Сарматы - кочевые ираноязычные племена раннего железного века, первоначально занимавшие степи от Дона до Урала. В 6-4 вв. до н.э. древнегреческие авторы сообщают о «савроматах», граничивших со скифами по Дону, но уже в 5 в. до н.э. частично перешедших на правый его берег.


Название «сарматы» употребляется в письменных источниках с 3 в. до н.э. и со временем вытесняет прежний «савроматы». Появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в 3-2 вв. до н.э. сарматских племен на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. По словам древ­негреческого историка Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню».
В последние века до н.э. и первые века н.э. сарматы подчиняют огромную территорию от Урала до Дуная, превратившись в ведущую политическую силу, которая господствует в евразийских степях вплоть до появления в Северном Причерноморье готов в середине 3 в. н.э. В течение почти тысячелетнего периода обитания сарматских племен в южноуральских и поволжских степях в процессе их исторического развития изменялась материальная культура, развивались формы общественного устройства, обогащалась духовная культура.
Сообразно этим изменениям история сарматской культуры делится на четыре крупных этапа: 1) савроматский - 6-4 вв. до н.э.; 2) раннесарматский - 4-1 вв. до н.э.; 3) среднесарматский - 1 в. до н.э. - 2 в. н.э.; 4) позднесарматский - 2-4 вв. н.э.
На протяжении всей своей истории сарматы, которые, также как и скифы, принадлежали к иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Они занимались кочевым скотоводством. Скот являлся главным богатством кочевников, при этом особое предпочтение отдавали разведению овец и коней - животных, способных преодолевать большие пространства. В особом почете находились лошади. С давних времен в мифических представлениях индоиранцев лошадь отождествлялась с солнцем. Лошадь была верным спутником и пастуха, и воина. В седле сарматы проводили всю свою жизнь, лошадь провожала их и в загробный мир. В могилы, если это было погребение бедняка, помещали части туш лошадей или овец, а в курганах знати находят порой несколько скелетов коней.
Скотоводство давало все необходимые продукты питания: мясо, молоко, кумыс, сыр, а также шкуры, кожи, войлок. Как установлено новейшими исследованиями, существовала сложная система обмена и торговли между кочевническими культурами и оседло-земледельческим населением более южных и северных территорий. В ней имели место и мирные торговые связи, и военные захваты с последующим установлением даннических отношений. Последняя форма взаимоотношений была, видимо, в большей степени присуща связям сарматов с племенами лесных районов Волго-Камья, откуда кочевники получали продукты земледелия, изделия ремесла, пушнину, воск, древесину.
Сарматы были искусными воинами. Во время войны скифов против персидского царя Дария I сарматы принимали в ней участие. В военных походах, видимо, участвовало большинство взрослого населения, в том числе и многие женщины. Из письменных источников известно, что в сарматском обществе женщины пользовались равными правами наравне с мужчинами, могли быть как воинами, так и жрицами. Эти сведения подкрепляются также данными из раскопок. Многие женские погребения сопровождались оружием. Хорошо известны и погребения жриц, совершавших религиозные культы. В них находят каменные жертвенники, сосуды с благовониями, бронзовые зеркала, дорогие украшения с изображениями фантастических животных. Геродот сообщал: «сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага...». Археологические и письменные источники свидетельствуют о высокой степени развития социальной и имущественной дифференциации в сарматском обществе.
В Оренбургской области широко представлены курганные захоронения сарматской элиты, расположенные, как правило, на водоразделах рек. В размещении некрополей знати на господствовавших над местностью плато проявлялось не только поэтическое отношение и любовь кочевников к степным просторам, но и, безусловно, определенное идейное оформление самого ритуала погребения знатных людей, заключавшееся в максимальном их приближении к богам. Так же, как и в Древнем Египте, где память о фараонах увековечивалась огромными пирамидами, устремленными в небо, так и степняки в честь своих «царей» насыпали огромные земляные курганы, которые и в настоящее время видны за многие километры.
Но чаше всего в степи встречаются курганные некрополи рядовых представителей сарматской культуры. Они не выделяются большими насыпями или сложными погребальными конструкциями. Эти погребения не отличаются богатым инвентарем. Обычно, в зависимости от пола погребенного или рода его занятий, в могилу ставили глиняные сосуды, клали оружие, бусы, пряжки, амулеты и другие украшения. Тем не менее чаше всего именно такие памятники дают наиболее важные исторические сведения для изучения прошлых культур, рисуя достаточно полную картину о разных сторонах жизни тех или иных народов.
В настоящее время исследование памятников сарматской культуры на территории Оренбургской области ведется регулярно и накоплен многочисленный материал, повествующий о многих сторонах жизни этих удивительных степных кочевников. И, как выясняется, они были не только «варварами», как их называли древние греки, а оставили нам богатое культурное наследие.
На сегодняшний день одним из самых изученных в археологическом плане районов Оренбургской области является Соль-Илеикий район.

