3.4. Интеграция рекреационных ресурсов охраняемых природных территорий в экономику региона 

Анализ природно-ресурсного потенциала охраняемых территорий Оренбургской области позволяет сделать вывод о имеющихся в регионе перспективах для вовлечения охраняемых природных территорий в экономику региона. В этой связи перспективным направлением является освоение рекреационных ресурсов охраняемых территорий и использование их в качестве источника пополнения местного бюджета. Природоохранная сфера должна перестать быть затратной частью хозяйственного комплекса.

Природные парки, памятники природы и историко-культурные объекты на территории Оренбургской области должны приносить реальные деньги, располагая существенными возможностями для стимулирования экономического развития финансовых поступлений в местный бюджет, в том числе и валютных. Конечно, речь прежде всего идёт о сфере туризма и отдыха. Причём её следует понимать не как узкую отрасль, а как широкий социокультурный и природный комплекс, включающий сферу культурно-просветительного обслуживания, природно-рекреационный комплекс, непосредственно учреждения отдыха и туризма и развлетвлённую туристическую инфраструктуру.

По нашему мнению, для Оренбургской области представляется перспективным направление по созданию сети туристских баз, домов отдыха, гостиниц, приуроченных к интересным в рекреационном отношении охраняемым территориям.

Дальнейшее развитие комплекса учреждений отдыха должно отвечать задаче рационального использования имеющейся ресурсной базы и формирования оптимального комплекса учреждений социальной инфраструктуры. Оно способно дать мощный импульс для хозяйственного и социального развития малых и средних городов, отдельных сёл.[1]

Становление в области рекреационного комплекса является фактором рационального использования местных трудовых ресурсов, особенно на селе, развития учреждений социально-культурного обслуживания, дорожной сети.

Наибольшее развитие, по нашему мнению, мог бы получить природный комплекс видов отдыха. Особое внимание следует уделить возможности развития «экзотичных» видов туризма (конные и верблюжьи маршруты, путешествия на плотах), возможности нестандартного проживания в период отдыха: в юртах, в старинных подворьях, караван-сараях, в сельских домах.

По нашему мнению, настоящее время эти идеи могут служить основой создания специальных программных туров, пользующихся наибольшим спросом на международном туристском рынке.

Для повышения роли охраняемых природных территорий в экономическом развитии региона и достижения параметров перспективного развития рекреационного комплекса Оренбургской области необходимо ускоренное развитие сферы отдыха с целью выхода этой отрасли в число одного из значимых элементов экономики области и привлечения значительного потока рекреантов из других регионов России и зарубежных туристов.

Как нам кажется, в Оренбургской области рекреационное развитие может стать тем эффективным способом ведения хозяйства, при котором будет обеспечено сочетание экологических требований и социальных установок, что в конечном итоге несомненно будет способствовать формированию устойчивого развития отдельных районов и области в целом.

По нашему мнению, с целью создания единой сети учреждений рекреационного комплекса на побережье Ириклинского водохранилища необходимо строительство с учётом рекреационного зонирования  парка гостевых домов на (30-50) мест. Данное количество мест обеспечивает рентабельность проекта, и нагрузка на природный объект не превышает допустимую. При этом в выгодном положении могут оказаться и туристы, у которых отдых на природе обычно ассоциируется с тишиной и уединением.

Одним из важных критериев туристской привлекательности территории является безопасность отдыха. Природному парку «Ириклинский» совместно с местными органами власти, туроператорами и другими заинтересованными сторонами следует разработать комплекс мер по предупреждению несчастных случаев, оказанию необходимой медицинской помощи, в том числе и доврачебной, эвакуации пострадавших, поискам заблудившихся туристов.

Формирование штата должно параллельно сопровождаться развитием обеспечения транспортом, научным оборудованием, офисной техникой, средствами оперативной связи и др.

В природном парке предстоит создать значительный объем объектов инфраструктуры, поскольку на настоящее время число объектов государственного (областного) подчинения, используемых в рекреационных целях, практически нет.

Мы полагаем, что основными задачами в этой связи должны являться:

  • разработка долговременной стратегии перспектив развития природного парка путем привлечения (и контроля за численностью) отдыхающих;
  • обустройство рекреационных участков, проведение экскурсий для различных слоев населения;
  • пропаганда природных ресурсов природного парка в средствах массовой информации.

