1.3.2. Городское расселение и социально-экономическое  развитие городов

Как и для большинства регионов, с наличием развитого многоотраслевого сельского хозяйства, для Оренбургской области характерна относительно невысокая доля городского населения. Урбанизированность области – одна из самых низких в Урало-Поволжье. Только 60% населения проживают в городских поселениях. В среднем по России (73%) и по Приволжскому ФО (70%) этот показатель существенно выше. Кроме аграрного фактора сравнительно невысокий уровень урбанизации в регионе связан с периферийным положением области, более поздним ее освоением и, как следствие, более поздним началом урбанизационных процессов.

Несмотря на невысокую долю, городское население преобладало не всегда, например, в 1926 году на территории области только 14% населения проживало в городах (табл. 2.1.1.). На протяжении многих десятилетий в Оренбуржье, как и во всей России, городское население росло и увеличивался его удельный вес, но с различной динамикой в разные периоды.

Основными детерминантами вариабельной динамики численности городского населения, и различной доминацией в разные периоды по городам, являются:

- социально-экономические, связанные с естественным развитием процессов урбанизации вследствие освоения природных ресурсов, подъема и развертывания промышленности и сферы услуг, технологической модернизации и неуклонного роста производительности труда в сельском хозяйстве, повышения роли городов в общественной эволюции населения и распространения городского образа жизни;

- политико-экономические, связанные с осуществлением национальных и международных проектов, а также с решением государственных (федеральных) и региональных задач в сфере социальной и промышленной политики;

- политико-административные, связанные со статусом городов и его изменением. Это касается исключительно региональных столиц, хотя их вклад в урбанизацию территории весьма значителен. Потеря административного статуса регионального центра, как правило, замедляет темпы функционального развития города. Так, например, «провинциальность» Оренбурга с 1925 года по 1935 год в купе с его положением на периферии индустриализации существенно сократила динамику его роста.

- миграционно-демографические, связанные с естественным движением населения и динамикой типов его воспроизводства и с причинно-следственными факторами миграционных процессов, а также с практическими проявлениями федеральной и региональной демографической и миграционной политики.               

Строительство и последующий ввод в действие важных транспортных магистралей, конвертируется в преимущество географического положения и, соответственно, поднимает новую волну функционального развития городов. Экономический подъем города Оренбурга и двукратный прирост его населения в конце 19-го, в начале 20-го века в значительной степени связан с этим фактором (табл. 1.3.2.1). Определенные перспективы наращивания функциональной структуры городов региона высвечивает возможность прохождения через область российского участка международного транспортного коридора Западный Китай – Зарубежная Европа.

Другим фактором ускорения процессов урбанизации, возникновения и роста городов является масштабное освоение минеральных ресурсов. Разработка в области крупных месторождений полезных ископаемых и создание на их основе новых предприятий привело к образованию городов (Медногорск, Новотроицк, Гай, Ясный) и быстрому росту численности их населения. Например, численность жителей города Новотроицка, возникшего на базе металлургического комбината, за 15 лет превысила 80 тысяч (табл. 2.1.1.1). В начале 70-х годов освоение под Оренбургом крупнейшего в Европе и на тот момент в России, газоконденсатного месторождения и строительство на его основе мощного газодобывающего и газоперерабатывающего комплекса в значительной степени обусловило в городе рекордные, за период 1970 – 1979 годы ежегодные (13 тысяч) темпы роста населения (табл. 1.3.2.1).

Реализация государственной промышленной и социальной политики также повышает уровень урбанизации  территории. Например, претворение программы индустриализации в 30-х годах, охватило в основном восточное Оренбуржье, что привело к развертыванию крупных промышленных предприятий в городе Орске. Это дало толчок (за 12 лет) пятикратному увеличению численности населения города. По темпам его роста в этот период и в послевоенные годы Орск опережал Оренбург более чем в 3,5 раза (табл. 1.3.2.1). 

