Инфраструктура Оренбургской области
- Подробности
- Автор: Admin
- Категория: Инфраструктура Оренбургской области
- Просмотров: 1251
Воздушный транспорт Оренбургской области представлен федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Оренбургские авиалинии» и муниципальным унитарным предприятием (МУП) «Аэропорт Орск».
Предприятие «Оренбургские авиалинии» представляет собой транспортный комплекс с развитой инфраструктурой, включающий в себя:
- международный аэропорт II класса, в составе - аэродром класса «В»;
- взлетно-посадочную полосу (ВПП) габаритами 2501 х 42 м. с современным аэронавигационным оборудованием;
- парк воздушных судов 86 единиц, в том числе: семейства АН – 49 ед.; ТУ-134 – 8 ед.; ТУ-154 – 5 ед.; Боинг-737 – 10 единиц; вертолеты разных марок – 16 единиц.
Оренбургский аэропорт осуществляет транспортные и пассажирские авиаперевозки на международных и внутри российских авиалиниях регулярными и чартерными (нерегулярными) рейсами в ряд стран мира (Турцию, Грецию, Египет, Германию) и города СНГ.
Учитывая приграничное расположение МУП «Аэропорт Орск» и его стратегическое значение для России и региона, Орский аэропорт открыт и для международных полетов, что способствует дальнейшему развитию Восточного Оренбуржья, обладающего мощным экономическим потенциалом и способствующего привлечению значительного количества как российских, так и иностранных инвесторов.
Авиационный транспорт имеет меньшее значение, чем железнодорожный и автомобильный. Его роль за 90-е годы в грузо- и пассажирообороте снизилась, но с начала 2000 г. стала несколько увеличилась. Это свидетельствует о возрастании роли воздушного транспорта в современных условиях особенно в авиаперевозках пассажиров, что связано с ростом материального благосостояния населения.
© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов
- Подробности
- Автор: Admin
- Категория: Инфраструктура Оренбургской области
- Просмотров: 1519
Наибольшую роль играет во внутриобластных перевозках (85 % грузоперевозок). Еще большее значение он имеет в пассажирских перевозках.
Средняя дальность грузоперевозок составляет 28 км (по России - 22 км). Протяженность автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляет 13,2 тыс. км, а их плотность в 3,6 раза выше средне российского уровня и на 30 % выше, чем в среднем по Уральскому экономическому району.
Транспортную автомобильную сеть области составляет федеральная сеть дорог общего пользования – 786 км, территориальная сеть дорог общего пользования с твердым покрытием – 13,2 тыс. км.
Основу автодорожной сети образуют дороги федерального и республиканского значения широтного и меридионального направлений: Самара - Оренбург, Оренбург- Илек – Уральск (Казахстан), Оренбург - Уфа, Оренбург - Казань, Оренбург - Орск, Самара - Бугуруслан, Бугульма (Р. Татарстан) - Бугуруслан - Бузулук - Уральск, к которым примыкает разветвлённая сеть автодорог областного и местного значения.
Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог области составляет 96,4 %. Областной центр связан автодорогами с твердым покрытием со всеми районными центрами.
На территории Оренбургской области работают 39 автобусных маршрутов, связывающих г. Оренбург и города области с другими регионами Российской Федерации. Перевозки осуществляются в большинстве случаев на паритетной основе хозяйствующими субъектами различной формы собственности.
В настоящее время г. Оренбург связан автобусным сообщением с городами Республики Башкортостан: Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Октябрьский; городами: Пермь, Казань, Набережные Челны, Самара, Нижний Новгород, Тюмень, Ижевск и др.
Кроме того, на паритетной основе осуществляются перевозки по 9 международным автобусным маршрутам с городами: Актобе, Уральск, Хромтау, Бадамша (Казахстан); Оринген, Штуттгард (Германия).
Перевозки автомобильным транспортом дороже, чем железнодорожным, но его высокая манёвренность делает незаменимым этот вид транспорта в перевозках на небольшие расстояния. Для повышения его эффективности необходимо улучшать качество автомобильных дорог. Необходимо решать и экологические проблемы, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу. Около 80% вредных выбросов в атмосферу области связано с автомобильным транспортом. Поэтому важным направлением должно стать использование экологически безопасных видов топлива.
Растет число автомобилей в личном пользовании граждан (таблица 28).