При условиях сложившейся инфраструктуры природного парка появятся дополнительные источники дохода, путем взимания платы за: установку палаточных лагерей на рекреационных участках, пользование гостиницей (мотелем, коттеджами, палаточными лагерями и др. жилищными объектами), инвентарем для отдыха и туризма, посещение музея, обслуживание инструкторами, экскурсоводами, организацию любительского рыболовства, штрафные санкции. Дополнительно к перечисленным источникам дохода можно добавить предполагаемые пожертвования физических и юридических лиц, вероятность получения грантов федеральных целевых программ и зарубежных фондов, а также доход от продажи печатной продукции.

В аспекте рационального использования рекреационных ресурсов Ириклинского водохранилища и реализации программы интеграции природных ресурсов охраняемых территорий в социально-экономическое развитие региона, наши предложения для администрации Оренбургской области, Комитета природных ресурсов по Оренбургской области и областного Комитета по физической культуре, спорту и туризму сводятся  к реализации следующих функций:

  • рассмотрение сферы туризма как средства структурной пере­стройки хозяйственного комплекса региона: увеличения объемов де­нежных и валютных поступлений в казну области; создания новых рабочих мест, роста занятости населения, преодоления безработицы; обеспечения гарантий прав граждан Российской Федерации на труд, отдых, свободу передвижения, доступа к культурному и природному наследию; экологического воспитания населения; поддержания здо­рового образа жизни;
  • создание условий для приоритетного развития туризма в Оренбургской области, расширения сферы организованного и доступного отдыха, опла­чиваемых отпусков в государственном и частном секторах, поощрение разумного использования и восстановления рекреационных ресурсов, проведение туристских акций в каникулы, праздничные и вы­ходные дни.
  • предоставление в соответствии с законодательством предприя­тиям туризма дополнительных льгот по налогам, передача в арен­ду для целей туризма на льготных условиях земельных участков, зда­нии, сооружений, объектов туризма;
  • вовлечение организаций и хозяйствующих субъектов в расширение форм туристского обслуживания, включая колоритные и этнографически неповторимые.

Как уже было сказано выше, охраняемые территории могут и должны вносить существенный вклад в стимулирование развития местных промыслов, производство экологически чистых товаров для реализации. В этом аспекте, по нашему мнению, эффективными могут быть маркетинговые решения по созданию имиджа охраняемых территорий, оказывающие эмоционально-психологическое воздействие на население области в целях их популяризации и рекламы.

Нами рекомендуется использование названий охраняемых территорий в качестве наименований товарных марок продукции местных товаропроизводителей. Названия таких природных объектов как родник Белый Колодец, гора Медвежий лоб, гора Горюн, «Берег Сокровищ», Монастырский лес, Аничкин сад, Тёщин язык, пещера Подземная сказка, Бандитский горы, Медвежья Ростошь, озеро Развал, Шапка Мономаха, скала Верблюд и др. обладают благозвучием и эстетически самоценны. Они могут послужить названием товарной продукции различной номенклатуры. Использование эмблем и изображений природных объектов охраняемых территорий при маркировке продукции, как нам кажется, будет способствовать повышению общественного интереса и популяризации через сбыт товаров уникальных природных ресурсов региона.

По нашему мнению, ещё одним приоритетным направлением в области сохранения уникальных природных и историко-культурных объектов и рационального использования их ресурсов является привлечение к решению этой проблемы коммерческих организаций.     Сегодня для большинства регионов России одним из главных недостатков финансовой части программы сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов остаётся отсутствие проработанных предложений по дополнительным альтернативным источникам финансирования и, как прежде, все расходы (или почти все) испрашиваются только из дефицитного федерального бюджета. Оренбургская область в этом аспекте не является исключением.

В этой связи необходимо сделать общедоступной информацию, полезную для развития предпринимательства в границах охраняемых территорий и рядом с ними, включая доступ к данным по устойчивому использованию природных ресурсов, возможностям развития туризма и т.п. Для тех предприятий, чья хозяйственная деятельность ограничена режимом охраны, следует добиваться предоставления налоговых льгот на региональном и местном уровнях.