Таблица 1.3.1.1. Динамика численности населения некоторых городов Оренбургской области (губернии), тыс. чел.[1],[2],[3]

Города

Годы

1897

1917

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2000

2010

2014

Оренбург

72,4

140,6

123,3

171,7

267,3

344,3

458,7

517,0

523,6

547,0

560,0

Орск

14,0

18,2

13,6

66,3

176,2

225,3

247,0

271,0

273,9

240,0

234,8

Новотроицк

-

-

-

2,6

54,5

83,4

94,6

106,1

109,6

100,9

93,6

Бузулук

14,4

17,5

24,5

42,4

54,9

67,1

76,0

83,1

86,7

83,1

84,7

Бугуруслан

12,1

16,7

17,6

20,9

42,5

49,5

54,4

54,1

55,4

52,2

50,0

При этом новый импульс урбанизационных процессов приводящий к образованию, развитию и росту городов и городского населения может быть вызван реализацией на территории региона крупных инфраструктурных проектов, освоением природных ресурсов, программ по расширению и модернизации промышленного производства, оборонного и космического комплекса, развитию социальной сферы.

Самые высокие темпы урбанизации отмечались в 50-х – 60-х годах. Только за период 1950 – 1970 годов городское население региона выросло на 640 тысяч. Это было связано с фазой наибольших масштабов развития промышленности, благоприятной возрастной структурой новых горожан, обеспечившей сравнительно высокие показатели естественного прироста и массовой миграцией сельских жителей в города. В 70-х – 80-х годах темпы урбанизации стали снижаться, что было обусловлено смещением демографических показателей к современному типу воспроизводства и началом экономической и социальной стагнации в общественном развитии.

В 1990-х годах рост городского населения прекратился под воздействием двух основных факторов: депопуляции населения вследствие демографического кризиса и старения горожан, а также значительным снижением миграционного притока сельских жителей в города. В изменившихся экономических условиях, миграция сельчан в города была существенно демотивирована дороговизной жилья и ограничением предложений на рынке труда.

До 2000-го года в области выделялось две категории городских поселений – города и поселки городского типа (п.г.т.) или рабочие поселки (р.п.) в интерпретации статистической отчетности. В 2000 году произошел неожиданный сброс (почти на 7%) удельного веса городского населения (табл.), что было связано с административным преобразованием 22-х поселков городского типа в категорию сельских населенных пунктов. Около 148 тысяч горожан не меняя своего местожительства стали сельскими жителями.

Между тем, во многих из них образ жизни населения далеко не всегда соответствовал статусу городских поселений, и значительная часть горожан проживало в «сельских» условиях. В тоже время в ряде «новообразованных» сельских населенных пунктах, таких как Ириклинский и Халилово (Гайский район), Энергетик (Новоорский район), Первомайский (Оренбургский район), Светлый, Тюльган, Новорудный (территория административного управления г. Новотроицка), более 85% трудоспособного населения занято в промышленности и сфере услуг, что является стандартным критерием отличия городского поселения от сельского.

Кроме того набирает обороты процесс субурбанизации в особенности в пределах Оренбургской агломерационной территории. Происходит переезд части городских жителей и перенос деятельности в пригородную зону, что способствует распространению городского образа жизни на ближайшие сельские населенные пункты. Таким образом, зафиксированный на 2014 год уровень урбанизации является достаточно условным показателем определяющий с той или иной долей погрешности реальный городской бэкграунд Оренбуржья.

В итоге, по данным на 2014 год в области имеется 12 городов и одно закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) – п.г.т. Комаровский (Ясненский район), связанное с военной базой и полигоном по испытанию вооружений. Исходя из соотношения площади территории, ее конфигурации и численности населения, регион выделяется относительно небольшим числом городов. Основные черты пространственной организации городских поселений связаны с историческими этапами освоения территории, условиями природной среды, территориальным сочетанием природных ресурсов и особенностями социально-экономи­ческого развития региона. В связи с этим в области выделяются следующие типы городских населенных пунктов:

- города, основанные в 18 веке как города-крепости (военные форты), которые впоследствии стали иметь и торговые функции (Орск, Оренбург, Бузулук, Со­рочинск, Соль-Илецк). В первой половине 19 века они были освобождены от военного предназначения и в дальнейшем развивались в основном как полифункциональные городские поселения;

- города, разросшиеся и трансформировавшиеся из слобод и сельских поселений, основанных в 18 и 19 веке (Бугуруслан, Абдулино, Кувандык);   

- города, возникшие в годы довоенной и послевоенной индустриализации в районах освоения минеральных ресурсов, преимущественно как моногорода на основе градообразующих предприятий – металлургические (Медногорск, Новотроицк) и горнодобывающие  цен­тры (Гай, Ясный).