СВЕДЕНИЯ О СОЛЬ-ИЛЕЦКОМ РАЙОНЕ

Соль-Илецкий район расположен на юге Оренбургской области, на границе с Казахстаном. Его площадь 5,2 тыс. км2. Почти вся территория района принадлежит бассейну Илека, за исключением северной периферии, где находятся верховья уральских притоков Донгуза и Бердянки.
Река Илек, пересекающая всю территорию района с востока на запад, имеет широкую (от 4 до 9 м) пойменную и не менее широкую надпойменную террасы. Характерной особенностью поймы, террасы, а местами и междуречий является широкое развитие песчаных отложений, значительная часть которых на правобережье Илека перевеяна и образует эоловый бугристый рельеф. На юге района большую ландшафтообразующую роль играют выходы на поверхность отложений писчего мела.
Территория Соль-Илецкого района расположена в двух ландшафтных подзонах. К северу от долины Илека - это типичная степь с типчаково-ковыльной растительностью. К югу от долины Илека начинается подзона южных степей с полынно-типчаково-ковыльными степями.
Своим названием город Соль-Илецк и Соль-Илецкий район обязаны крупнейшему месторождению каменной соли, которое разрабатывалось с середины XVIII века. Годом основания города считается 1754 г., когда в 75 верстах от Оренбурга для зашиты соляных копей от опустошительных набегов кочевников была построена крепость Илецкая Зашита. В 1865 году крепость была преобразована в безуездный город Илецк. Название города менялось несколько раз, и только в 1945 г. было присвоено окончательное название - Соль-Илецк.
На территории района существует уникальный комплекс озер антропогенно-карстового происхождения, возникших в связи с разработкой месторождения соли. Самое известное из них - озеро Развал, вода в котором настолько солёная, что позволяет лежать на её поверхности, и по своему составу близка со знаменитым Мёртвым морем в Израиле и Иордании. Озеро Развал имеет уникальный температурный режим. Оно не замерзает даже в самые сильные морозы. Также в комплексе озёр находятся грязевые, малосолёные и пресные озёра.

ИЗУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ САРМАТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЛЬ-ИЛЕЦКОМ РАЙОНЕ

Сегодня в Соль-Илецком районе известно более 200 памятников археологии. Археологи неоднократно проводили исследования на территории района, открывая и изучая могильники, поселения древности от эпохи бронзы до средневековья. Значительный процент среди них составили раскопки сарматских курганов.
В дореволюционный период на территории района работали члены Оренбургской Ученой Архивной комиссии: А.В. Попов, Ф.Д. Нефедов. Результаты их деятельности были опубликованы в выпусках «Труды ОУАК». В 1950-60-е гг. на территории района проводила исследования московская экспедиция из Института археологии АН СССР под руководством К.Ф. Смирнова. В это время были раскопаны знаменитые сарматские памятники, ставшие впоследствии «классикой» сарматской археологии: Пятимары I, Мечет-Сай, Увак, Близнецы, Тара-Бутак. В курганах были найдены захоронения как рядовых общинников, погребенных в простых ямах, так и сарматской знати, которая была похоронена в специально сооруженных для неёх «домах мертвых» из дерева и сопровождалась погребениями лошадей в нарядной сбруе, оружием, ювелирными украшениями, керамикой, импортными стеклянными бусами и другими престижными вещами.
В 1977 г. в Оренбургском педагогическом институте под руководством Н.Л. Моргуновой была открыта археологическая лаборатория, которая и продолжила в 1980-е г. исследования на территории Соль-Илецкого района. Были раскопаны курганы у сел Тамар-Уткуль, Линевка, Покровка, Изобильное, которые дали интересные сведения для изучения разных сторон жизни сарматов. В мужских погребениях были обнаружены мечи, стрелы, абразивные плитки, украшения из клыков диких животных. В женских погребениях находились бусы, серьги, бронзовые зеркала, железные браслеты, керамические сосуды.
В 1990-е гг. у с. Покровка работала экспедиция из Института археологии г. Москвы по руководством Л.Т. Яблонского, которая раскопала курганы, относящиеся к разным этапам развития сарматской культуры от 6 в. до н.э. до 2 в. н.э. Захоронения были совершены в катакомбных, подбойных и простых могильных ямах. На дне могил находились скелеты людей, лежащие на подстилках из войлока и травы, кости животных. Погребенных сопровождал разнообразный инвентарь: бусы, пряслица, зеркала, височные подвески, железных ножи, бронзовые и железные наконечники стрел, мечи и кинжалы, керамическая и деревянная посуда.
Некоторые погребенные находились в саркофагах из глины, обложенных досками. В 2007 г. у с. Тамар-Уткуль Оренбургским педагогическим университетом были возобновлены работы по раскопкам курганов в урочище «Черный Яр».

СОЛЬ-ИЛЕЦКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Расположен на ул. Уральская, 24, а в скором времени переедет в новое здание на ул. Цвиллинга, 10. В музее действуют постоянные экспозиции: «История добычи соли», «Жизнь и быт казахов», «Соль-Илецкий район в годы гражданской войны», «Соль-Илецкий район в годы Великой Отечественной войны», «Природные богатства соль-илецкой земли». В выставочном зале музея экспонируются работы местных художников и народных умельцев.

СЕЛО ТАМАР-УТКУЛЬ

Находится к югу от г. Соль-Илецк. В 18 в. это место называлось Кызыл Майдан («Красная площадь»), здесь производился обмен различными товарами между киргизами и русскими купцами. Название села в переводе с казахского означает «тамар» - пень, бревно, а «уткуль» - брод, переправа.
В 18-19 вв. село являлось казахским аулом, у которого издавна располагался брод через р. Илек. По сообщению старожилов, переправа через Илек осуществлялась «по бревну», согласно другой версии, на правом берегу реки в прошлом было много пней, отсюда и происходит название.
Население села многонациональное, сегодня в нем проживают: казахи, русские, украинцы, татары, узбеки, башкиры, азербайджанцы, греки. Жители села занимаются коневодством, овцеводством, птицеводством и народными промыслами: пуховязанием, вышиванием, плетением. В селе можно попробовать блюда различных национальных кухонь: казахской, русской, украинской, татарской, башкирской.
КУРГАНЫ ТАМАР-УТКУЛЬ
Расположены на первой надпойменной террасе левого берега р. Илек в 1,7 км к юго-западу от с. Тамар-Уткуль. В могильнике у с. Тамар-Уткуль насчитывается 5 курганных насыпей. Курганы насыпаны в эпоху раннего железного века. В 18-19 вв. территория могильника использовалась под казахское кладбище, о чем свидетельствуют каменные надгробия с арабскими надписями и знаками казахских родов, которые кочевали здесь.

КУРГАНЫ В УРОЧИЩЕ ЧЕРНЫЙ ЯР

Расположены на гребне надпойменной террасы левого берега р. Илек, в 3,3 км к востоку от села Тамар-Уткуль, в урочище Черный яр. Урочище называется так, потому, что там, в лесу и в пойме, местные жители собирают много ежевики.
В могильнике насчитывается более 50 курганных насыпей высотой 0,15-3 м, которые тянутся своеобразной цепочкой по гребню возвышенности. Раскопки на территории могильника проводились в 1956, 1984, 1987 гг., всего было раскопано 14 курганов, который дали разнообразный материал от эпохи бронзы до средневековья. И сегодня на территории могильника продолжаются раскопки экспедицией Оренбургского педагогического университета.

КУРГАНЫ ПЯТИМАРЫ I

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу р. Илек в 6 км к юго-востоку от с. Кумакское (с казахского - «кумак» - песчаное место). С курганов открывается великолепный вид на широкую пойму Илека. В 1960 г. экспедиция под руководством К.Ф. Смирнова раскопала 9 курганов. Курганы относятся к эпохе бронзы и железа. Погребения раннего железного века принадлежали верхушке сарматской знати. В настоящее время в могильнике насчитывается 4 насыпи высотой 3,5-5 м, которые хорошо видны с могильника «Черный яр».

КУРГАНЫ ПЯТИМАРЫ II

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу р. Илек в 4 км к юго-востоку от могильника Пятимары I, с которого они хорошо видны. Издали на фоне горизонта выделяются очертания лишь пяти курганов - маров. Отсюда и происходит название, данное местным населением, - Пятимары. В могильнике на самом деле насчитывается до 10 курганов высотой от 40 см до 6 м. среди них - 5 больших курганов расположены цепочкой по одной линии.

д.и.н., Н.Л. Моргунова, завмузеем археологии ОГПУ Л.А. Краева