 1954-62 годы в Северный Казахстан прибыло около 1,7 млн. человек, в основном из Европейской части. Сельское население республики увеличилось за это время на 19%, а в Целинном крае на 83%[2]. Освоение целинных земель повлияло не только на рост сельского населения, но и в значительной степени, видоизменив этнический состав сельских территорий Северного Казахстана. В то же время обширность миграционного потока имела и обратный результат. Так, регионы-доноры миграционных потоков, превратились из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории и на сегодня сохраняют острейший дефицит рабочей силы (например, российское Нечерноземье).

При освоении новых земель полем преобразования оказалась не только целина, но невольно и народ сложившийся как этнос в условиях степной зоны. Казахское население по характеру быта, ценностных ориентаций и специализации хозяйства (пастбищное животноводство и коневодство), органично «вписывалось в ландшафт» являлось его фрагментом, неотъемлемым компонентом, завершающей составной частью геобиоценоза в системе степной ландшафт – этнос[3]. Веками степное пространство выступало основой мировоззрения и культуры казахского народа. Тесная связь традиционной культуры, в особенности производственной, с природной средой определила формирование различных типов адаптивных систем природопользования в жизнедеятельности казахского этноса. Эта связь многократно нарушалась при попытках массового земледельческого освоения степей Западного и Северного Казахстана. Основным и окончательным ударом по традиционному казахскому номадизму стала кампания по освоению целинных и залежных земель в середине XX века. Под лезвие плуга пропали большие территории целины, пригодные для пастбищ. Тем самым, было нарушено сложившееся веками самобытное кочевое хозяйство казахов.

К сожалению, в этот период так и не была сформулирована концепция долговременного этно-экологически сбалансированного использования степного ландшафта, опирающаяся на многовековой исторический опыт казахского народа. Административный волюнтаризм, постоянные политико-административные преобразования не способствовали стабилизации внутренней традиционной этно-экологической и хозяйственной структуры казахского населения, а привели к окончательному растворению оригинальных этноландшафтов кочевой культуры природопользования.

О возможных проявлениях этно-экономических и этно-экологических противоречий вследствие освоения целинных земель, несмотря на оптимистическую тональность их безусловного разрешения, предупреждал один из главных руководителей и модераторов целинной кампании Л.И. Брежнев. «... Казахи в целом, в подавляющем своем большинстве, – писал он, – с огромным энтузиазмом и одобрением встретили решение партии о распашке ковыльных степей. Подъем целины для казахов явился задачей нелегкой, ведь долгие столетия казахский народ был связан со скотоводством, а тут многим и многим предстояло сломать весь прежний уклад жизни в степях, стать хлеборобами, механизаторами, специалистами зернового хозяйства. Но у местных жителей хватило мужества и мудрости принять самое активное, героическое участие в подъеме целины. Казахский народ оказался на высоте истории и, понимая потребности всей страны, проявил свои революционные, интернациональные черты»[4].

Вовлечение коренного населения в процесс освоения целины приводило к изменению их рода занятий, культурно-хозяйственных навыков, к искусственному регулированию потребностей. Они оказались неготовыми к резкому изменению профиля сельского хозяйства и восприятию непривычных форм земледельческого освоения территории. Распашка целинных земель изменила духовно-материальную основу жизнедеятельности казахов, и коренное земледельческое преобразование привычных родных ландшафтов стало для них, в определённой степени, прощанием с малой родиной. В тоже время, первоцелинники их дети и внуки в своём большинстве так и не смогли привыкнуть, адаптироваться к местным природно-климатическим условиям[5]. Преобразовав степной ландшафт, они не смогли изменить свою внутреннюю природу. Таким образом, коренное и пришлое население, объединенное в искусственную этноэколого-экономическую систему, постцелинный агроландшафт, было обречено на социально-этнический диссонанс, лишено возможности удовлетворить свою ландшафтную потребность[6].

С годами экологическая ностальгия по привычным родным местам всё больше усиливалась, что предопределило возникновение одного из факторов миграционной убыли и реэмиграции из целинных районов. И если в период взлета освоения степных просторов для покорителей целины была популярной песня «…едем мы друзья в дальние края, станем новоселами и ты и я», то впоследствии более актуальной становилась – «…вернулся я на родину, шумят березки встречные». С 1965 года по 2010 год из 10 целинных районов Оренбургской области выехало более 280 тыс. жителей, что в 4 раза превышает численность первоцелинников. Покорители целины, изменив ее лик, так и не стали ее паладинами. Сказав, земле целинной здравствуй, через годы они сказали ей, прощай.

__________

[1] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 495с.
[2] Алексеенко А.Н. Казахстанский путь модернизации: этнодемографический аспект // Вестник Евразии. – 2004. – №1. – С. 122-151.
[3] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. – 495 с.
[4] Брежнев Л.И. Целина. – М.: Политиздат, 1978. – 200 с.
[5] Семёнов Е.А., Григоревский Д.В., Мелешкин Д.С. Детерминанты формирования природно-ресурсного потенциала Оренбургской области // Международный научно-исследовательский журнал, 2017. – №11 (65). – С. 84-90.
[6] Мордкович В.Г., Тишков А.А. и др. Судьба степей. Новосибирск: «Мангазея», 1997. – 208 с.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!