Социально-экономическое развитие городов зависит от совместного действия пяти основных факторов: численности населения, статуса города, наличия функций, географического положения и качества институтов развития городов.[4]

Численность населения – чем больше город, тем более высокая в нем концентрация экономических, финансовых, инвестиционных ресурсов и человеческого капитала, обеспечивающих устойчивый потенциал развития. Крупнейшие города обладают более диверсифицированной экономикой и развитой социальной средой, более разнообразным выбором рабочих мест и опережающим ростом доходов населения.

Чем крупнее город, тем более развит в нем потребительский спрос, соответственно тем больше предложение разнообразных товаров и услуг, что в свою очередь привлекает новых потребителей. Эффект масштаба и концентрации (агломерационный эффект) генерирует эффект разнообразия, что снижает издержки и для бизнеса, способствует расширению конкурентной среды, развитию кооперации, ускоренному продуцированию и проницаемости инноваций.

Статус города – особые преимущества административного центра субъекта РФ. Статусная рента региональной столицы способствует максимальной концентрации и усилению инфраструктурных, административно-управленческих и бюджетно-распределительных функций, является причиной сосредоточения региональных органов власти и управления, основных финансовых и бизнес-структур, главных офисов производственно-коммерческих корпораций, наиболее значимо-функциональных учреждений непроизводственной сферы, что обеспечивает приоритетные возможности фиксировать значительную часть прибыли в городской бюджет и способствует предложению на рынке труда более высокооплачиваемых рабочих мест.

Утрата статуса в определенной степени снижает потенциал развития города, сдвигая его в провинциальность. Это было характерно как в формате плановой экономики и административной системы управления, так и в условиях федеративного административно-территориального устройства современной России.

Сравнительная картина влияния статусной ренты на социально-экономическое развитие городов, явившаяся одним из главных факторов динамики численности населения, продемонстрирована в таблице 1.3.2.2.

К 1925 году Екатеринбург, Новосибирск и Уфа становятся региональными столицами новых административно-территориальных образований РСФСР, в то время как Оренбург и Омск, с 1925 по 1934 год, утрачивают этот статус. Численность населения за межпереписной период (1926 – 1939 г.г.) в городах первой группы возросла в диапазоне от 2,6 раза (Уфа), до 3,4 раза (Новосибирск), в то время как в Омске, имевшим такое же преимущество географического положения (расположение на Транссибирской железнодорожной магистрали) как и Новосибирск, население за тот же период увеличилось в 1,8 раз, почти в 2 раза меньше чем в Новосибирске.

Провинциальность в эти годы Оренбурга и положение на обочине дорожной карты индустриализации обусловили низкие темпы роста его населения (в 1,4 раза). Численность жителей города увеличилось за межпереписной период всего на 49 тысяч, в тоже время в Новосибирске численность населения возросла на 284 тысячи.  

Таблица 1.3.2.2. Динамика численности населения отдельных городов Урала и Сибири, тыс. чел.[5],[6],[7]

Города

Годы

1897

1917

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2000

2014

Оренбург

72

141

123

172

267

344

459

517

524

560

Екатеринбург

43

72

140

423

779

1025

1210

1296

1266

1411

Новосибирск

8

68

120

404

885

1161

1310

1420

1399

1548

Омск

37

135

162

289

581

821

1014

1149

1148

1165

Уфа

49

113

99

258

547

780

977

1080

1091

1084

Таким образом, одним из факторов относительного застоя социально-экономического развития Оренбурга в 20-е – 30-е годы была потеря административного статуса губернской и республиканской столицы в 1925 году и связанная с этим утрата соответствующих функций. Это заметно и по динамике численности населения города в эти годы, и по отсутствию крупных градоразвивающих проектов связанных с масштабной индустриализацией и подъемом социальной сферы в 30-х годах. В тоже время Екатеринбург, будучи уездным городом, получив статус сначала губернского, а затем областного центра (1923 г.), вкупе с ресурсными и транспортно-географическими преимуществами существенно опередил Оренбург по темпам социально-экономического обновления и роста.

