Сарматы - кочевые ираноязычные племена раннего железного века, первоначально занимавшие степи от Дона до Урала. В 6-4 вв. до н.э. древнегреческие авторы сообщают о «савроматах», граничивших со скифами по Дону, но уже в 5 в. до н.э. частично перешедших на правый его берег.


Название «сарматы» употребляется в письменных источниках с 3 в. до н.э. и со временем вытесняет прежний «савроматы». Появление этого названия совпадает с началом интенсивного движения в 3-2 вв. до н.э. сарматских племен на Северный Кавказ и в Северное Причерноморье. По словам древ­негреческого историка Диодора, сарматы «опустошили значительную часть Скифии и, поголовно истребляя побежденных, обратили большую часть страны в пустыню».
В последние века до н.э. и первые века н.э. сарматы подчиняют огромную территорию от Урала до Дуная, превратившись в ведущую политическую силу, которая господствует в евразийских степях вплоть до появления в Северном Причерноморье готов в середине 3 в. н.э. В течение почти тысячелетнего периода обитания сарматских племен в южноуральских и поволжских степях в процессе их исторического развития изменялась материальная культура, развивались формы общественного устройства, обогащалась духовная культура.
Сообразно этим изменениям история сарматской культуры делится на четыре крупных этапа: 1) савроматский - 6-4 вв. до н.э.; 2) раннесарматский - 4-1 вв. до н.э.; 3) среднесарматский - 1 в. до н.э. - 2 в. н.э.; 4) позднесарматский - 2-4 вв. н.э.
На протяжении всей своей истории сарматы, которые, также как и скифы, принадлежали к иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Они занимались кочевым скотоводством. Скот являлся главным богатством кочевников, при этом особое предпочтение отдавали разведению овец и коней - животных, способных преодолевать большие пространства. В особом почете находились лошади. С давних времен в мифических представлениях индоиранцев лошадь отождествлялась с солнцем. Лошадь была верным спутником и пастуха, и воина. В седле сарматы проводили всю свою жизнь, лошадь провожала их и в загробный мир. В могилы, если это было погребение бедняка, помещали части туш лошадей или овец, а в курганах знати находят порой несколько скелетов коней.
Скотоводство давало все необходимые продукты питания: мясо, молоко, кумыс, сыр, а также шкуры, кожи, войлок. Как установлено новейшими исследованиями, существовала сложная система обмена и торговли между кочевническими культурами и оседло-земледельческим населением более южных и северных территорий. В ней имели место и мирные торговые связи, и военные захваты с последующим установлением даннических отношений. Последняя форма взаимоотношений была, видимо, в большей степени присуща связям сарматов с племенами лесных районов Волго-Камья, откуда кочевники получали продукты земледелия, изделия ремесла, пушнину, воск, древесину.
Сарматы были искусными воинами. Во время войны скифов против персидского царя Дария I сарматы принимали в ней участие. В военных походах, видимо, участвовало большинство взрослого населения, в том числе и многие женщины. Из письменных источников известно, что в сарматском обществе женщины пользовались равными правами наравне с мужчинами, могли быть как воинами, так и жрицами. Эти сведения подкрепляются также данными из раскопок. Многие женские погребения сопровождались оружием. Хорошо известны и погребения жриц, совершавших религиозные культы. В них находят каменные жертвенники, сосуды с благовониями, бронзовые зеркала, дорогие украшения с изображениями фантастических животных. Геродот сообщал: «сарматские женщины исстари ведут свой образ жизни: они ездят верхом на охоту с мужьями и без них, выходят на войну и носят с мужчинами одинаковую одежду. Относительно браков у них соблюдается следующее правило: ни одна девушка не выходит замуж, пока не убьет врага...». Археологические и письменные источники свидетельствуют о высокой степени развития социальной и имущественной дифференциации в сарматском обществе.
В Оренбургской области широко представлены курганные захоронения сарматской элиты, расположенные, как правило, на водоразделах рек. В размещении некрополей знати на господствовавших над местностью плато проявлялось не только поэтическое отношение и любовь кочевников к степным просторам, но и, безусловно, определенное идейное оформление самого ритуала погребения знатных людей, заключавшееся в максимальном их приближении к богам. Так же, как и в Древнем Египте, где память о фараонах увековечивалась огромными пирамидами, устремленными в небо, так и степняки в честь своих «царей» насыпали огромные земляные курганы, которые и в настоящее время видны за многие километры.
Но чаше всего в степи встречаются курганные некрополи рядовых представителей сарматской культуры. Они не выделяются большими насыпями или сложными погребальными конструкциями. Эти погребения не отличаются богатым инвентарем. Обычно, в зависимости от пола погребенного или рода его занятий, в могилу ставили глиняные сосуды, клали оружие, бусы, пряжки, амулеты и другие украшения. Тем не менее чаше всего именно такие памятники дают наиболее важные исторические сведения для изучения прошлых культур, рисуя достаточно полную картину о разных сторонах жизни тех или иных народов.
В настоящее время исследование памятников сарматской культуры на территории Оренбургской области ведется регулярно и накоплен многочисленный материал, повествующий о многих сторонах жизни этих удивительных степных кочевников. И, как выясняется, они были не только «варварами», как их называли древние греки, а оставили нам богатое культурное наследие.
На сегодняшний день одним из самых изученных в археологическом плане районов Оренбургской области является Соль-Илеикий район.

СВЕДЕНИЯ О СОЛЬ-ИЛЕЦКОМ РАЙОНЕ

Соль-Илецкий район расположен на юге Оренбургской области, на границе с Казахстаном. Его площадь 5,2 тыс. км2. Почти вся территория района принадлежит бассейну Илека, за исключением северной периферии, где находятся верховья уральских притоков Донгуза и Бердянки.
Река Илек, пересекающая всю территорию района с востока на запад, имеет широкую (от 4 до 9 м) пойменную и не менее широкую надпойменную террасы. Характерной особенностью поймы, террасы, а местами и междуречий является широкое развитие песчаных отложений, значительная часть которых на правобережье Илека перевеяна и образует эоловый бугристый рельеф. На юге района большую ландшафтообразующую роль играют выходы на поверхность отложений писчего мела.
Территория Соль-Илецкого района расположена в двух ландшафтных подзонах. К северу от долины Илека - это типичная степь с типчаково-ковыльной растительностью. К югу от долины Илека начинается подзона южных степей с полынно-типчаково-ковыльными степями.
Своим названием город Соль-Илецк и Соль-Илецкий район обязаны крупнейшему месторождению каменной соли, которое разрабатывалось с середины XVIII века. Годом основания города считается 1754 г., когда в 75 верстах от Оренбурга для зашиты соляных копей от опустошительных набегов кочевников была построена крепость Илецкая Зашита. В 1865 году крепость была преобразована в безуездный город Илецк. Название города менялось несколько раз, и только в 1945 г. было присвоено окончательное название - Соль-Илецк.
На территории района существует уникальный комплекс озер антропогенно-карстового происхождения, возникших в связи с разработкой месторождения соли. Самое известное из них - озеро Развал, вода в котором настолько солёная, что позволяет лежать на её поверхности, и по своему составу близка со знаменитым Мёртвым морем в Израиле и Иордании. Озеро Развал имеет уникальный температурный режим. Оно не замерзает даже в самые сильные морозы. Также в комплексе озёр находятся грязевые, малосолёные и пресные озёра.

ИЗУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ САРМАТСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОЛЬ-ИЛЕЦКОМ РАЙОНЕ

Сегодня в Соль-Илецком районе известно более 200 памятников археологии. Археологи неоднократно проводили исследования на территории района, открывая и изучая могильники, поселения древности от эпохи бронзы до средневековья. Значительный процент среди них составили раскопки сарматских курганов.
В дореволюционный период на территории района работали члены Оренбургской Ученой Архивной комиссии: А.В. Попов, Ф.Д. Нефедов. Результаты их деятельности были опубликованы в выпусках «Труды ОУАК». В 1950-60-е гг. на территории района проводила исследования московская экспедиция из Института археологии АН СССР под руководством К.Ф. Смирнова. В это время были раскопаны знаменитые сарматские памятники, ставшие впоследствии «классикой» сарматской археологии: Пятимары I, Мечет-Сай, Увак, Близнецы, Тара-Бутак. В курганах были найдены захоронения как рядовых общинников, погребенных в простых ямах, так и сарматской знати, которая была похоронена в специально сооруженных для неёх «домах мертвых» из дерева и сопровождалась погребениями лошадей в нарядной сбруе, оружием, ювелирными украшениями, керамикой, импортными стеклянными бусами и другими престижными вещами.
В 1977 г. в Оренбургском педагогическом институте под руководством Н.Л. Моргуновой была открыта археологическая лаборатория, которая и продолжила в 1980-е г. исследования на территории Соль-Илецкого района. Были раскопаны курганы у сел Тамар-Уткуль, Линевка, Покровка, Изобильное, которые дали интересные сведения для изучения разных сторон жизни сарматов. В мужских погребениях были обнаружены мечи, стрелы, абразивные плитки, украшения из клыков диких животных. В женских погребениях находились бусы, серьги, бронзовые зеркала, железные браслеты, керамические сосуды.
В 1990-е гг. у с. Покровка работала экспедиция из Института археологии г. Москвы по руководством Л.Т. Яблонского, которая раскопала курганы, относящиеся к разным этапам развития сарматской культуры от 6 в. до н.э. до 2 в. н.э. Захоронения были совершены в катакомбных, подбойных и простых могильных ямах. На дне могил находились скелеты людей, лежащие на подстилках из войлока и травы, кости животных. Погребенных сопровождал разнообразный инвентарь: бусы, пряслица, зеркала, височные подвески, железных ножи, бронзовые и железные наконечники стрел, мечи и кинжалы, керамическая и деревянная посуда.
Некоторые погребенные находились в саркофагах из глины, обложенных досками. В 2007 г. у с. Тамар-Уткуль Оренбургским педагогическим университетом были возобновлены работы по раскопкам курганов в урочище «Черный Яр».

СОЛЬ-ИЛЕЦКИЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Расположен на ул. Уральская, 24, а в скором времени переедет в новое здание на ул. Цвиллинга, 10. В музее действуют постоянные экспозиции: «История добычи соли», «Жизнь и быт казахов», «Соль-Илецкий район в годы гражданской войны», «Соль-Илецкий район в годы Великой Отечественной войны», «Природные богатства соль-илецкой земли». В выставочном зале музея экспонируются работы местных художников и народных умельцев.

СЕЛО ТАМАР-УТКУЛЬ

Находится к югу от г. Соль-Илецк. В 18 в. это место называлось Кызыл Майдан («Красная площадь»), здесь производился обмен различными товарами между киргизами и русскими купцами. Название села в переводе с казахского означает «тамар» - пень, бревно, а «уткуль» - брод, переправа.
В 18-19 вв. село являлось казахским аулом, у которого издавна располагался брод через р. Илек. По сообщению старожилов, переправа через Илек осуществлялась «по бревну», согласно другой версии, на правом берегу реки в прошлом было много пней, отсюда и происходит название.
Население села многонациональное, сегодня в нем проживают: казахи, русские, украинцы, татары, узбеки, башкиры, азербайджанцы, греки. Жители села занимаются коневодством, овцеводством, птицеводством и народными промыслами: пуховязанием, вышиванием, плетением. В селе можно попробовать блюда различных национальных кухонь: казахской, русской, украинской, татарской, башкирской.
КУРГАНЫ ТАМАР-УТКУЛЬ
Расположены на первой надпойменной террасе левого берега р. Илек в 1,7 км к юго-западу от с. Тамар-Уткуль. В могильнике у с. Тамар-Уткуль насчитывается 5 курганных насыпей. Курганы насыпаны в эпоху раннего железного века. В 18-19 вв. территория могильника использовалась под казахское кладбище, о чем свидетельствуют каменные надгробия с арабскими надписями и знаками казахских родов, которые кочевали здесь.

КУРГАНЫ В УРОЧИЩЕ ЧЕРНЫЙ ЯР

Расположены на гребне надпойменной террасы левого берега р. Илек, в 3,3 км к востоку от села Тамар-Уткуль, в урочище Черный яр. Урочище называется так, потому, что там, в лесу и в пойме, местные жители собирают много ежевики.
В могильнике насчитывается более 50 курганных насыпей высотой 0,15-3 м, которые тянутся своеобразной цепочкой по гребню возвышенности. Раскопки на территории могильника проводились в 1956, 1984, 1987 гг., всего было раскопано 14 курганов, который дали разнообразный материал от эпохи бронзы до средневековья. И сегодня на территории могильника продолжаются раскопки экспедицией Оренбургского педагогического университета.

КУРГАНЫ ПЯТИМАРЫ I

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу р. Илек в 6 км к юго-востоку от с. Кумакское (с казахского - «кумак» - песчаное место). С курганов открывается великолепный вид на широкую пойму Илека. В 1960 г. экспедиция под руководством К.Ф. Смирнова раскопала 9 курганов. Курганы относятся к эпохе бронзы и железа. Погребения раннего железного века принадлежали верхушке сарматской знати. В настоящее время в могильнике насчитывается 4 насыпи высотой 3,5-5 м, которые хорошо видны с могильника «Черный яр».

КУРГАНЫ ПЯТИМАРЫ II

Расположены на сырте в глубине степи на левом берегу р. Илек в 4 км к юго-востоку от могильника Пятимары I, с которого они хорошо видны. Издали на фоне горизонта выделяются очертания лишь пяти курганов - маров. Отсюда и происходит название, данное местным населением, - Пятимары. В могильнике на самом деле насчитывается до 10 курганов высотой от 40 см до 6 м. среди них - 5 больших курганов расположены цепочкой по одной линии.

д.и.н., Н.Л. Моргунова, завмузеем археологии ОГПУ Л.А. Краева

Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!