Таблица 28 – Наличие транспортных средств (штук) (по статистическим данным статистических сборников по Оренбургской области).
Наименование |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Грузовые транспортные средства: |
|
|
|
|
|
|
– всего |
54929 |
54668 |
52729 |
51461 |
55905 |
55934 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
общего пользования |
1813 |
1114 |
657 |
434 |
632 |
750 |
в собственности граждан |
29617 |
32854 |
33116 |
33299 |
38423 |
39255 |
Пассажирские транспортные средства: |
|
|
|
|
|
|
автобусы общего пользования |
2001 |
1895 |
1402 |
1100 |
1082 |
1300 |
автомобили легковые – всего |
355155 |
361344 |
368017 |
379347 |
453760 |
459006 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
в собственности граждан |
346262 |
352769 |
358699 |
368920 |
442768 |
447345 |
Служебные |
8811 |
8517 |
9318 |
10427 |
10992 |
11661 |
трамвайные вагоны |
242 |
241 |
216 |
215 |
215 |
207 |
Троллейбусы |
143 |
135 |
141 |
91 |
86 |
90 |
© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов
- Подробности
- Автор: Admin
- Категория: Инфраструктура Оренбургской области
- Просмотров: 2664
Оренбургская область в межрайонном и международном географическом разделении труда
Хозяйство Оренбургской области было тесно связано с предприятиями крупных экономических районов России и бывших союзных республик (Украины, Средней Азии и Казахстана). В межрайонном географическом разделении труда область первоначально была поставщиком зерна и продукции животноводства. По мере индустриализации Оренбуржья начали вывозить руды, чёрные и цветные металлы, горнозаводское и металлургическое оборудование, газ и нефтепродукты. В область ввозили станки, оборудование, машины, удобрения, лес, нефть, уголь, из Средней Азии – хлопок, шёлк, газ и др. Через область, занимавшую транзитное положение, осуществлялись связи между Средней Азией, с одной стороны, Центром и Уралом – с другой.
Участвовала область и в связях с другими странами. Оренбуржье стало поставщиком химикатов, газа, продукции чёрной и цветной металлургии, станков и прессов. Главной статьёй Оренбургского импорта к 80-м годам стало зерно (44 %), что ненормально для сельскохозяйственного региона. Импортировались также прокат, трубы, продукция машиностроения, потребительские товары. Главными торговыми партнёрами были бывшие социалистические страны Европы и Азии, Куба, некоторые развивающиеся страны и страны Западной Европы.
Внешние экономические связи стран и районов могут развиваться по-разному в зависимости от сложившейся экономической ситуации, а также от политики, проводимой властями. Ориентация на самообеспеченность приводит к ограничению экономических связей, к уменьшению конкуренции и как следствие к ухудшению качества производимой продукции и росту цен. Население вынуждено покупать товары того качества и по тем ценам, которые предлагают местные производители, не имея возможности выбора. Другой путь предполагает открытость экономики. Товарообмен с другими странами и регионами, рост конкуренции приводят к улучшению качества продукции и снижению цен.
После распада СССР сложившиеся хозяйственные, политические и культурные связи с регионами России и бывшими союзными республиками были разрушены, это привело к сокращению взаимопоставок. Однако уже к середине 90-х годов связи в условиях рынка стали возрождаться на новой основе.
В настоящее время на основе двусторонних соглашений Оренбургская область осуществляет экономические связи почти с 80 из 83 субъектов РФ. Наиболее активны связи с европейским Центром, Москвой, Санкт-Петербургом, областями Уральского экономического района и Поволжьем. Из области вывозятся нефтепродукты, прокат чёрных металлов, чугун, нефть и газоконденсат, электродвигатели, шёлковые ткани, сельскохозяйственная продукция.
Ввозятся железная руда, прокат черных металлов, стальные трубы, кокс, серная кислота, пиломатериалы, аккумуляторы, автобусы и автомобили, товары народного потребления. Вывоз в денежном выражении превышает ввоз, т.е. сальдо торгового оборота положительное.
В 1990-е годы происходит углубление связей, и соответственно интеграционных процессов. Так, если в 1980-е годы розничный товарооборот обеспечивался товарами народного потребления на 74% за счёт предприятий области, то в настоящее время – лишь немногим более 30%. В условиях рынка население сделало выбор в пользу привозных товаров.
