1.2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 

Для социально-экономического развития Оренбургской области природно-ресурсный потенциал (ПРП) имеет главенствующее значение. Основу экономики региона составляют отрасли, связанные с освоением и использованием природных ресурсов. Это нефтяная и газовая промышленности, чёрная и цветная металлургия, а также агропромышленный комплекс и сегменты строительного комплекса.

Очевидно, что рациональное использование природно-ресурсного потенциала и устойчивое функционирование связанного с ним сектора производственной и непроизводственной сферы обеспечивает занятость населения и создание новых рабочих мест. Одним из главных факторов привлечения в Оренбургскую область отечественных и зарубежных инвестиций является возможность реализации перспективных проектов, связанных с использованием ПРП её территорий[1]. При этом такое использование должно отвечать экологическим требованиям. Для оценки экологической политики в регионе целесообразно проводить анализ ключевых показателей природопользования и охраны окружающей среды. Для оценки эффективности управления ПРП в Оренбургской области на основе методики[2] был проведён анализ индикаторов эффективности экологической политики в регионе (рис. 1.2.1-1.9.1, табл. 1.2.1)[3], [4]:

  • интенсивность загрязнения водных ресурсов;
  • интенсивность образования отходов производства и потребления;
  • интенсивность загрязнения атмосферы;
  • коэффициент износа основных фондов;
  • лесовосстановление в лесном фонде;
  • степень деградации земель;
  • инвестиции в природоохранную деятельность, в % к инвестициям в основной капитал.

Главными результатами экологических и природоохранных мероприятий в субъектах должны стать: обеспечение экологической безопасности и улучшение экологических показателей развития. В этой связи реализация экологической политики должна затронуть граждан, предприятия и все уровни органов власти. Отсутствие экологической политики и эффективного управления в области охраны окружающей среды, базирующихся на научном подходе, может привести на региональном уровне к формированию неблагоприятной экологической обстановки. Экологическая политика, решая вопросы рационального использования природно-ресурсного потенциала территории, организации природно-экологического каркаса и системы природно-заповедного фонда, формирует экологически устойчивую экономику. Многие проблемы в природоохранной сфере напрямую влияют на уровень социально-экономического развития региона. В устойчиво развивающейся экономике при осуществлении организационно-хозяйственной деятельности на всех уровнях немаловажная роль отводится оценке индикаторов эффективности  использования природно-ресурсного потенциала. Социально-экономическое развитие территории можно в полной мере считать устойчивым, когда объёмы  используемой подземной воды не превышают объёмов восстановления их запасов, эрозия почв соразмерна с показателями естественного почвообразования, вылов рыбы соответствует запасам промысловых зон, вырубка лесов не превосходит посадку новых насаждений, выбросы соединений углерода в атмосферу не превышают способность воздушного бассейна связывать углекислый газ и т.д.[5].

Для Оренбургской области вопросы устойчивого развития всегда  тесно переплетаются с вопросами экологической, энергетической, продовольственной, промышленной безопасности, а в конечном счёте национальной безопасности страны в рамках этого приграничного субъекта на южных рубежах России. Природно-ресурсный потенциал Оренбургской области, благодаря разнообразию своей структуры, имеет основополагающее значение в экономике региона. Природные условия и природные ресурсы Оренбуржья являются одними из конкурентных преимуществ, обеспечивающих устойчивое развитие территорий.

Программы и проекты, реализуемые в рамках концепции устойчивого регионального развитие, нуждаются в долгосрочных инвестициях. Перспективы реализации инвестиционных проектов, связанных с использованием природно-ресурсного потенциала территорий Оренбургской области, являются одним из главных факторов привлечения в этот субъект РФ внутренних и внешних инвестиций. В этой связи для Оренбургской области является актуальным проведение оценки экологической политики в регионе, включающей анализ ключевых показателей природопользования и охраны окружающей среды[6].