Влияние статусного фактора, особенно в последние 3-4 года, в большинстве субъектов РФ отчетливо проявляется в устойчивом росте населения региональных столиц на фоне гораздо меньших темпах роста, а чаще снижения численности населения во внестатусных городах (табл.).

Функции города – чем больше функций, тем более стабильное экономическое положение города. Многофункциональные города априори имеют более широкий регламент возможностей устойчивого и динамичного развития, выхода на перспективные рынки. Полифункциональная экономика городов более адаптирована к колебаниям рыночной среды и менее зависима от глобальной конъюнктуры рыночных цен на различные группы товаров и услуг.

Преимущества полифункциональных городов воспроизводятся на макроуровне в сравнительной оценке позиционирования стран в международном разделении труда. Чем больше у города уровень социально-экономической диверсификации и набор отраслей специализации, тем устойчивее его позиции в экономическом пространстве и тем более широкий выбор защитных инструментов от внешних и внутренних вызовов и рисков.

Монофункциональные города крайне зависимы от конъюнктуры рыночных цен на продукцию (услуги) градообразующих предприятий и наиболее уязвимы при изменении экономических условий.

Географическое положение – неустойчивый фактор, и степень его влияния на социально-экономическое развитие городов, как правило, меняется со временем. Между тем, в отдельные периоды фактор географического положения оказывается решающим детерминантом экономического роста, развития социальной сферы и новых функций городов.

Например, наиболее высокие темпы экономического роста Оренбурга во второй половине XVIII века были связаны географическим положением города как форпоста российского проникновения и освоения Центральной Азии, а также торгово-экономического «окна» в Азию. В конце XIX и в начале XX века основным фактором мощного развития экономики города стало новое качество его транспортно-географического положения, связанного с началом функционирования новой железнодорожной магистрали Самара – Оренбург – Ташкент. В 70-х годах прошлого столетия заметный подъем социально-экономического развития Оренбурга был обусловлен новым преимуществом его ресурсно-географического положения – открытием вблизи областного центра и началом эксплуатации крупнейшего в Европе (и на тот момент времени в России) газоконденсатного месторождения.

В настоящее время сравнительным преимуществом пространственного положения городов является их расположение в зоне влияния крупных агломераций.[8] В Оренбуржье, с определенной долей условности, с подобным географическим положением можно выделить такие населенные пункты (свыше 12 тысяч жителей) как Соль-Илецк, Саракташ, Новосергиевка.

Преимущество агломерационно-географического положения выражается в сравнительной оценке потенциалов агломерационного эффекта крупнейших городов соседних регионов. Действенным выигрышем данного преимущества является результативное втягивание в свою агломерационную территорию, обладающую большим эффектом, человеческих ресурсов из периферийных зон соседних регионов. В этом случае Оренбург проигрывает в агломерационно-географическом положении административным столицам соседних регионов РФ, а область теряет население своей периферии.

В современных условиях развития международной экономической транспорентности и интеграции более выгодным становится географическое положение отдельных приграничных  регионов с интенсивным экспортно-импортным товарообменом, проходящим через крупные действующие и новые портовые города (Ленинградская область, Краснодарский край) и города, расположенные на основных сухопутных транспортных путях глобальной торговли. [9]. Такое преимущество может перехватить Оренбург и другие города региона, находящиеся на пути строящейся крупнейшей скоростной межконтинентальной транспортной магистрали Западный Китай – Зарубежная Европа. В результате нового качества географического положения при реализации проекта города и населенные пункты, расположенные на новом международном транспортном коридоре получат новый внушительный импульс функционального развития. 

Институты развития городов – формализуют тип и качество управления, эффективность городской политики. От институциональных эффектов или дефектов зависит качество социальной среды городов, стимулирование деловой активности, эффективность управления бюджетной и налоговой политикой, инвестиционный потенциал городских территорий. Грамотно выстроенные институты способствуют улучшению предпринимательского климата, мобильности населения, ускоренному распространению инноваций. Усиливает институциональный эффект развития городов оптимизация отношений с федеральными и региональными структурами власти, а также личностные деловые качества и профессионализм сити-менеджмента.