Значительная часть ввоза товаров народного потребления в 1990-е годы обеспечивалась так называемой челночной торговлей. «Челноки» завозили и продавали товары главным образом из Турции, Польши, ОАЭ, Китая, Южной Кореи. «Челноки» сыграли положительную роль в развитии торговли. Они создавали конкуренцию крупным торговым фирмам, влияя в конечном итоге на цены. Челночная торговля позволила обеспечить работой часть населения, что немаловажно в условиях безработицы. Однако такая торговля далека от цивилизованных форм. Ведь «челнок» одновременно выполнял функции покупателя, продавца, менеджера, грузчика, бухгалтера и т. д. Наличие такой формы свидетельствовало о неразвитости сферы услуг. В настоящее время ситуация улучшилась и торговля приняла более цивилизованные формы.
© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов
- Подробности
- Автор: Admin
- Категория: Инфраструктура Оренбургской области
- Просмотров: 1203
Оренбургская область столь многообразна и многолика как в природном, так и в социально-экономическом отношении, что напоминает Россию в миниатюре. На эту мысль наводит и наличие на территории области множества природных рубежей и ландшафтов, и впечатляющее разнообразие минеральных ресурсов. Об этом также свидетельствует многонациональный состав населения и специализация хозяйства региона.
Выявляя черты сходства и различия территорий, как элементов географического пространства, классифицируют их особым образом – объединяют в районы.
На территории области легко выявляются три внутриобластных экономических района: Западный (Бузулукско-Бугурусланский), Центральный (Оренбургский) и Восточный (Орский). Каждый из них включает в себя группу административных районов области и отличается определенным единством социальной жизни и хозяйственной специализации.
© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов
- Подробности
- Автор: Admin
- Категория: Инфраструктура Оренбургской области
- Просмотров: 858
Определяющим фактором состояния окружающей среды Оренбургской области является осуществление различных выбросов загрязняющих веществ в результате деятельности предприятий и организаций промышленного и аграрного комплекса, расположенных на территории Оренбургской области и граничащих с ней областей и республик, а также автомототранспортных средств.
Также причинами сложившегося экологического положения являются:
- экстенсивное развитие экономики, требующее извлечения огромных объемов добываемого сырья;
- отсталость технического оборудования на предприятиях повышенного экологического риска;
- концентрирование опасных производств в отдельных городах;
- отсутствие системы рационального использования сырьевых ресурсов и экономического регулирования природоохранной деятельности.
В Оренбургской области насчитывается более 14 тысяч источников загрязнения, на начало 2007 года было зарегистрировано более 633 тысяч автомототранспортных средств.
По выбросам загрязняющих веществ Оренбургская область находится в ряду регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 990,0 тыс. тонн). Наиболее загрязненными территориями Оренбургской области являются Орско-Новотроицкий, Медногорско-Кувандыкский, Гайский промузлы, где сосредоточены предприятия черной, цветной металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей отрасли промышленности.
Оснащенность источников выбросов системами очистки остается низкой, эффективность работы пылегазоочистных установок (ПГОУ) снижается из-за морального и физического износа. Валовой выброс загрязняющих веществ по области от стационарных и передвижных источников за период 1995-2006 годы увеличился в 1,2 раза, всего на 172,7 тыс. тонн. Основной причиной такого положения является увеличение выбросов от стационарных источников, в большей степени за счет газообразных и жидких веществ, их рост составил 261,53 тыс. тонн, твердых веществ - 12,053 тыс. тонн.
В валовых выбросах преобладают оксид углерода, количество которого возросло с 1995 по 2005 год на 185,688 тыс. тонн (70%), диоксид серы - на 19,932 тыс. тонн (7%), углеводороды (без летучих органических соединений) - на 60,114 тыс. тонн (22%).
Уровень утилизации загрязняющих веществ остается низким, улавливается и обезвреживается в среднем от 46 до 50%, причем в основном твердые вещества, на долю утилизации газообразных и жидких веществ, приходится всего 13-17%.
Из специфических веществ в воздушный бассейн области попадают в большом количестве вещества 2-3 класса опасности: сажа, аммиак, сероводород, бензол, ксилол, толуол, марганец и его соединения, хром шестивалентный, водород хлористый, мышьяк, фенол и другие.