По Оренбургской области из 29 проб воды в реках максимальные значения загрязненности наблюдаются у р. Блява (на 0,5 км ниже г. Медногорск) и характеризуется как экстремально грязная (5 баллов), минимальные значения –
р. Сакмара, характеризуется как слабо загрязненная (2 балла). На рис. 1.2.1 наблюдается положительная динамика уменьшения общего объема сброса загрязненных сточных вод в водные объекты (на 25 % за 14 лет). В среднем качество воды в местах заборов проб на реках области соответствует классу 3а (загрязненная)[7].

В регионе возрастает образование отходов производства, значительную массу которых в 2015 году формировали ОАО «Киембаевский горно-обогатительный комбинат «Оренбургские минералы», ЗАО «Ормет», ОАО «Гайский горно-обогатительный комбинат» и др.

Анализируя динамику количества образованных отходов (рис. 1.2.2), можно сделать вывод о его росте по сравнению с 2002 годом более чем в 3 раза. В 3 раза увеличился и объем обезвреженных и использованных отходов. Основную массу отходов (98,2 %) составляют отходы 5-го класса опасности. Из общего числа отходов отходы добывающей промышленности составляют 87,6 %[8], [9]

Рис. 1.2.1. Динамика сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты Оренбургской области (2000–2014 гг.)

Рис. 1.2.2. Динамика объёма образованных и количества использованных и обезвреженных отходов в Оренбургской области (2002–2014 гг.)

За последние 15 лет в Оренбургской области в результате снижения производственного и хозяйственно-питьевого использования значительно сократился объём расхода свежей воды – с 1,9 млрд м3 до 1,3 млрд м3. Сброс наибольшего количества сточных вод осуществляют ООО «Оренбургводоканал», ООО «Орскводоканал», ООО «УКХ г. Новотроицк», МУП «ВКХ г. Бузулука», МУП «ЖКХ г. Гай» и др. В 2015 году в водные объекты было сброшено почти 110 млн м3 сточных вод. Стоит отметить, что данный показатель почти на 12 % меньше, чем в 2010 году[10].

Рис. 1.2.3. Динамика валовых выбросов загрязняющих веществ по типам источников в Оренбургской области (2000–2014 гг.)

Рис. 1.2.4. Степень износа основных фондов в Оренбургской области и РФ на конец года, в  % (2000–2014 гг.)

Из рисунка видно, что, достигнув максимума объема выбросов в 2007 году, интенсивность загрязнения постепенно идет на спад. Но общий тренд за 14 лет обуславливает отрицательные значения динамики соответствующего показателя. Основная часть всех выбросов приходится на выбросы, отходящие от стационарных источников (в среднем 78 %).

Оренбургская область является регионом с одним из наибольших значений показателя износа основных фондов (76-е место в России), уровень износа основных фондов повышенный и растущий (рис. 1.2.4). Это характеризуется сверхпотреблением природных ресурсов, дополнительным загрязнением окружающей среды и технологическим отставанием.

Для Оренбургской области мероприятия, направленные на улучшение состояния лесов и повышения их водоохраннозащитных, средообразующих и социальных функций, всегда крайне актуальны. Это обуславливается низким показателем лесистости (территория считается безлесной при проценте лесистости менее 10 %). Несмотря на увеличение общей площади лесов за рассматриваемый период (рис. 1.2.5), лесистость территории Оренбургской области (4,6 %) наименьшая среди всех субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ. А по России меньший соответствующий показатель имеют только 5 регионов[11]. При крайне низком показателе лесистости в регионе всегда актуальным было проведение мероприятий по охране и защите лесов. В этой связи, сокращение выращенного посадочного материала (рис. 1.2.6) не способствует эффективности лесовосстановительных мероприятий в регионе. 

Рис. 1.2.5. Динамика общей площади лесов Оренбургской области (2002–2014 гг.)

Рис. 1.2.6. Динамика количества выращенного посадочного материала в Оренбургской области (2002–2014 гг.)

