2.6. ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ИНВЕСТИЦИЙ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 

Привлечение инвестиций – одна из основных задач в развитии хозяйства в современном мире. В Российской Федерации региональная социально-экономическая политика проводится с приоритетом ориентирования субъектов на самостоятельное привлечение инвестиций в развитие территории и хозяйства. Экономико-географическое положение Оренбургской области определило отраслевую структуру региональной экономики, основу которой составляет промышленное производство и добыча полезных ископаемых. В текущей экономической ситуации данные отрасли наиболее востребованы у инвесторов. Стратегия инвестиционного развития региона предусматривает диверсификацию экономики за счет реализации инвестиционных проектов, как на основе имеющихся отраслей, так и создание новых производств и необходимой инфраструктуры.

В социально-экономической географии развитие территории рассматривается в динамике социальных и территориально-отраслевых показателей региона и групп территориально-административных образований. Перспективы развития территории раскрываются посредством реализации её потенциала: территориального, социального, экономического и вовлечения ресурсов в экономику региона. При этом необходимы определенные вложения (инвестиции) для организации и развития производства или услуг на основе ресурсного потенциала. Объём инвестиций отражает текущие параметры роста региона, а также отраслевую структуру. Инвестиционные проекты представляют перспективные направления и новые отрасли специализации в регионе.

Привлечение средств на развитие производства – одно из приоритетных направлений на всех уровнях хозяйства, в том числе на региональном и муниципальном уровне. Прямые инвестиции в основной капитал и производство способствуют увеличению капитализации предприятия и его конкурентоспособности, а также имеют положительный социально-экономический эффект для развития территории. Прогрессивное значение для территориального развития региона и муниципальных образований играют инвестиции в создание новых отраслей производства и социально-экономической инфраструктуры.

В структуре хозяйства Оренбургской области преобладает промышленное производство – 53 % валового регионального продукта (ВРП), значительную долю которого составляет добыча полезных ископаемых – 34 %. Доля сферы торговли и оказания услуг составляет 14 % ВРП. Далее следуют: сельское хозяйство – 8,7 %, транспорт и связь – 7,7 % и строительство – 5 %. Прочие отрасли занимают около 11 % ВРП[1].

Среди субъектов Российской Федерации Оренбургская область в 2014 году занимала 27-е место по инвестициям в основной капитал (нефинансовые активы) с общей долей 1,2 % (152 573 млн руб.) В Приволжском федеральном округе Оренбургская область является шестым субъектом по объему инвестиций в основной капитал и долей около 7 % от общего показателя 14 субъектов. Среди субъектов Российской Федерации, расположенных в степной зоне, Оренбургская область находится на 8-м месте по объёму инвестиций в основной капитал с долей чуть более 5 %[2], [3].

Общие инвестиционные показатели региона не дают представление о равномерности его территориального развития и устойчивости социально-экономического роста. Показатели инвестиций по внутренним административным образованиям позволяют более детально определить распределение инвестиций и провести территориально-отраслевой анализ привлечения средств на развитие. Сопоставление результатов анализа с экономико-географическим положением районов помогает выявить влияние на характер развития центральных и периферийных территорий. Анализ инвестиционных проектов покажет перспективы развития хозяйства на муниципальном уровне.

В исследовании использовались открытые официальные источники информации по инвестиционным показателям и проектам в Оренбургской области. Статистические данные по общим инвестициям в основной капитал и их структуры по видам экономической деятельности, применяемые в расчетах исследования, собраны из открытых баз данных Росстата[4] в сети Интернет, а также представлены Территориальной службой государственной статистики по Оренбургской области. Информация об инвестиционных и реализуемых проектах получена из официальных инвестиционных паспортов Оренбургской области и муниципальных районов.

Обработка и анализ статистических данных осуществлялись с применением геоинформационных методов посредством использования инструментария пространственного анализа и тематического картографирования ГИС MapInfo 11.5. При анализе и оценке инвестиционной деятельности применялись удельные показатели, динамики, структуры распределения, источник финансирования и коэффициент самофинансирования[5],[6], рассчитанные по административным районам Оренбургской области.

В разрезе административных районов области с 2010 по 2014 год средний рост инвестиций в основной капитал составил 116 % (рис. 2.6.1).

В Оренбургской области средства, направляемые в основной капитал, распределяются по видам основных фондов в следующих пропорциях: машины, оборудование, транспортные средства (36 %), здания (кроме жилых) и сооружения (35,1 %), жилища (4,6 %) и прочие (24,3 %).

По источнику финансирования инвестиций в основной капитал дифференцируются на собственные средства и привлеченные. Привлеченные средства составляют государственные из бюджетных источников и заёмные (инвесторов и банков) (табл. 2.6.1).

В большой части районов инвестиции в основной капитал составляют государственное финансирование из федерального, регионального и муниципального бюджета. Коэффициент самофинансирования за счет собственных средств только в 6 районах Оренбургской области превышал 0,5 в 2013 году.

Рис. 2.6.1. Средний годовой прирост инвестиций с 2010 по 2014 год

Отраслевая структура инвестиций по видам экономической деятельности за 2014 год соответствует их многолетней структуре и в основном отражает хозяйственную специализацию области. Основная доля инвестиций направлена в добычу полезных ископаемых в нефтегазоносных и горнодобывающих районах области для геологоразведочных работ, разработку новых месторождений или интенсификацию добычи на староосвоенных[7].

С целью привлечения инвестиций в регион правительством Оренбургской области принят ряд законодательных документов, Стратегия инвестиционного развития Оренбургской области до 2020 года и инвестиционные программы. Создаются условия для упрощения работы инвесторов и деятельности организаций по созданию новых производств и расширению существующих. На муниципальном уровне определяются отрасли и площадки для привлечения инвестиций. Согласно данным инвестиционного портала Оренбургской области, на территории региона имеется 103 инвестиционные площадки, в стадии реализации 31 проект и 21 проект планируется к реализации.

Таблица 2.6.1. Показатели инвестиций по районам Оренбургской области

Такие площадки в основном представлены в восточных промышленных районах и городах области. На части инвестиционных площадок инвестору предлагается продолжить использование по первоначальному назначению.

«Гринфилд» инвестиционные площадки предоставляются на неосвоенных территориях как населённых пунктов, так и сельской местности для организации производства или строительства с нуля. Предлагаются участки с обременением по назначению и целевому использованию, согласно природным ресурсам, имеющимся на участке или с необходимостью создания инфраструктуры для социально-экономического развития прилегающей территории. Площадки с обременением имеют назначения для сельского хозяйства, рекреации, социальной инфраструктуры, жилой застройки утилизации отходов, а также организации производства и добычи. Для добычи отдаются месторождения рудных (меди, золота) и нерудных (строительных материалов) полезных ископаемых. Для рекреационного назначения рекомендуются территории с целью строительства на них инфраструктуры для туризма и отдыха. Участки под жилую застройку предоставляются на землях районных центров и городов области.

Площадь участков «браунфилд» площадок меньше, чем «гринфилд» территорий из-за их локализации в существующей инфраструктуре (включает в основном площадь зданий и сооружений) (рис. 2.6.2).

Реализуемые проекты представлены выполняемыми инвестиционными проектами предприятий по увеличению производства и открытия новых направлений и модернизации существующей деятельности. Инфраструктурные проекты финансируются за счет государства из регионального и федерального бюджета. В общей группе реализуемых проектов преобладает топливно-энергетический комплекс (8 проектов) и металлургический комплекс с добычей полезных ископаемых (6 проектов), на сельское хозяйство и строительство приходится по 5 проектов, в машиностроение и производство – 4 проекта, в жилищно-коммунальной сфере – 2 проекта и телекоммуникации – 1 проект.

Наиболее крупные по объёму финансирования проекты представлены в топливно-энергетическом комплексе – внедрение новых технологий добычи нефти  и проведение геологоразведочных работ на месторождениях ОАО НК «Роснефть» (91 млрд руб.) и развитие Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения (50 млрд руб.). Следующий крупный проект относится к строительной сфере – жилой застройки территории посёлка Ивановка в пригороде г. Оренбурга компанией ООО «Экодолье Оренбург» с объёмом финансирования 23 млрд руб. (табл. 2.6.2).

Планируемые к реализации проекты направлены больше на развитие транспортной инфраструктуры Оренбургской области: автомобильной, железнодорожной и авиаперевозок (6 проектов), также сельского хозяйства (животноводство) – 5 проектов и медицину и здравоохранение – 3 проекта, остальная часть равномерно рассредоточена по остальным отраслям.

Рис. 2.6.2. Инвестиционные площадки Оренбургской области 

Среди районов наиболее устойчивы по привлечению инвестиций центральные районы, а также районы, где в территориально-отраслевой структуре экономики присутствует горнодобывающий или нефтегазодобывающий сектор. В отраслевой структуре хозяйства Оренбургской области наиболее инвестиционно-привлекательны отрасли с быстрой окупаемостью вложений, такие как нефтегазодобыча, топливно-энергетический комплекс и торговля.

Основным источником финансирования планируемых проектов является Правительство Оренбургской области и крупные компании с государственным участием. Самым крупным проектом является строительство Оренбургского участка высокоскоростной автомагистрали Казань – Оренбург – Актобе в рамках международного транспортного коридора Европа – Западный Китай с объёмом финансирования 150 млрд руб. (проект Правительства Оренбургской области) и развитие южного железнодорожного выхода с Урала на Запад (электрификация ж/д линии Оренбург – Красногвардеец – Сенная), планируемая к реализации Южно-Уральской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД» – 32 млрд руб.

Таким образом, по результатам проведенного территориально-отраслевого анализа инвестиционных проектов в Оренбургской области удалось установить существование проблем по привлечению инвестиций в отдельные сектора экономики. В особенности недостаточно привлекает инвестиции одна из потенциально-конкурентных отраслей – сельское хозяйство.

Показатели самофинансирования инвестиционной деятельности по муниципальным районам отражают их невозможность финансировать развитие хозяйства и инфраструктуры, в том числе создавать новые без внешнего привлечения средств.

Таблица 2.6.2. Отраслевая структура объёмов финансирования реализуемых и планируемых к реализации проектов

Региональная специфика инвестиционного плана развития в территориально-отраслевом аспекте показывает пробелы в хозяйстве и инфраструктуре: развитие транспортной инфраструктуры, диверсификация экономики  и открытие новых производств в моногородах области.

Список использованных источников:

[1] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 990 с.
[2] Руднева О.С. Районирование степной зоны Евразии по уровню сельскохозяйственной освоенности // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2016. – № 3
(59). – С. 164-167.
[3] Чибилёв А.А. (мл.) Возобновляемые стратегические природные ресурсы устойчивого развития регионов степной зоны РФ // Успехи современного естествознания, 2016. – № 3. –
С. 214-219.
[4] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2014: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 990 с.
[5] Падалко Ю.А. Территориально-отраслевая структура инвестиций в регионы степной зоны РФ // Известия Оренбургского государственного аграрного университета, 2015. – № 4 (54). – С. 227-229.
[6] Себенцов А.Б. Территориально-отраслевая структура  инвестиций в регионы Российского Севера // Изв. РАН. Сер.геогр., 2008. – № 3. – С. 54-62.
[7] Падалко Ю.А. Территориально-отраслевой анализ инвестиций в Оренбургской области // Успехи современного естествознания, 2016. – № 11. – С. 176-181.

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!