Примером эффективного использования фактора институтов в социально-экономическом развитии является город Белгород. Обладая гораздо меньшим агломерационным потенциалом, он составляет весомую конкуренцию Воронежу и другим областным центрам соседних регионов, опережая их по уровню жизни и доходам населения, душевым показателям бюджетной обеспеченности населения и объема инвестиций в основной капитал.

В последние годы наращивает свои функциональные преимущества на основе эффекта институтов город Калуга, успешно конкурируя с центрами ближних субъектов РФ и с городами Московской области.

В сложившейся конфигурации политико-административной реальности Оренбургу необходимо императивно повышать качество своей институциональной среды и выходить из сумрака региональных столиц соседних субъектов РФ. На основе модернизации институтов развития столица Оренбуржья сможет институционально правильно организовать притяжение человеческого капитала – остановив его «утечку» в другие регионы и переориентировав миграционные установки населения периферии в свою сторону.  

Функциональное развитие городов связано с разнообразными эволю­ционными и импульсивными политико-административными, институцио­нальными и социально-экономическими процессами, происходящими в стране и в регионе. Сегодня большинство городских поселений области имеют полифункциональную структуру. Некоторые из них выделяются отно­сительной доминацией одной или двух функций. Бузулук и Сорочинск пози­ционируют как центры нефтедобывающей сферы региона, Соль-Илецк как центр соледобычи и рекреационно-оздоровитель­ных услуг.

Города, которые возникли на основе градообразующих предприятий, и в настоящее время все еще сохраняют индустриальную специфику. Однобо­кость функ­цио­нала этих городов обуславливает линейную зависимость от произ­вод­ствен­ной деятельности головного пред­приятия и наибольшую уяз­вимость при изменении экономических условий, что существенно ограничи­вает ресурсы их развития.

По численности населения большинство городских поселений области относятся к категории малых городов (от 12 до 50 тысяч жителей), и всего че­тыре к другим типам населенных пунктов: средним (от 50 до 100 тыс.), большим (от 100 до 500 тыс.) и крупным (от 500 тыс. до 1 млн.).

Оренбуржье отличается линейно-агломерационной полицентрической структурой городского расселения. В Оренбурге проживает 48% городского населения и 29% всех жителей региона, несмотря на относительно высокую величину сосредоточения населения в областном центре. Это самый низкий показатель среди всех региональных столиц Урало-Поволжья. Другой значи­мый центр концентрации городского населения – Орско-Новотроицкая би­центрическая агломерация, в которой проживает 28% городского населения и 17% жителей области. Линейно-агломерационная структура подтверждает размещение 10 из 12 городов области на важнейших транспортных (железно­дорожных и автомобильных) магистралях и наличие 2-х агломерационных территорий – Оренбургской, формирование которой связано с инфра-структур­ными и административно-статусными детерминантами, и Ор­ской (Орск-Новотроицк-Гай), наличие которой обусловлено промышленно-ресурсными факторами.

Сложившаяся в регионе пространственно-иерархическая структура го­родских поселений далека от совершенства. Заметны ее существенные от­клонения от известных научно-эмпирических моделей оптимального разме­щения городов: моделей «центральных мест» В. Кристаллера, «экономиче­ского ландшафта» А. Леша, «правильного распределения гнезд» Д. Кольба, «иерархической структуры городов» Д. Ципфа. Основные расхождения от идеальных схем пространственной расстановки городов с учетом численно­сти их населения выражаются в несоответствии количества и размеров горо­дов величине и конфигурации территории области, а также в неравномерном размещении городских поселений в пределах региона и несбалансированной иерархической структуры городов по численности их населения.

Сравнительные примеры подтверждают недостаточное число городов в пространственном каркасе расселения региона. Например, при одинаковой численности населения и меньшей в почти в 5 раз площади территории, Рес­публика Крым имеет в 1,4 раза больше населенных пунктов численностью более 12 тысяч жителей, чем Оренбургская область. При сопоставимой тер­ритории Греция превышает Оренбуржье по численности населения в 5 раз, а по числу городов (более 12 тысяч человек) в 7,5 раз.

Не равномерное размещение городских поселений способствует обра­зованию локальных территорий слабо охваченных диффузией городского влияния – обеспечением большим разнообразием товаров, услуг, нововведе­ний. В пределах региона одними из таких относительно труднодоступных пространств с «вязкими» коммуникациями являются внутренние зоны, при­мыкающие к границе с Казахстаном и Башкортостаном в четырехугольнике Оренбург – Октябрьское – Абдулино – Бузулук – Оренбург и в восточном треугольнике по линиям Орск – Гай, Орск – Светлый, а также юго-западный «угол» области.

Значительные отклонения от оптимальной пространственно-иерархиче­ской структуры городских поселений – рационального соотношения между размером города (численность населения) и его географическим положением в системе расселения способствует социально-экономическому расслоению территории и препятствует внтрирегиональной консолидации пространства. Если Оренбургская агломерация и Орско-Новотроицкая конурбация по чис­ленности населения и по взаимному расположению вполне соответствуют правилу Ципфа, то по основным транспортным коридорам между городами Оренбург – Сорочинск (180 км) и Оренбург – Абдулино (270 км) вообще от­сутствуют городские поселения. А третий по рангу город Бузулук, хотя и имеющий относительно оптимальное расположение в структуре городского расселения, должен иметь численность населения не менее 200 тысяч.

Не завершенность в области урбанизационных процессов продуцирует возможные варианты совершенствования городской системы расселения, в том числе в рамках схем территориального планирования. Их сценарное про­гнозирование может быть связано с выбором нескольких направлений опти­мизации пространственной структуры городских поселений.

Один из вариантов предполагает использование всего арсенала эконо­мических, инвестиционных, административно-институциональных ресурсов и инструментов социальной, демографической и миграционной политики для максимального наращивания агломерационного потенциала региональной столицы. Это будет способствовать расширению территории ее влияния, усилению и распространению эффектов развития и миграционной гравита­ции, что развернет азимут ориентации значительной части населения запад­ных и восточных окраин на областной центр. Предложенный вариант в опре­деленной степени совпадает с естественной трансформацией расселения. Его можно ускорить и интенсифицировать при помощи соответствующих средств и инструментов. В тоже время аккумулирование ресурсов развития в одном центре может привести к регрессу и деградации других городских территорий.

Версия второго варианта осуществляется в той же итерации, но отли­чие состоит в том, что весь набор экономических, административных и дру­гих ресурсов распределяется на несколько городских территорий (Оренбург, Орск, Бузулук и др.), с учетом методологии оптимальных моделей простран­ственно-иерархической структуры городов. Но здесь главным стоп-фактором является сложная производственно-экономическая, социальная и экологиче­ская обстановка в Орско-Новотроицкой конурбации. Это связано, с одной стороны, с высокой концентрацией «грязных» производств, с другой сто­роны, со стагнацией и сокращением производства на большинстве предпри­ятий неконкурентных отраслей (машиностроение, химия, цветная металлур­гия, легкая промышленность). Эти города продолжают сохранять свою про­мышленную специализацию и значительная часть их территории и населения продолжают являться социальным и функциональным приложением заводов и комбинатов.

Для Орска и Новотроицка характерны низкие темпы расширения по­стиндустриальной сферы, слабое развитие малого и среднего бизнеса, высо­кий уровень безработицы. Неблагоприятная структура промышленности со значительным набором «заржавевших» неконкурентоспособных произ­водств, узость социальной сферы, «отодвинутость» от основных путей гло­бальной торговли и главных коммуникационных транзитных линий сущест­венно ограничивают регенерацию Орска-Новотроицка в новый полюс разви­тия и модернизации. Социально-экономическую депрессию этих городских территорий подтверждает весьма неблагоприятная миграционная и демогра­фическая ситуация.

Третий вариант предполагает инвестирование средств в урбанизацию сельской местности, распространение в сельских населенных пунктах город­ских видов деятельности и, прежде всего, городского образа жизни. Реализа­ция данного варианта в определенной степени позволит нарастить экономи­ческий потенциал и привести к оживлению социальных тканей сельской ме­стности, но наряду с позитивными результатами может привести к распыле­нию ресурсов и минимизации эффектов. Малочисленность и дисперсность населения будет сдерживать развитие конкурентной среды, распространение разнообразных товаров и услуг, транслирование инноваций, для которых бо­лее выгодными условиями являются наличие плотной среды и высокая кон­центрация населения. Поддержка сельской периферии за счет городов, как правило, культивирует уравнительный, контрпродуктивный подход к разви­тию регионального пространства.

Использование научных моделей в оптимизации региональной струк­туры городского расселения имеет один значимый недостаток. Модели дан­ного класса направлены на поиск сбалансированной иерархической струк­туры и оптимального размещения городов в однородном пространстве на идеальной, изотропной территории, где географические факторы и контрасты минимизированы или вообще не учитываются. Такая территория представ­ляет собой геометрически правильное геопространство (как правило, шести­гранный многоугольник) с однородной равнинной поверхностью и однотип­ностью природных условий, равномерной плотностью населения и уровнем их доходов, равномерным размещением природных ресурсов, инфраструк­турных объектов и коммуникаций.

Исходя из этого, неверно применять научные модели в оптимизации структуры регионального каркаса размещения городов и их функциональ­ного развития в качестве готовых инструкций и схем. Кроме того, города – естественно развивающиеся сложные территориальные организмы, и их раз­витием весьма не просто управлять. В условиях природного и социально-экономического ландшафта территории Оренбургской области, ее простран­ственной конфигурации и географического положения требуется сущест­венная корректировка научных моделей размещения и развития городов.

В сложившейся структуре городского расселения области наиболее предпочтительным представляется сценарий социально-экономического развития городов на основе их конкурентных преимуществ.

В современных реалиях базовым приоритетом могло бы стать максимальное наращивание агломерационного эффекта города Оренбурга на основе нового качества его географического положения и ресурса модернизации институтов, который пока находится на стартовой позиции. Реализация международного проекта «нового шелкового пути» приведет в действие новый импульс развития инфраструктурных функций города по обслуживанию транспортного потока.

Эффективное использование ресурса институтов развития должно привести к улучшению качества городской социальной среды формализующейся в более широком выборе и доступности разнообразных услуг, повышении доходов населения (средней заработной платы), создании взаимовыгодных условий на рынке жилья, обеспечении безопасности, улучшении экологической обстановки, развитии инфраструктуры, повышении комфортных условий жизни. Модернизация институтов позволит существенно повысить положительный имидж города и его инвестиционный потенциал. Правильное институционально-организованное притяжение человеческого капитала обеспечит дальнейшее развитие городской агломерации, и прежде всего за счет населения региона, включая территории его восточной и западной окраин.

Полноценная реализация данных факторов развития Оренбурга высвечивает перспективы небезуспешной конкуренции города за качественные людские ресурсы и привлечение инвестиций с региональными столицами соседних субъектов РФ. Пример эффективного использования географического положения и институционального фактора на протяжении уже более чем 10 лет демонстрируют такие города как Краснодар и Белгород. Уступая по численности населения своим визави – Ростову-на-Дону и Воронежу, они успешно конкурируют с ними по привлечению человеческого капитала и инвестиций.

Города «второго эшелона» Бузулук и Орск, располагаясь в оптимальных узлах внутри регионального каркаса городского расселения, далеко не в полной мере выполняют функции межрайонных центров запада и востока области. Развитие функциональной базы Бузулука значительно ограничивает относительная близость Самаро-Тольяттинской агломерации «вытягивающей» человеческий капитал из города и окружающей его территории. Улучшению социально-экономического положения Бузулука может способствовать усиление его позиции «нефтяной столицы» Оренбуржья вследствие дополнительной концентрации здесь управленческих и бизнес структур нефтяного сектора области, а также расширение и повышение качественного уровня туристских и рекреационно-оздоровительных услуг на основе природно-рекреационных ресурсов и культурно-исторических достопримечательностей.