Рис. 1.2.7. Площадь земель, подверженных деградационным процессам, по видам эрозии в Оренбургской области (в 2002 и 2014 годах)

На территории Оренбургской области практически не осталось земель, не испытавших антропогенного воздействия[12]. Из общего списка деградационных  явлений в 2002 году выделялась водная эрозия[13]. К 2014 году масштабы ветровой эрозии значительно увеличились с 1124 тыс. га до 5819 тыс. га, что составляет чуть меньше половины всех земель региона. По остальным же видам изменения не значительны (рис. 1.2.7).

За последние 1012 лет в целом по Оренбургской области наблюдаются положительные тенденции динамики индикаторов, оценивающих экологическое состояние земельного фонда, атмосферного воздуха, водных и лесных ресурсов. В сельском хозяйстве в 2015 году произошло значительное снижение внесения минеральных удобрений (на 32,7 % меньше, чем в 2014 году) и применения органических удобрений (сократилось на 52,8 % относительно 2014 года). Произошло значительное сокращение внесения пестицидов, которых в 2012 году было внесено по области более 12 кг/га, а в 2015-м – всего 1,4 кг/га. Площадь земель, изъятых из продуктивного оборота, в 2015 году составила более 623,8 тыс. га, из которых 12,9 тыс. га – нарушенные земли. Для Оренбургской области, на территории которой действуют такие предприятия – загрязнители атмосферного воздуха, как ООО «Газпром добыча Оренбург», ОАО «Комбинат «Южуралникель», ОАО «Оренбургнефть», ОАО «Уральская сталь», ОАО «ОНОС» и др., актуально решение проблемы сокращения количества выбросов от стационарных источников. В структуре выбросов основных стационарных загрязнителей преобладает оксид углерода (СО) – около 43 % и оксид серы   (SO2) – 28 %. В 2015 году суммарное количество этих газов, выброшенных в атмосферу региона, составило 350 тыс. тонн, сократившись с 2011 года почти на 30 %. Сокращение негативного воздействия на окружающую среду наблюдается и в использовании водных ресурсов.

Показатель инвестиций в природоохранную деятельность в процентах к инвестициям в основной капитал по Оренбургской области выше, чем в среднем по России (рис. 1.2.8). Наблюдается спад показателя, вызванный увеличением общего объема инвестиций в основной капитал. Для наглядности представлена динамика абсолютного показателя инвестиций в природоохранную деятельность (рис. 1.2.9).

Рис. 1.2.8. Инвестиции в природоохранную деятельность, в процентах к инвестициям в основной капитал в Оренбургской области и в России

Рис. 1.2.9. Инвестиции в  природоохранную деятельность в Оренбургской области и в среднем по России

Проанализированные ключевые показатели демонстрируют растущий уровень антропогенной нагрузки на экосистему, что влечет за собой снижение природно-ресурсного потенциала области, а также рост экономических издержек. Вместе с тем наряду с положительной динамикой наблюдаются и деструктивные тенденции роста антропогенного воздействия на окружающую среду, ухудшение экологических условий освоения природных ресурсов региона (табл. 1.2.1). 

Таблица 1.2.1. Оценка динамики ключевых индикаторов эффективности управления ПРП Оренбургской области

Для Оренбургской области, граничащей с 5 субъектами России и 3 субъектами Казахстана, являющейся ключевым регионом трансграничного бассейна реки Урал, всегда будут актуальными вопросы совершенствования законодательной базы на региональном, федеральном и межгосударственном уровнях. От научного сообщества и природоохранных организаций региона требуются инициативы по внесению поправок в отдельные нормативные акты, регулирующие экологическую сферу и в рамках водного, лесного и земельного кодексов.

В деятельности надзорных служб в сфере контроля соблюдения экологического и природоохранного законодательства также наблюдается существенный рост ключевых показателей. Вместе с тем в 2015 году было проверено лишь 911 объектов – это всего 13,5 % от общего числа объектов, подлежащих госэконадзору (табл. 1.2.2). 

