3.3. ТУРИСТСКОЕ ЛЕГЕНДИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННО-ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 

Для Оренбургской области проведение туристского легендирования является одной из задач развития туристско-рекреационного комплекса и формирования туристских кластеров на территории региона. Выявление возможностей формирования туристской легенды будет способствовать в перспективе развитию ядер и образованию новых элементов туристских кластеров, позволяя эффективнее использовать существующую туристско-рекреационную систему. Вербальные артефакты (легенды, мифы, лигатурные символы, эпические образы и т.д.) объектов природного и историко-культурного наследия муниципальных образований Оренбургской области могут сформировать отдельный целевой сегмент культурно-познавательного, экскурсионного и событийного туризма в регионе, а также способствовать развитию «туриндустрии впечатлений» и формированию комплексных турпродуктов. Туристско-рекреационный потенциал охраняемых территорий региона может вносить существенный вклад в развитие регионального туризма.

Одной из задач развития туристско-рекреационного комплекса и создания туристских кластеров на территории Оренбургской области является проведение туристского легендирования. Выявление возможностей формирования туристской легенды будет способствовать в перспективе развитию ядер и образованию новых элементов туристских кластеров, позволяя эффективнее использовать существующую туристско-рекреационную систему[1], [2]. Легенды и мифы, лигатурные символы и эпические образы, богатейшие пласты народного фольклора городов и районов Оренбургской области могут сформировать отдельный целевой сегмент культурно-познавательного, экскурсионного и событийного туризма в регионе, а также способствовать развитию «туриндустрии впечатлений» и формированию комплексных турпродуктов по характеру организации и по содержанию.

В этой связи туристско-рекреационный потенциал охраняемых территорий может вносить существенный вклад в развитие регионального туризма[3]. С помощью маркетинговых решений по популяризации  региональных памятников природы можно стимулировать не только создание баз и домов отдыха на территориях, приуроченных к особо охраняемым природным территориям (ООПТ), но и развитие местных промыслов, производство сувенирной продукции, выпуск подарочных литературных изданий, атласов, путеводителей, буклетов и т.д., производство экологически чистых товаров для реализации. Не редко образы памятников природы оренбургскими коммерческими предприятиями используются на выставках, ярмарках и экономических форумах, чтобы подчеркнуть экологичность производства, социальную ответственность фирмы, её природоохранную функцию и др. Всё это способствует созданию положительного имиджа в глазах потенциальных партнёров и покупателей продукции фирмы. Использование образов объектов природного и историко-культурного наследия региона в рекламных целях, на упаковке при маркировке продукции способствует повышению общественного интереса и популяризации через сбыт товаров уникальных природных ресурсов региона и наоборот[4]. Эстетически самоценны и обладают благозвучием названия таких объектов как: Берег сокровищ, Медвежий лоб, Аничкин сад, Бандитские горы, Шапка Мономаха, скала Верблюд, гора Горюн, Тёщин язык и т.д. Использование «когнитивных артефактов»[5] природного и историко-культурного потенциала Оренбургской области как элементов из сферы мифологизации пространства имеет для региона большие перспективы в развитии на их основе туристских ресурсов. На основе системы вербальных артефактов муниципальных образований Оренбуржья возможно формирование новой туристской среды интересной потенциальному потребителю. Одним из ведущих туристских мотивов, способствующих принятию туристского образа, является образ или система образов, которые потенциальный турист независимо от социального статуса, уровня образования, возраста, получил в процессе контактов с информационной средой (из книг, телевидения, радио, сети Интернет, социальных контактов, слухов, мифов и т.д.)[6]. Сформированные  таким образом представления о туристских ресурсах  территории, рекреационной емкости, эстетической привлекательности ландшафтов при грамотном позиционировании и развитии способствуют увеличению туристского потока, привлечению инвестиций. Для создания общего мифологического пространства в Оренбургской области сформировался целый комплекс пространственных образов, основанных на культурных, исторических, административных, военных, промышленных и природных объектах. 

Метод имажинальной (образной) географии предложен и описан в работах Д.Н. Замятина. Он представляет собой наглядное визуальное изображение, графическую схему взаимосвязанных географических образов территории[7]. Примером визуализации  выявленных элементов туристской легенды может служить следующая образно-географической карта (ОГК) (рис. 3.3.1).

Возможны 2 типа ОКГ: на базе диаграмм Венна (когда различные географические образы изображаются в виде пересекающихся и касающихся окружностей) и на базе математической (топологической) теории градов (когда отдельные географические образы выступают как узлы сети). В нашем случае используется 2-й тип и ключевыми узлами ОГК выступают кластеры развития туризма и рекреации: Бузулукский бор, Ириклинское водохранилище,
Соль-Илецкие соленые озера, Тюльганские леса, Кувандыкские горы, города Оренбург и Орск, являющиеся узловыми элементами регионального туристского каркаса благодаря развитой транспортной, туристской, торговой инфраструктуре. 

Рис. 3.3.1. Пример образно-географической карты Оренбургской области 

Примером «притягивающих» объектов второго порядка, дополняющих и расширяющих туристско-рекреационный потенциал ключевых узлов, являются образы[8]:

– известных существующих и потенциальных объектов туристско-рекреационной сферы системы ООПТ природно-заповедного фонда и значимых природных объектов области: участки заповедников «Оренбургский» и «Шайтан-Тау», гора Накас, Оренбургский крепостной яр, гора Медвежий лоб, Андрианопольский, Алданский и Болотовские боры, Верхние-Чебендинские и Троицкие меловые горы и т.д.;

– обусловленные хозяйственной спецификой территории региона: Оренбургское газоконденсатное месторождение, месторождения нефти Общего сырта, молочное производства в п. Ташла, цветная металлургическая промышленность г. Медногорск и г. Гай, бахчеводство Соль-Илецкого городского округа, Оренбургский пуховый платок, вышедший за рамки только пуховязального промысла и т.д.;

– выдающихся и известных личностей, которые были рождены, посещали или деятельность которых была связана с Оренбургским краем: И.К. Кирилов,
В.Н. Татищев, П.И. Рычков, И.И. Неплюев, В.И. Даль, А.С. Пушкин, Е. Пугачёв, Н.М. Пржевальский, Л. Попов, Ф.И. Шаляпин, С.Т. Аксаков, Н.М. Карамзин, К.Д. Ушинский, В.Г. Короленко, М.Ф. Зеленко, Я.В. Виткевич, Ю.А. Гагарин,  В.С. Высоцкий, В.С. Черномырдин и т.д;

– связанные с историческими событиями, происходящими на территории области: Крестьянская война, волок судов из реки Самара (приток Волги) в Камыш-Самару (приток Урала) около с. Переволоцк в последней четверти
XVIII века, столкновение отрядов белой и красной армий в окрестностях Боевой горы, испытание ядерной бомбы на Тоцком полигоне, освоение целины и т.д.;

– социальных объектов и явлений: крупнейший в области горнолыжный центр «Долина» в г. Кувандык, расположение в г. Оренбург штаба Оренбургского казачьего войска, образование немецких поселений в конце XIX века в Красногвардейском районе, расположение тюрьмы особого режима «Черный дельфин» в г. Соль-Илецк, баскетбольный клуб «Надежда», ФК «Оренбург», клуб настольного тенниса «Факел-Газпром» и т.д.

Система вышеприведённых образов может стать основой проведения туристского легендирования в разрезе муниципальных образований и туристско-рекреационных кластеров Оренбургской области.

Ключевые узлы образно-географической карты – туристско-рекреационные объекты, пользующиеся наибольшей популярностью у местных и приезжих туристов. Это своеобразные якорные объекты, привлекающие основной поток туристов и посетителей. Таких объектов на территории региона не много, но они, обладая функциями ядер, способны сформировать кластер, в границах которого имеются коммерческие перспективы развития дополнительных туристско-рекреационных услуг. Взаимосвязанные услуги могут развивать также весь потенциал ядра за счет повышения сервиса и открытия новых видов рекреационной деятельности на его основе. В то же время есть дополнительные объекты второго порядка в непосредственной доступности для отдыхающих, которые изначально ставили своей главной целью посещения самого ядра. Организация посещения таких объектов может разнообразить как отдых туристов, так и расширить их представление о территории. За счёт этого возможно формирование новых центров притяжения и диверсификация туристско-рекреационных услуг объектов различного порядка, входящих в один кластер.

Значительные перспективы по использованию туристско-рекреационного потенциала в области имеются у природных территорий и памятников природы в качестве объектов второго порядка в туристско-рекреационных кластерах. Природные объекты, обладающие набором природных условия и ресурсов для развития лечебного, рекреационного, спортивного, познавательного, конгрессного, музейного, культового, ностальгического, транзитного, самодеятельного и других видов туризма на территории Оренбургской области представлены в табл. 3.3.1.

В Оренбургской области основной поток туристов «генерируют» следующие объекты: Соль-Илецкие солёные озёра, горнолыжный курорт «Кувандык 365» (Кувандыкский городской округ) и горнолыжный комплекс «Ташла» (Тюльганский район), национальный парк «Бузулукский бор», Ириклинское водохранилище, «Степная столица» – город Оренбург и город Орск. Они сформировали кластеры развития туризма и рекреации, обладая базовой инфраструктурой и сервисом по размещению и питанию.

Таблица 3.3.1. Природные территории и объекты Оренбургской области, имеющие перспективы для экономически эффективного развития туризма

Нами предлагается расширение возможности использование существующих кластеров и расширение объектов посещения за счет вовлечения ресурсов ООПТ для экологического туризма. Традиционно наибольшей популярностью у туристов пользуются водные (гидрологические) рекреационные ресурсы, которые могут быть использованы как для пляжного (в т.ч. купания) отдыха, так и для активного времяпрепровождения. Поэтому на базе крупных водных объектов возможна диверсификация туристско-рекреационной деятельности и развитие новых направлений. Особая роль в этом, по нашему мнению, принадлежит  Ириклинскому водохранилищу[9],[10]. Водохранилище расположено в восточной части Оренбургской области, окружено степными ландшафтами, обуславливающими его образ «степного моря». На данный момент объект используется как организованными туристами (постояльцы баз и домов отдыха), так и неорганизованными (любительское рыболовство, купание, пляжный отдых, активный отдых).

Ириклинское водохранилище богато орнито- и ихтиофауной, различными видами пойменной растительности. Перспективы развития территории в качестве заповедной связаны с организацией природного парка кластерного типа (разделённых территориально участков с природными и культурными достопримечательностями). Наиболее перспективным направлением туризма на Ириклинском водохранилище является организация водных экскурсионных маршрутов или/и их комбинирование с пешими экскурсиями и рыбной ловлей с причалов туристических баз (домов отдыха).

На современном этапе развития внутреннего туризма в регионе наиболее эффективно используется туристский потенциал ядер рекреационного каркаса: Бузулукский бор, Ириклинское водохранилище, Солёные озёра Соль-Илецка, Тюльганские леса и Кувандыкские горы. Они представляют собой с учётом природно-климатических факторов пять зон приоритетного развития туризма и рекреации Оренбуржья. Областной центр, благодаря своему центральному местоположению и развитой транспортной инфраструктуре, является узловым элементом регионального туристского каркаса. Развитие туристской легенды территорий Оренбургской области на базе вышеизложенных вербальных артефактов имеет большие перспективы при условии комплексного подхода, позволяющего выйти на новый качественный уровень развития туристско-рекреационного комплекса всего региона.

Список использованных источников:

[1] Зырянов А.И. Географическое поле туристского кластера // Географический вестник, 2012. – №1. – С. 96-98.
[2] Каменских Э.А. Условия формирования кластеров туристско-рекреационных услуг в регионе // Научное обозрение. Экономические науки, 2015. – № 1. – С. 189-190.
[3] Чибилёв А.А. (мл.) Возобновляемые стратегические природные ресурсы устойчивого развития регионов степной зоны РФ // Успехи современного естествознания, 2016. – № 3. –
С. 214-219.
[4] Чибилёв А.А. (мл.) Позиционирование природного и историко-культурного наследия охраняемых природных территорий Оренбургской области в рамках устойчивого социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2007. – Спец. выпуск (67) – С. 183-189.
[5] Ширинкин П.С. Туристское легендирование как метод использования символических средств и ресурсов в развитии гуманитарного потенциала территории // Философские науки, 2016. – № 4. – С. 103-112.
[6] Ширинкин П.С. Новая дисциплина «Туристское легендирование» в учебном плане бакалавров по направлению туризм // Сервис в России и за рубежом, 2016. – № 3 (64). – С. 73-91.
[7] Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство, воображение и взаимодействие современных гуманитарных наук // Социологическое обозрение, 2010. – № 3. – С. 26-50.
[8] Чибилёв А.А. (мл.), Григоревский Д.В., Падалко Ю.А. К вопросу о формировании туристской легенды в рамках организации рекреационно-туристских кластеров в Оренбургской области // Успехи современного естествознания, 2017. – № 12. – С. 267-272.
[9] Мелешкин Д.С. Перспективы международного сотрудничества в сфере рекреационной деятельности и водного туризма в рамках бассейна реки Урал // Вестник ОГУ. – Оренбург, 2006. – № 13, спец. вып. «Наука – технологии – производство – рынок» : краткие сообщения регион. конф. молодых ученых и специалистов Оренбургской области. – С. 168-169.
[10] Мелешкин Д. С. Краткий очерк исследования бассейна реки Урал // Вестник ОГУ. – Оренбург, 2007. – Март, спец. вып. (67): Ключевые природные территории степной зоны Северной Евразии. – С. 203-206.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!