Проблема нехватки информации функционирования охраняемых территорий обуславливает необходимость создание геоинформационной системы природных ресурсов охраняемых территорий

Сегодня возрастает самостоятельность и ответственность региональных структур: усиливается необходимость в конкретной и территориально распределённой информации о ресурсных возможностях и эколого-экономическом состоянии территории. Это отвечает положению, что именно информация сегодня является главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества, страны и отдельного регион.[2]

Целью этого процесса, по нашему мнению, должна стать интеграция данных социально-экономических исследований хозяйственной деятельности с экологическим картографированием для получения наглядной модели, демонстрирующей эколого-экономическую обстановку в регионе. Данная модель должна быть составлена таким образом, чтобы она являлась не только представлением конечного результата исследований, но и средством для последующего анализа сосредоточенной в ней информации.[3]

В этой связи своевременной является разработанная нами картосхема рекреационных ресурсов Оренбургской области (прил. Л). Составление подобной картосхемы будет способствовать, в частности, более эффективному решению вопросов рационального использования природных ресурсов,  размещения объектов природоохранной сферы и рекреационного комплекса, при исследовании проблемы создания региональной схемы туризма.

Геоинформационные системы позволяют активно задействовать в процессе при­нятия решений большие объемы информации, использовать её для моделирования действительных и прогноз­ных ситуаций, тем самым повышая качество принимаемых решений, что крайне важно при использовании ГИС-метода в формировании стратегии устойчивого развития региона и для решения задач рационального использования природных ресурсов.[4], [5]

Приоритетным направлением в решении вопросов рационального использования природных ресурсов охраняемых территорий является обеспечение не только государствен­ной поддержки их деятельности, но и актив­ного участия общественных организаций и граждан Оренбургской области в процессе их формирования и функционирования.

Общественные организации, юридичес­кие лица, пользуясь правом инициативы по созданию охраняемых территорий, могут оказать действенную помощь в организации, охране, использова­нии природных ресурсов охраняемых территорий, а также оказать финансовую по­мощь целевых природоохранных программ по их развитию.

Население проживающее вблизи ОПТ, также не должно остаться в стороне от решения вопросов, связанных с рациональным использованием природных ресурсов и вовлечением их в социально-экономическое развитие районов области. В этом аспекте, как нам кажется, большие перспективы для развития в Оренбургской области имеет сельский «зелёный туризм». Развитие данного вида туризма обуславливается с одной стороны значительным туристским потенциалом, с другой стороны слабой туристской инфраструктурой.

В рамках развития этого вида туризма предполагается использовать потенциал частного жилого фонда местного населения (гостевых домов) и их подсобных хозяйств.

Использование потенциала гостевых домов (проживание в меблированной комнате в доме, где проживают хозяева с предоставлением некоторых дополнительных услуг) является альтернативой гостиницам, кемпингам, пансионатами и способствует повышению уровня доходов местного населения.

К дополнительным платным услугам, которые обычно оказываются местными жителями, относятся:

  • питание с включением в меню блюд национальной или традиционной кухни из экологически чистых продуктов собственного или местного производства;
  • предоставление информации о местных достопримечательностях и возможностях для отдыха;
  • составление культурной программы пребывания и помощь в приобретении билетов;
  • транспортное обслуживание, в том числе доставка на вокзал и с вокзала;
  • сопровождение на маршрутах;
  • переводческие услуги;
  • предоставление интерактивных средств связи;
  • вызов или заказ такси и т. д.

Рассчитанная окупаемость затрат при комплектовании гостевых домов оборудованием и инвентарем на уровне стандартных требований, сделанный в рамках проекта в НП «Смоленское Поозерье» составила 2-3 года.[6]

Учитывая, что большая часть оборудования и инвентаря у хозяев гостевых домов уже имеется, доход от сдачи комнат отдыхающим может значительно превышать их текущие затраты.

Следует отметить, что в развитии «гостевых домов» заинтересованы охраняемые территории (национальные и природные парки, ПООР), что выражается в следующем:

  • не происходит интенсификации хозяйственного освоения территории, поскольку посетители и гости ОПТ при отсутствии или недостаточно развитой туристской инфраструктуре могут быть размещены в домах частного сектора;
  • местное население непосредственно информирует посетителей парка об особенностях поведения на его территории.

Среди местного населения развитие данной формы туризма выгодно благодаря:

  • низким капиталовложениям и предпринимательским риском;
  • возможностям для развития предпринимательской инициативы;
  • увеличению рынка сбыта для товаров и услуг местных производителей.

Местные органы власти также должны быть заинтересованы в развитии «зелёного туризма» на ПООР, способствующего:

  • повышению благосостояния местного населения, а следовательно – улучшению социально-экономического климата;
  • пополнению региональных и местных бюджетов за счет увеличения налогооблагаемой базы.

И, наконец, потенциал частного сектора может быть использован в деятельности турфирм. Турфирмы заинтересованы в развитии инфраструктуры, появлении готовых турпродуктов, расширении круга поставщиков качественных услуг. Появление турпродуктов в новых, малоосвоенных территориях расширяет ресурсную базу турфирмы, позволяет ей найти или расширить свою нишу на пока низкорентабельном рынке внутреннего и въездного туризма.[7]

Препятствиями для использования потенциала жилого фонда частного сектора в сельской местности могут быть: сложности налогообложения, слабая предпринимательская активность местного населения, недостаточный уровень качества услуг, отсутствие системы страхования.

Сувенирная продукция с символикой природного объекта, представленная художественными творениями местных мастеров и товарами традиционных народных промыслов, способствует созданию уникального имиджа охраняемой территории, её узнаваемости.

Как отмечалось выше, около 25% своих денег турист обычно тратит на покупку изделий местных промыслов, в том числе и сувенирной продукции. Мотивы приобретения сувениров и местных изделий бывают совершенно разными. Но очевидно, что данная услуга, как правило, повышает туристскую привлекательность территории.

Другой важной задачей в решении проблемы рационального использование природных ресурсов ОПТ является организация новых категорий охраняемых территорий, предло­женных и большей частью уже спроектиро­ванных учеными и сотрудниками природо­охранных служб области.

Важным направлением в решении проблемы создания новых категорий охраняемых территорий в Оренбургской области является совершенствование механизма управления сети охраняемых территорий и рационального использования их ресурсов. Становление системы управления природоохранной деятельностью  в Оренбургской области приходило в период с 1988 по 1999 годы. Центральным событием явились создание областной структуры охраны окружающей среды Госкомэкологии РФ, а также подразделения администрации области – комитета по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей среды.

На современном этапе, учитывая перспективы вовлечения природных ресурсов охраняемых территорий в региональное социально-экономическое развитие, механизм управления ОПТ требует оптимизации и координации действий федеральных и региональных структур в решении задачи рационального использования природных ресурсов охраняемых территорий.

Анализ региональных особенностей использования природных ресурсов ОПТ и их рекреационного потенциала позволяет заключить, что наиболее перспективной категорией охраняемых территорий для вовлечения в социально-экономическое развитие районов Оренбургской области являются ПООР и природные парки.

Выводы, полученные в ходе разработки региональной схемы использования природных ресурсов охраняемых территорий в развитии туризма и рекреации позволяют нам выявить ПООР и предложить перспективные зоны развития туризма на территории Оренбургской области, организация которых будет связана с социально-экономическим эффектом. При определении приоритетов развития сети охраняемых террито­рий  важным моментом являет­ся их функциональная деятельность в рамках долгосрочных программ по стабилиза­ции и улучшению экологической обстановки и социально-экономического положения региона.

[1]     Мильнер Г.В., Гилинская Э.Б. и др. Формирование региональной системы организации и управления экономикой в условиях рыночных отношений (на примере Оренбургской области). – М.: АН СССР, «Интерэкон», 1991. – 185 с.

[2]     Маркандиа А. Международный опыт создания информационных систем в сфере управления природопользованием // Управление природопользованием для устойчивого развития. – Ярославль: НПП «Кадастр», 1997. с. 131–139.

[3]     Жуков В.Т., Лазарев Г.Е., Новаковский Б.А. Об опыте комплексного геоэкологического кар­тографирования административного рай­она // Геодезия и картография. 1996, № 1. с.42-44.

[4]     Винокуров Ю.И., Красноярова Б.А., Резников В.Ф. Геоинформационное обеспече­ние управления регионом при переходе на модель устойчивого развития // Интеркарто-4: ГИС для оптимизации природопользования в целях устойчивого раз­вития территорий. Матер, междунар. конфер. – Барнаул, 1998. с. 285-290.

[5]     Винокуров Ю.И., Широкова С.Л. ГИС в интересах устойчивого развития // Интеркарто-4: ГИС для оптимизации природопользования в целях устойчивого раз­вития территорий. Матер, междунар. конфер. – Барнаул, 1998. с. 59-69.

[6]     Основные направления развития национального парка «Смоленское Поозерье» на 2002-2006 годы. — М.: Изд-во ЦОДП; Пржевальское: Изд. нац. парка «Смоленское Поозерье», 2002. — 33 с.

[7]     там же


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!