Таблица 1.2.2. Показатели деятельности государственного регионального экологического надзора Оренбургской области (20122015 гг.)[14]

Год экологии – хороший повод разработать и начать реализовывать мероприятия, направленные на решение главных экологических проблем региона. Первоочередными из них, по нашему мнению, могли бы стать вопросы в сфере природно-заповедного фонда, водных ресурсов и использования бытовых отходов. По этим направлениям на региональном уровне необходимо выработать линию развития природоподобных технологий, разработать план рационального использования ресурсов и оптимизировать систему природоохранных мероприятий[15].

Особое внимание требует к себе проблема развития сети особо охраняемых природных территорий. Оренбургская область имеет один из самых низких показателей доли земель, относящихся к природно-заповедному фонду в стране – 0,6 % (79,2 тыс. га). Площадь земель особо охраняемых природных территорий в регионе меньше площади земель промышленности и транспорта в 3,5 раза, а земель, занятых под населённые пункты, – в 5,5 раза!

Проблема организации экологических коридоров, совершенствования структуры природно-экологического каркаса Оренбургской области тесно взаимосвязаны с организацией новых форм охраняемых территорий, имеющих перспективы интеграции в социально-экономическое развитие региона[16], [17].

В последнее десятилетие система ООПТ региона претерпела структурные, количественные и качественные изменения. В 2007 году в регионе появился пока единственный в области национальный парк «Бузулукский бор», в 2014 году учрежден заповедник «Шайтан-Тау», являющийся самым молодым в стране и наименьшим по площади на Урале (6726 га)[18]. Общая площадь Государственного природного заповедника «Оренбургский» увеличилась на 40 % за счет организации в 2015 году нового участка «Предуральская степь», расположенного в Акбулакском (10 853 га) и Беляевском (5702 га) районах[19]. Наряду с этим в результате оптимизации системы природно-заповедного фонда со стороны Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений к 2016 году число региональных ООПТ сократилось с 508 до 341 объекта.

Но охраняемые территории это не только экологические коридоры, заповедные рефугиумы, эталонные участки нетронутых степей и т.д. с системой запретов и особым режимом охраны. Туристско-рекреационный потенциал национальных и природных парков, памятников природы и историко-культурные объектов при грамотном позиционировании может и должен интегрироваться в региональное социально-экономическое развитие[20]. К сожалению, в Оренбургской области всего один национальный парк и до сих пор нет ни одного природного парка, хотя перспективных территорий для организации этих категории ООПТ предостаточно: Малый Накас, Уральская Урёма, Ириклинское водохранилище, Урало-Губерлинское ущелье, Карагай-Губерлинское ущелье, Заикское Дивногорье и т.д.

Проблема рационального использования водных ресурсов остро стоит практически во всех 22 субъектах степной зоны РФ. Водные ресурсы Оренбуржья наряду с земельными и лесными ресурсами без преувеличения являются стратегическими для региона. Одним из приоритетных направлений региональной экологической политики является совершенствование структуры водопользования и решение проблемы обеспечения качественной водой населения. В Оренбургской области эта проблема остро проявляется не только в городской среде, где она обусловлена высоким износом водопроводных сетей и сохранением неэффективных технологий водоподготовки. На территории степного региона в маловодные годы наблюдается дефицит воды в районах с интенсивной хозяйственной деятельностью. В результате, водно-экологическая проблема на значительной территории угрожает безопасности окружающей среды[21]. Компенсировать дефицит воды и обеспечить гарантированное водообеспечение хозяйства призвана система многочисленных водохранилищ и прудов области, которая насчитывает около 1,6 тыс. искусственных водоёмов[22]. Вместе с тем в области усугубляется проблема исчезновения малых рек. Для юго-восточных районов из-за исчезновения малых рек возможен риск потери былой привлекательности, что уже сейчас в комплексе социально-экономических проблем приводит к депопуляции населения и образованию невостребованного земельного фонда.