Высокое загрязнение природной среды наблюдается из-за наличия экологически грязных предприятий (энергетической, нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности), неудовлетворительной эксплуатации газопылеулавливающих систем и большой плотности автотранспорта.
Анализ проб атмосферного воздуха на содержание в них вредных веществ, как общих для воздушного бассейна всех городов, так и специфических для каждого конкретного города, свидетельствует о неблагополучии экологической обстановки.
Река Урал в районе г. Оренбурга загрязняется сточными водами двух предприятий. В состав сточных вод входят азот аммонийный и нитритный, цинк, медь, железо общее, нефтепродукты. Поверхностные воды в контрольном створе оцениваются как умеренно загрязненные. По сравнению с 2005 годом происходит рост уровня загрязненности реки Урала.
В реку Сакмару - правый приток р. Урала - в районе г. Оренбурга сбрасываются неочищенные сточные воды двух предприятий - Сакмарской ТЭЦ и Оренбургского предприятия тепловых сетей. Основные загрязняющие вещества - азот аммонийный, хлориды, сульфаты, сухой остаток и взвешенные вещества.
На данном участке реки качество воды относится к 3-му классу качества и соответствует умеренно загрязненной. Содержание в воде азота аммонийного превышало уровень ПДК в 38% обработанных проб, а азота нитритного - в 90%, среднегодовые концентрации которых составили 1,3 ПДК, максимальные - 2,0 и 1,5 ПДК соответственно.
Самой грязной рекой Оренбургской области является река Блява. На ее качество оказывают влияние организованные сбросы сточных вод Медногорского медно-серного комбината и городских очистных сооружений.
Качество воды в фоновом створе относится к 4-му классу качества и характеризуется как очень загрязненная. Индекс загрязненности воды равен 3,14. В контрольном створе ИЗВ равен 24,1, относится к 7-му классу и характеризуется как чрезвычайно грязная.
Качество воды в Ириклинском водохранилище определяется сточными водами Ириклинской ГРЭС, стоками с поверхности водосбора, транзитом загрязняющих веществ от рек, впадающих в водохранилище. В водохранилище происходит незначительное разбавление основных загрязняющих веществ, поступивших с территории Челябинской области и Республики Башкортостан.
Качество воды водохранилища в целом оценивается 3-м классом качества. Среднегодовые концентрации азота аммонийного, азота нитритного, сульфатов и хлорорганических пестицидов не превысили ПДК.
Основными притоками, на которых ведутся постоянные наблюдения за качеством вод, являются реки Суундук и Большая Уртазымка. Река Большая Уртазымка - с. Сосновка является правобережным притоком Ириклинского водохранилища. Качество поверхностных вод оценивается 3-м классом и характеризуется как умеренно загрязненная. Индекс загрязненности воды увеличился до 1,35.
Основным источником загрязнения водных объектов, оказывающим значительное влияние на качество вод, являются загрязненные, недостаточно очищенные сточные воды, сбрасываемые предприятиями ЖКХ - 108,93 млн. м3 (74%) и предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности - 30,55 млн. м3 (20,6%).
Также отрицательное антропогенное воздействие на природный водный объект по-прежнему оказывают Сибайский медно-серный комбинат, Сибайский водоканал, Баймакский машиностроительный завод и Бурибаевское рудоуправление Республики Башкортостан.
Практически во всех водозаборах городов и районных центров добываемая вода не соответствует СаНПиН по каким-либо из показателей: минерализации и жесткости, соединениям железа, сульфатам, хлоридам, марганцу и др. По классам опасности загрязняющие вещества по водозаборам распределяются следующим образом: чрезвычайно опасных веществ в ПВ водозаборов не обнаружено, высокоопасные вещества обнаружены на двух водозаборах, опасные - на 22 водозаборах, умеренно опасные - на двух водозаборах, на 26 водозаборах встречаются компоненты, класс опасности которых не определен.
Из крупных водозаборов наиболее сложная экологическая ситуация складывается в районах:
Красногвардейского водозабора г. Бузулука в связи со значительным ухудшением качественных показателей (по железу и мутности) и с планируемым строительством нефтеперерабатывающего завода;
водозабора райцентра Беляевка в связи с содержанием в подземных водах восьми показателей качественного состава воды, содержание которых превышает ПДК, в том числе двух показателей: бора и алюминия, имеющих второй класс опасности.