Для того чтобы существенно повысить роль Орска как крупного межрайонного центра притяжения восточного Оренбуржья с возможным выходом его влияния на приграничные территории Казахстана и юго-восточной части Башкортостана, а также нивелирование ограничителей социально-экономического развития города (указаны выше), неизбежно потребуется постиндустриальное переформатирование его индустриально-гипертрофи-рованной функциональной структуры. Для этого необходима модернизация промышленной сферы на основе технического и технологического совершенствования наиболее востребованных и экспортно-ориентированных отраслей (нефтепереработка, некоторые пищевые производства) с увеличением их веса в формировании городского бюджета. И, соответственно, обязательна модернизация социальной сферы, связанная с качественным расширением существующих и насыщением новыми видами услуг функциональной структуры города.

Необходимо купировать существующий в части ментального пространства негативный образ Орска и сформировать позитивный имидж города на основе новой программы привлекательности. В ней, кроме модернизации непроизводственной сферы, должны быть предложены к реализации инструменты улучшения и развития социально-функциональной среды города. Основными направлениями, из которых могли бы быть улучшение экологической обстановки, развитие туриндустрии на основе культурно-исторических достопримечательностей и событий, популяризация образа Орска как первой столицы Оренбургского края, аннигиляция «нравов Растеряевой улицы» и обеспечение безопасности жителей, совершенствование инфраструктуры и повышение комфортности жизни.

Объединение городов Орска и Новотроицка в единое урбанизированное территориальное образование могло бы определенно повысить агломерационный эффект такой конурбации. Но формированию полноценной бицентрической агломерации, основанной на создании и развитии интенсивных инфраструктурных и социально-экономических связей и, в конечном счете, слиянии функциональных непромышленных зон двух городов, препятствует обширная промзона металлургического комбината «Уральская сталь».

Социально-экономическое развитие малых городов области сдерживает ограниченный набор и слабая выраженность конкурентных преимуществ, постаревшая возрастная структура горожан, сильная бюджетная зависимость в структуре занятости, низкий платежеспособный спрос, невысокая деловая активность и мобильность населения. Города Соль-Илецк и Кувандык в развитии и расширении функций, из конкурентных преимуществ, могут зацепиться за относительно-выгодное транспортно-географическое положение (наличие железнодорожной и автомагистрали) и природно-рекреационные бальнеологические ресурсы окружающей территории.

Что касается моногородов (Новотроицк, Гай, Медногорск, Ясный), их социально-экономическое развитие будет зависеть от глобальной конъюнктуры рыночных цен на продукцию градообразующих предприятий, а процесс конвертации новых функций будет весьма сложным. Снижению эксцессов переходного периода к полифункциональной структуре должна способствовать согласованная политика городских властей и бизнеса, которая в целом должна быть направлена на экологическое оздоровление территории, санацию занятости, компенсации высвобождающимся занятым и их переподготовку (высвобождение может быть связано не только с сокращением производства, но и с ростом производительности труда), поддержание социальной инфраструктуры, стимулирование роста экономической мобильности населения, привлечение инвестиций сервисных отраслей.

[1]     Города и районы Оренбургской области: Стат.сб. / облкомстат. – Оренбург, 2003. – 301 с.

[2] Оренбургская область за 50 лет (1934 – 1983 гг.). Статистический сборник. / Стат. управл. Оренбургской обл. – Оренбург, 1984. – 197с.

[3]     Численность населения по городам, внутригородским и административным районам Оренбургской области на 1.01.2014. [Электронный ресурс] URL: http://orenstat.gks.ru

[4]     Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: Проблемы и тенденции переходного периода. / Н.В. Зубаревич – М.: Изд-во КД Либроком, 2009 – 261 с.

[5]     Города с численностью населения 100 тысяч и более человек. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2011/year/year2011.rar

[6]     Народонаселение мира. Справочник. Под ред. Б.Ц. Урланиса. М., Статистика, 1978. – 447 с.

[7]     Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. – М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. – 528с. [Электронный ресурс] URL: http: //www. gks.ru/free_doc/doc_2013/bul_dr/mun_obr2013.rar

[8]     Зубаревич Н.В. Социальное развитие регионов России: Проблемы и тенденции переходного периода. / Н.В. Зубаревич – М.: Изд-во КД Либроком, 2009 – 261 с.

[9]     там же. 


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!