Нерешённость экологических проблем усугубляет проблемы социального развития в Оренбургской области, воздействуя в том числе на демографические и миграционные показатели. В последние годы в регионе наблюдается сокращение численности населения, которое за 15 лет сократилось на 208,9 тысяч человек (почти на 10 %), при этом городское население уменьшилось на 71,5 тыс. человек (6 %), а сельское – на 137,4 тыс. человек (15 %)[23].

В Оренбургской области давно требует решения проблема обращения с бытовыми отходами. Безусловно, строительство заводов по термопереработке твёрдых бытовых отходов (ТБО), разработка с помощью внедрения природоподобных технологий методик и способов утилизации и обработки отходов в виде пищевой продукции и другие высокотехнологичные и наукоёмкие проекты требуют серьёзных инвестиций. Вместе с тем навести порядок  с использованием бытовых отходов посредством ликвидации свалок, рекультивации полигонов твёрдых коммунальных (ТКО) и ТБО и строительства новых полигонов с соблюдением экологических нормативов – одна из главных задач экологической политики в регионе уже сегодня.

В 2015 году из селитебных зон территории региона было вывезено более 2,4 млн куб. м ТКО, из которых лишь 9 % отправлены на переработку. Образование ТКО в расчёте на душу населения по Оренбургской области составляет около 2 куб. м/чел в год[24]. Сейчас большая часть отходов из селитебных зон вывозится на свалки, при заполнении которых выделяются кислотные стоки. Они загрязняют почвы и грунтовые воды Оренбуржья, привлекают крыс и паразитов, разносчиков опасных для человека болезней.

Результаты исследования и их обсуждение. Выделенные три вектора приложения усилий органов власти в реализации экологической политики в Оренбургской области могут быть дополнены другими приоритетными задачами. Одними из основных задач региональной экологической политики сегодня должны стать предотвращение деэкологизации уже существующих производств и проведение тщательной экспертизы новых проектов. Сегодня в регионе большое внимание уделяется экологическому просвещению и воспитанию. Проблемы охраны природы, негативного воздействия человека на окружающую среду поднимаются в ходе проведения многочисленных акций, призванных объединить усилия всех оренбуржцев в этой сфере: «Чистые берега», «Чистый родник», «Миллион деревьев», «Час Земли», «Родники Оренбуржья», «Живи, родник», «Зелёные ладони», «Чистый город», «Муравейник», «ЭкоМарафон», «Чистый двор» и т.п.[25]. Зачастую мероприятия, призванные улучшить экологическую обстановку в Оренбургской области, находят своё воплощение лишь в форме акций, фестивалей, флешмобов, выставок, «дней», конкурсов и т.д. Не умаляя значение подобных социально-значимых мероприятий, хочется надеяться, что региональные власти, формируя приоритеты экологической политики, правильно расставят акценты, а финансовую поддержку для реализации получат проекты с максимальным реальным экологическим эффектом.

Список использованных источников:

[1] Чибилёв А.А. (мл.), Семёнов Е.А. Очерки экономической географии Оренбургского края.
Том I. Екатеринбург: ООО «УЦАО», 2014. – 182 с.
[2] Костылев А.А. Подходы к оценке природно-ресурсного потенциала и показатели эффективности его использования в регионе / А.А. Костылев // Социально-экономические явления и процессы. Вып. 2, 2010. – 1,4 п.л.
[3] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2002 году». Оренбург, 2003. – 248 с.
[4] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2014 году». Оренбург, 2015. – 264 с.
[5] Пермяков Р.С. Какой должна быть экологическая политика России // Экологические проблемы урбанизированных территорий, 2012. – № 2. – С. 21-23.
[6] Стратегические ресурсы и условия устойчивого развития Российской Федерации и её регионов / под. ред. В.М. Котлякова, А.А. Тишкова. Краткие итоги реализации Программы фундаментальных исследований ОНЗ РАН № 13 в 20122014 гг. – М.: Институт географии РАН, 2014. – 166 с.
[7] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Оренбургской области в 2014 году». Оренбург, 2015. – 264 с.
[8] Григоревский Д.В., Чибилёв А.А. (мл.) Оценка показателей экологической эффективности управления природно-ресурсным потенциалом Оренбургской области // Международный научно-исследовательский журнал, 2016. – № 2 (44). – С. 88-92.
[9] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2016. – 639 с.
[10] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2016. – 639 с.
[11] Чибилёв А.А. (мл.), Семёнов Е.А. Очерки экономической географии Оренбургского края.
Том I. Екатеринбург: ООО «УЦАО», 2014. – 182 с.
[12] Чибилёв А.А. (мл.), Григоревский Д.В. Геоинформационный анализ динамики показателей характеризующих образование невостребованного земельного фонда в районах Оренбургской области // Известия ОГАУ. Оренбург: ОГАУ, 2015. – № 5. – С 232-235.
[13] Падалко Ю.А. Устойчивость водосборных ландшафтов реки Урал к развитию ускоренной эрозии и химическому загрязнению // Инновационные процессы в области естественнонаучного и социально-гуманитарного образования: III Междунар. науч.-практ. конф. (Оренбург, 17-18 марта 2016 г.) : сб. статей. – Оренбург, 2016. – С. 154-158.
[14] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2016. – 639 с.
[15] Чибилёв А.А. (мл.) Приоритеты экологической политики в решении проблем устойчивого развития Оренбургской области // Фундаментальные исследования, 2017. – № 10-3. – С. 628-632.
[16] Чибилёв А.А. (мл.), Мелешкин Д.С., Григоревский Д.В. Современное состояние природно-экологического каркаса бассейна реки Урал в пределах Оренбургской области и его роль в социально-экономическом развитии региона // Успехи современного естествознания, 2017. – № 8. – С. 122-127.
[17] Чибилёв А.А. (мл.), Мелешкин Д.С. Современное состояние природно-экологического каркаса геосистемы Среднего Поуралья // Охрана природы и региональное развитие: гармония и конфликты (к Году экологии в России): материалы международной научно-практической конференции и школы-семинара молодых ученых-степеведов «Геоэкологические проблемы степных регионов», Т.II. [Текст]: сб. науч. трудов. – Оренбург: Институт степи УрО РАН, 2017. – С. 238-242.
[18] Чибилёв А.А. (мл.) Пространственное распределение элементов природно-заповедного комплекса и структура сети ООПТ регионов степной зоны РФ // Успехи современного естествознания, 2016. – № 8. – С. 220-224.
[19] Предуральская степь [Электронный ресурс]. URL: http://orenzap.ru/territory/orenburgskiy-zapovednik/preduralskaya-stepa (дата обращения: 15.03.2017 г.).
[20] Чибилёв А.А. (мл.) Позиционирование природного и историко-культурного наследия охраняемых природных территорий Оренбургской области в рамках устойчивого социально-экономического развития региона // Вестник ОГУ. – Оренбург: Изд-во ОГУ, 2007. – Спец. выпуск (67). – С. 183-189.
[21] Падалко Ю.А. Социально-экономическая уязвимость населения и хозяйства регионов российской части бассейна р. Урал от наводнений // Успехи современного естествознания. – 2016. – № 12-2. – С. 439-443.
[22] Чибилёв А.А. (мл.) Возобновляемые стратегические природные ресурсы устойчивого развития регионов степной зоны РФ // Успехи современного естествознания, 2016. – № 3. – С 214-219.
[23] Города и районы Оренбургской области. 2016: Стат.сб. / Оренбургстат. – Оренбург, 2017. – 257 с.
[24] Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа, 2016. – 639 с.
[25] О проведении Года экологии в Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.orenburg-gov.ru/upload/medialibrary/d9b/d9b1b763c741f7b767df10d2eb6e82ac.pdf (дата обращения: 27.07.2017 г.).

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!