За прошедший год на месторождениях углеводородного сырья мониторинг подземных вод велся по режимным скважинам, по поверхностным водотокам и привлеченным к наблюдениям водозаборным скважинам в поселках силами ООО «Оренбурггазпром», ЗАО «Преображенскнефть», ЗАО «Стимул», ОАО «Оренбургнефть», «Геонефть».
Результаты наблюдений, представленные недропользователями, почти по всем локальным сетям на МУГ (месторождения углеводорода) показывают наличие процесса загрязнения подземных вод. В районах Карповского (г. Бугуруслан), Самойловского (с. Мустафино), Сорочинско-Никольского, Султангулово-Заглядинского, Тарханского и Красноярского и других нефтяных месторождений наиболее подвержены воздействию разработки углеводородов подземные воды первых от поверхности водоносных подразделений, являющиеся источниками питьевого водоснабжения. Наблюдается повышенное содержание нефтепродуктов, аммиака, макро- (натрий, сульфаты, хлориды и др.) и микрокомпонентов (бром, марганец, алюминий).
Неудовлетворительное решение вопросов рациональной утилизации и хранения промышленных и бытовых отходов приводит к формированию неблагоприятных условий проживания для населения. Данные вопросы остаются актуальными практически для всех городов и районов области.
На территории области в городах и сельских населенных пунктах эксплуатируется 1095 полигонов и свалок твердых бытовых отходов. Большая их часть не отвечает санитарным требованиям.
Из-за отсутствия финансирования практически остались невыполненными мероприятия областной программы «Отходы» (I этап) на 2003-2005 годы, утвержденной Законом Оренбургской области от 26.02.2003 № 110, по строительству полигонов твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающих заводов (в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке). Из-за недостатка средств и простаивания промпредприятий не выполняются мероприятия по внедрению малоотходных и безотходных технологий.
Количество медицинских отходов по области имеет устойчивую тенденцию к интенсивному росту. В целом на их долю приходится около 2% от общего объема твердых бытовых отходов. Ежегодно по области их образуется до 6,5 тыс. тонн. Особая гигиеническая значимость медицинских отходов заключается в том, что в их составе кроме микробиологических и токсических составляющих могут присутствовать самые разнообразные вредные примеси, включая неиспользованные лекарственные средства, радиоактивные и полимерные материалы.
Отчёт по научно-исследовательской теме: "Промышленный потенциал Оренбургской области" /д.г.н. Чибилёв А.А., к.г.н. Е.А. Семёнов, к.э.н. Чибилёв А.А. (младший).
Оренбург: Институт степи УрО РАН, 2007.
- Подробности
- Автор: Admin
- Категория: Инфраструктура Оренбургской области
- Просмотров: 2112
Занимает 31 % территории области, а его жители составляют 32 % ее населения.
Из трех внутриобластных районов Восточный занимает наименее выгодное, окраинное экономико-географическое положение. Он как бы «вдавлен» в малоосвоенные и слабозаселенные территории Казахстана, от наиболее освоенной и развитой части Башкортостана он отделен хребтами Южного Урала. Через район не проходят наиболее важные транспортные пути России.
На специализацию хозяйства района существенное влияние оказывает его природно-ресурсный потенциал. Здесь имеются месторождения железной руды с низким содержанием железа, но повышенным содержанием хрома и никеля. Восточное Оренбуржье богато медными рудами, здесь залегают также крупные месторождения силикатного никеля и кобальта. Общероссийское значение имеет Киембаевское месторождение хризотил-асбеста. Восточное Оренбуржье отличается большим разнообразием минерального строительного сырья. Скромнее агроклиматические ресурсы района. Более бедные почвы, недостаточное увлажнение, периодические засухи делают район зоной рискованного земледелия.
Яркая особенность, характеризующая население Восточного Оренбуржья – его высокий уровень урбанизации. В городах и поселках городского типа проживает 74 % населения. Здесь расположены 6 из 12 городов области, в том числе и такие крупные, как Орск (260 тыс. жителей) и Новотроицк (110 тыс. жителей). Сельское же население малочисленно, особенно в сельских районах.
Значительная часть нынешнего населения прибыла сюда из других районов страны в связи с крупным промышленным строительством и освоением целинных земель в 50-е – 60-е годы. В результате здесь сложилось весьма пестрое по национальному составу население. Однако и здесь большинство населения составляют русские, проживает также много казахов, особенно на юге и востоке, а в Ясненском районе их более половины всего населения. Кроме этого в Восточном Оренбуржье своей численностью выделяются башкиры и украинцы. В настоящее время численность населения района сокращается.
На основе богатых и разнообразных минеральных ресурсов в Восточном Оренбуржье вырос типично уральский промышленный комплекс с преобладанием отраслей тяжелой индустрии.
Черная металлургия работает в основном на привозном сырье и представлена коксохимическим производством и металлургией полного цикла на одном из крупнейших в стране металлургическом комбинате «Уральская сталь» в г. Новотроицке.
Разнообразна цветная металлургия района. Поставщиком руды для медеплавильных заводов Южного, а частично и Среднего Урала является Гайский горно-обогатительный комбинат. На основе добываемого им сырья работает Медногорский медно-серный комбинат. Большое значение для всей области имеет никелевая промышленность района. В Орске работает комбинат «Южуралникель», а в поселке Светлый – Буруктальский никелевый завод. В Кувандыке расположен криолитовый завод, продукция которого используется на многих алюминиевых заводах России и других государств.
Значительное развитие в Восточном Оренбуржье получили машиностроение и металлообработка. Крупный производитель металлургического оборудования – «Южно-Уральский машиностроительный завод» в Орске, там же расположен завод тракторных прицепов. Важное значение в области имеет завод электротехнического машиностроения в Медногорске. Предприятия машиностроения и металлообработки имеются также в Гае и Кувандыке.
Химическая промышленность района представлена предприятием «Орскнефтеоргсинтез», перерабатывающим нефть, которая поступает из других регионов. На газах, получаемых в процессе переработки нефти, в Орске работает также производство синтетического спирта.
Все топливо поступает в район из других регионов России и из-за рубежа, но при этом здесь хорошо развита электроэнергетика и производится большая часть электроэнергии, вырабатываемой в области. Здесь расположена одна из крупнейших электростанций страны – Ириклинская ГРЭС.
Дополняют производственный комплекс Восточного Оренбуржья предприятия, производящие строительные материалы. Наиболее крупными предприятиями этой отрасли являются Киембаевский асбестовый горно-обогатительный комбинат в г. Ясном, а также Новотроицкий цементный завод.
Важную роль в структуре хозяйства Восточного Оренбуржья играет также и агропромышленный комплекс. Район дает около ? сбора зерновых культур области, но урожайность и валовой сбор зерна сильно колеблются в отдельные годы. Животноводство специализируется в основном на мясном и мясо-молочном скотоводстве и овцеводстве. Из отраслей пищевой промышленности развита в основном мясная. Наиболее крупные предприятия этой отрасли – Орский и Новотроицкий мясокомбинаты.
Говоря о перспективах экономического роста Восточного Оренбуржья, наряду с положительными нельзя не обратить внимание на негативные факторы. К ним относятся уже упомянутые выше недостатки экономико-географического положения. Другие сдерживающие развитие факторы связаны со сложившейся в районе специализацией. Масштабная горнодобывающая и металлургическая промышленность, сложившаяся в районе, в настоящее время уже не опираются как раньше на богатую сырьевую базу. Запасы сырья истощаются, часть привозного сырья оказалась за границей, в Казахстане, собственные ресурсы топлива полностью отсутствуют. В этих условиях необходимо постепенно менять отраслевую структуру района, развивать здесь производства, не перерабатывающие природное сырье, а замыкающие технологические цепочки, производящие конечную продукцию. В их числе могут быть машиностроение, предприятия легкой и пищевой промышленности.
Замедления экономического роста можно ожидать и в связи со сложившейся специализацией в сельском хозяйстве. Она формировалась в условиях, когда рентабельность производства не имела решающего значения, и проявлялось стремление наращивать его, мало считаясь с затратами. Поэтому сельскохозяйственная специализация района мало соответствует его природным и социально-экономическим условиям. По мере перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере это становится все более заметно.
Повысить рентабельность сельского хозяйства района возможно при сокращении доли пашни в сельхозугодьях и доли растениеводства в стоимости продукции аграрного комплекса, увеличив площадь пастбищ и роль животноводства. При этом в животноводстве, в свою очередь, рационально увеличивать значение отраслей, наиболее адаптированных к местным условиям: мясного скотоводства, коневодства и овцеводства.
© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов