Инфраструктура Оренбургской области

Воздушный транспорт Оренбургской области представлен федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП) «Оренбургские авиалинии» и муниципальным унитарным предприятием (МУП) «Аэропорт Орск».

Предприятие «Оренбургские авиалинии» представляет собой транспортный комплекс с развитой инфраструктурой, включающий в себя:

- международный аэропорт II класса, в составе - аэродром класса «В»;

- взлетно-посадочную полосу (ВПП) габаритами 2501 х 42 м. с современным аэронавигационным оборудованием;

- парк воздушных судов 86 единиц, в том числе: семейства АН – 49 ед.; ТУ-134 – 8 ед.; ТУ-154 – 5 ед.; Боинг-737 – 10 единиц; вертолеты разных марок – 16 единиц.

Оренбургский аэропорт осуществляет транспортные и пассажирские авиаперевозки на международных и внутри российских авиалиниях регулярными и чартерными (не­ре­гу­ляр­ными) рейсами в ряд стран ми­ра (Тур­цию, Гре­цию, Египет, Гер­ма­нию) и го­ро­да­ СНГ.

Учитывая приграничное расположение МУП «Аэропорт Орск» и его стратегическое значение для России и региона, Орский аэропорт открыт и для международных полетов, что способствует дальнейшему развитию Восточного Оренбуржья, обладающего мощным экономическим потенциалом и способствующего привлечению значительного количества как российских, так и иностранных инвесторов.

Авиационный транспорт име­ет мень­шее зна­че­ние, чем же­лез­но­до­рож­ный и ав­то­мо­биль­ный. Его роль за 90-е го­ды в гру­зо­- и пас­са­жи­ро­обо­ро­те сни­зи­лась, но с на­ча­ла 2000 г. ста­ла не­сколько увеличилась. Это свидетельствует о возрастании роли воздушного транспорта в современных условиях особенно в авиаперевозках пассажиров, что связано с ростом материального благосостояния населения.

© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов

На­и­боль­шую роль иг­ра­ет во вну­т­ри­об­ла­ст­ных пе­ре­воз­ках (85 % гру­зо­пе­ре­во­зок). Еще боль­шее зна­че­ние он име­ет в пас­са­жир­ских пе­ре­воз­ках.

Сред­няя даль­ность гру­зо­пе­ре­во­зок со­став­ля­ет 28 км (по Рос­сии - 22 км). Про­тя­жен­ность ав­то­мо­биль­ных до­рог с твёр­дым по­кры­ти­ем со­став­ля­ет 13,2 тыс. км, а их плот­ность в 3,6 ра­за вы­ше сред­не­ рос­сий­ско­го уров­ня и на 30 % вы­ше, чем в среднем по Уральскому экономическому району.

Транспортную автомобильную сеть области составляет федеральная сеть дорог общего пользования – 786 км, территориальная сеть дорог общего пользования с твердым покрытием – 13,2 тыс. км.

Ос­но­ву ав­то­до­рож­ной се­ти об­ра­зу­ют до­ро­ги фе­де­раль­но­го и ре­с­пуб­ли­кан­ско­го зна­че­ния ши­рот­но­го и ме­ри­ди­о­наль­но­го на­прав­ле­ний: Са­ма­ра - Орен­бург, Орен­бург-  Илек – Уральск (Казахстан), Орен­бург - Уфа, Орен­бург - Ка­зань, Орен­бург - Орск, Са­ма­ра - Бу­гу­рус­лан, Бу­гуль­ма (Р. Татарстан) - Бу­гу­рус­лан - Бу­зу­лук - Уральск, к ко­то­рым при­мы­ка­ет     раз­ветв­лён­ная сеть ав­то­до­рог об­ла­ст­но­го и ме­ст­но­го зна­че­ния.

Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог области составляет 96,4 %. Областной центр связан автодорогами с твердым покрытием со всеми районными центрами.

На территории Оренбургской области работают 39 автобусных маршрутов, связывающих г. Оренбург и города области с другими регионами Российской Федерации. Перевозки осуществляются в большинстве случаев на паритетной основе хозяйствующими субъектами различной формы собственности.

В настоящее время г. Оренбург связан автобусным сообщением с городами Республики Башкортостан: Уфа, Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Октябрьский; городами: Пермь, Казань, Набережные Челны, Самара, Нижний Новгород, Тюмень, Ижевск и др.

Кроме того, на паритетной основе осуществляются перевозки по 9 международным автобусным маршрутам с городами: Актобе, Уральск, Хромтау, Бадамша (Казахстан); Оринген, Штуттгард (Германия).

Пе­ре­воз­ки ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том до­ро­же, чем же­лез­но­до­рож­ным, но его вы­со­кая ма­нё­в­рен­ность де­ла­ет не­за­ме­ни­мым этот вид транс­пор­та в пе­ре­воз­ках на не­боль­шие рас­сто­я­ния. Для по­вы­ше­ния его эф­фек­тив­но­с­ти не­об­хо­ди­мо улуч­шать ка­че­ст­во ав­то­мо­биль­ных до­рог. Не­об­хо­ди­мо ре­шать и эко­ло­ги­че­с­кие про­бле­мы, свя­зан­ные с вы­бро­са­ми вред­ных ве­ществ в ат­мо­сфе­ру. Око­ло 80% вред­ных вы­бро­сов в ат­мо­сфе­ру об­ла­с­ти  свя­за­но с ав­то­мо­биль­ным транс­пор­том. По­это­му важ­ным на­прав­ле­ни­ем долж­но стать ис­поль­зо­ва­ние эко­ло­ги­че­с­ки бе­зо­пас­ных ви­дов топ­ли­ва.

Рас­тет чис­ло ав­то­мо­би­лей в лич­ном поль­зо­ва­нии граж­дан (таблица 28). 

Таблица 28 – Наличие транспортных средств (штук) (по статистическим данным статистических сборников по Оренбургской области).

Наименование

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Грузовые транспортные средства:

 

 

 

 

 

 

– всего

54929

54668

52729

51461

55905

55934

в том числе:

 

 

 

 

 

 

общего пользования

1813

1114

657

434

632

750

в собственности граждан

29617

32854

33116

33299

38423

39255

Пассажирские транспортные средства:

 

 

 

 

 

 

автобусы общего пользования

2001

1895

1402

1100

1082

1300

автомобили легковые – всего

355155

361344

368017

379347

453760

459006

в том числе:

 

 

 

 

 

 

в собственности граждан

346262

352769

358699

368920

442768

447345

Служебные

8811

8517

9318

10427

10992

11661

трамвайные вагоны

242

241

216

215

215

207

Троллейбусы

143

135

141

91

86

90

© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов

Оренбургская область в межрайонном и международном географическом разделении труда

Хо­зяй­ст­во Орен­бург­ской об­ла­с­ти бы­ло тес­но свя­за­но с пред­при­я­ти­я­ми круп­ных эко­но­ми­че­с­ких рай­о­нов Рос­сии и быв­ших со­юз­ных ре­с­пуб­лик (Ук­ра­и­ны, Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на). В меж­рай­он­ном ге­о­гра­фи­че­с­ком раз­де­ле­нии тру­да об­ласть пер­во­на­чаль­но бы­ла по­став­щи­ком зер­на и про­дук­ции жи­вот­но­вод­ст­ва. По ме­ре ин­ду­с­т­ри­а­ли­за­ции Орен­бур­жья начали вывозить ру­ды, чёр­ные и цвет­ные ме­тал­лы, гор­но­за­вод­ское и ме­тал­лур­ги­че­с­кое обо­ру­до­ва­ние, газ и неф­те­про­дук­ты. В об­ласть ввозили стан­ки, обо­ру­до­ва­ние, ма­ши­ны, удо­б­ре­ния, лес, нефть, уголь, из Сред­ней Азии – хло­пок, шёлк, газ и др. Че­рез об­ласть, за­ни­мав­шую тран­зит­ное по­ло­же­ние, осу­ще­ств­ля­лись свя­зи меж­ду Сред­ней Ази­ей, с од­ной сто­ро­ны, Цен­т­ром и Ура­лом – с дру­гой.

Уча­ст­во­ва­ла об­ласть и в свя­зях с дру­ги­ми стра­на­ми. Орен­бур­жье стало по­став­щиком хи­ми­ка­тов, га­за, про­дук­ции чёр­ной и цвет­ной ме­тал­лур­гии,   стан­ков и прес­сов. Глав­ной ста­ть­ёй Орен­бург­ско­го им­пор­та к 80-м го­дам ста­ло зер­но (44 %), что ненормально для сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го региона. Им­пор­ти­ро­ва­лись так­же про­кат, тру­бы, про­дук­ция ма­ши­но­ст­ро­е­ния, по­тре­би­тель­ские то­ва­ры. Глав­ны­ми тор­го­вы­ми парт­нё­ра­ми бы­ли быв­шие со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кие стра­ны Ев­ро­пы и Азии, Ку­ба, не­ко­то­рые раз­ви­ва­ю­щи­е­ся стра­ны и стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы.

Внеш­ние эко­но­ми­че­с­кие свя­зи стран и рай­о­нов мо­гут раз­ви­вать­ся по-раз­но­му в за­ви­си­мо­с­ти от сло­жив­шей­ся эко­но­ми­че­с­кой си­ту­а­ции, а так­же от по­ли­ти­ки, про­во­ди­мой вла­с­тя­ми. Ори­ен­та­ция на са­мо­обе­с­пе­чен­ность при­во­дит к ог­ра­ни­че­нию эко­но­ми­че­с­ких свя­зей, к умень­ше­нию кон­ку­рен­ции и как след­ст­вие к ухуд­ше­нию ка­че­ст­ва про­из­во­ди­мой про­дук­ции и рос­ту цен. На­се­ле­ние вы­нуж­де­но по­ку­пать то­ва­ры то­го ка­че­ст­ва и по тем це­нам, ко­то­рые пред­ла­га­ют ме­ст­ные про­из­во­ди­те­ли, не имея воз­мож­но­с­ти вы­бо­ра. Дру­гой путь пред­по­ла­га­ет от­кры­тость эко­но­ми­ки. То­ва­ро­об­мен с дру­ги­ми стра­на­ми и ре­ги­о­на­ми, рост кон­ку­рен­ции при­во­дят к улуч­ше­нию ка­че­ст­ва про­дук­ции и сни­же­нию цен.

По­сле рас­па­да СССР сло­жив­ши­е­ся хо­зяй­ст­вен­ные, по­ли­ти­че­с­кие и  куль­тур­ные свя­зи с ре­ги­о­на­ми Рос­сии и быв­ши­ми со­юз­ны­ми ре­с­пуб­ли­ка­ми бы­ли раз­ру­ше­ны, это при­ве­ло к со­кра­ще­нию вза­и­мо­по­с­та­вок. Од­на­ко уже к се­ре­ди­не 90-х го­дов свя­зи в ус­ло­ви­ях рын­ка ста­ли воз­рож­дать­ся на но­вой ос­но­ве.

В на­сто­я­щее вре­мя на ос­но­ве дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний Орен­бург­ская об­ласть осу­ще­ств­ля­ет эко­но­ми­че­с­кие свя­зи почти с 80 из 83 субъ­ек­тов РФ.   На­и­бо­лее ак­тив­ны свя­зи  с ев­ро­пей­ским Цен­т­ром, Моск­вой, Санкт-Пе­тер­бур­гом, об­ла­с­тя­ми Ураль­ско­го эко­но­ми­че­с­ко­го рай­о­на и По­вол­жь­ем. Из об­ла­с­ти вы­во­зят­ся неф­те­про­дук­ты, про­кат чёр­ных ме­тал­лов, чу­гун, нефть и   га­зо­кон­ден­сат, эле­к­т­ро­дви­га­те­ли, шёл­ко­вые тка­ни, сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ная про­дук­ция.

Вво­зят­ся же­лез­ная ру­да, про­кат чер­ных ме­тал­лов, сталь­ные тру­бы, кокс, сер­ная кис­ло­та, пи­ло­ма­те­ри­а­лы, ак­ку­му­ля­то­ры, ав­то­бу­сы и автомобили, то­ва­ры на­род­но­го по­треб­ле­ния. Вы­воз в де­неж­ном вы­ра­же­нии пре­вы­ша­ет ввоз, т.е. саль­до тор­го­во­го обо­ро­та по­ло­жи­тель­ное.

В 1990-е го­ды про­ис­хо­дит уг­луб­ле­ние свя­зей, и соответственно ин­те­г­ра­ци­он­ных про­цес­сов. Так, ес­ли в 1980-е го­ды роз­нич­ный то­ва­ро­обо­рот обес­пе­чи­вал­ся то­ва­ра­ми на­род­но­го по­треб­ле­ния на 74% за счёт пред­при­я­тий об­ла­с­ти, то в на­сто­я­щее вре­мя – лишь не­мно­гим бо­лее 30%. В ус­ло­ви­ях рын­ка на­се­ле­ние сде­ла­ло вы­бор в поль­зу при­воз­ных то­ва­ров.

Зна­чи­тель­ная часть вво­за то­ва­ров на­род­но­го по­треб­ле­ния в 1990-е годы обес­пе­чи­ва­лась так на­зы­ва­е­мой чел­ноч­ной тор­гов­лей. «Чел­но­ки» за­во­зили и про­да­вали то­ва­ры глав­ным об­ра­зом из Тур­ции, Поль­ши, ОАЭ, Ки­тая, Юж­ной Ко­реи. «Чел­но­ки» сы­г­ра­ли по­ло­жи­тель­ную роль в раз­ви­тии тор­гов­ли. Они  со­зда­ва­ли кон­ку­рен­цию круп­ным тор­го­вым фир­мам, вли­яя в ко­неч­ном ито­ге на це­ны. Чел­ноч­ная тор­гов­ля поз­во­ли­ла обес­пе­чить ра­бо­той часть на­се­ле­ния, что не­ма­ло­важ­но в ус­ло­ви­ях без­ра­бо­ти­цы. Од­на­ко та­кая тор­гов­ля  да­ле­ка от ци­ви­ли­зо­ван­ных форм. Ведь «чел­нок» од­но­вре­мен­но вы­пол­ня­л функ­ции по­ку­па­те­ля, про­дав­ца, ме­не­д­же­ра, груз­чи­ка, бух­гал­те­ра и т. д. На­ли­чие та­кой фор­мы свидетельствовало о не­раз­ви­то­с­ти сфе­ры ус­луг. В на­сто­я­щее вре­мя  си­ту­а­ция улуч­ши­лась и тор­гов­ля при­ня­ла бо­лее ци­ви­ли­зо­ван­ные фор­мы.

© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов

Оренбургская область столь многообразна и многолика как в природном, так и в социально-экономическом отношении, что напоминает Россию в миниатюре. На эту мысль наводит и наличие на территории области множества природных рубежей и ландшафтов, и впечатляющее разнообразие минеральных ресурсов. Об этом также свидетельствует многонациональный состав населения и специализация хозяйства региона.

Выявляя черты сходства и различия территорий, как элементов географического пространства, классифицируют их особым образом – объединяют в районы.

На территории области легко выявляются три внутриобластных экономических района: Западный (Бузулукско-Бугурусланский), Центральный (Оренбургский) и Восточный (Орский). Каждый из них включает в себя группу административных районов области и отличается определенным единством социальной жизни и хозяйственной специализации.

© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов

Определяющим фактором состояния окружающей среды Оренбургской области является осуществление различных выбросов загрязняющих веществ в результате деятельности предприятий и организаций промышленного и аграрного комплекса, расположенных на территории Оренбургской области и граничащих с ней областей и республик, а также автомототранспортных средств.

Также причинами сложившегося экологического положения являются:

  • экстенсивное развитие экономики, требующее извлечения огромных объемов добываемого сырья;
  • отсталость технического оборудования на предприятиях повышенного экологического риска;
  • концентрирование опасных производств в отдельных городах;
  • отсутствие системы рационального использования сырьевых ресурсов и экономического регулирования природоохранной деятельности.

В Оренбургской области насчитывается более 14 тысяч источников загрязнения, на начало 2007 года было зарегистрировано более 633 тысяч автомототранспортных средств.

По выбросам загрязняющих веществ Оренбургская область находится в ряду регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 990,0 тыс. тонн). Наиболее загрязненными территориями Оренбургской области являются Орско-Новотроицкий, Медногорско-Кувандыкский, Гайский промузлы, где сосредоточены предприятия черной, цветной металлургии, химической, нефтеперерабатывающей, горнодобывающей отрасли промышленности.

Оснащенность источников выбросов системами очистки остается низкой, эффективность работы пылегазоочистных установок (ПГОУ) снижается из-за морального и физического износа. Валовой выброс загрязняющих веществ по области от стационарных и передвижных источников за период 1995-2006 годы увеличился в 1,2 раза, всего на 172,7 тыс. тонн. Основной причиной такого положения является увеличение выбросов от стационарных источников, в большей степени за счет газообразных и жидких веществ, их рост составил 261,53 тыс. тонн, твердых веществ - 12,053 тыс. тонн.

В валовых выбросах преобладают оксид углерода, количество которого возросло с 1995 по 2005 год на 185,688 тыс. тонн (70%), диоксид серы - на 19,932 тыс. тонн (7%), углеводороды (без летучих органических соединений) - на 60,114 тыс. тонн (22%).

Уровень утилизации загрязняющих веществ остается низким, улавливается и обезвреживается в среднем от 46 до 50%, причем в основном твердые вещества, на долю утилизации газообразных и жидких веществ, приходится всего 13-17%.

Из специфических веществ в воздушный бассейн области попадают в большом количестве вещества 2-3 класса опасности: сажа, аммиак, сероводород, бензол, ксилол, толуол, марганец и его соединения, хром шестивалентный, водород хлористый, мышьяк, фенол и другие.

Высокое загрязнение природной среды наблюдается из-за наличия экологически грязных предприятий (энергетической, нефтехимической и газоперерабатывающей промышленности), неудовлетворительной эксплуатации газопылеулавливающих систем и большой плотности автотранспорта.

Анализ проб атмосферного воздуха на содержание в них вредных веществ, как общих для воздушного бассейна всех городов, так и специфических для каждого конкретного города, свидетельствует о неблагополучии экологической обстановки.

Река Урал в районе г. Оренбурга загрязняется сточными водами двух предприятий. В состав сточных вод входят азот аммонийный и нитритный, цинк, медь, железо общее, нефтепродукты. Поверхностные воды в контрольном створе оцениваются как умеренно загрязненные. По сравнению с 2005 годом происходит рост уровня загрязненности реки Урала.

В реку Сакмару - правый приток р. Урала - в районе г. Оренбурга сбрасываются неочищенные сточные воды двух предприятий - Сакмарской ТЭЦ и Оренбургского предприятия тепловых сетей. Основные загрязняющие вещества - азот аммонийный, хлориды, сульфаты, сухой остаток и взвешенные вещества.

На данном участке реки качество воды относится к 3-му классу качества и соответствует умеренно загрязненной. Содержание в воде азота аммонийного превышало уровень ПДК в 38% обработанных проб, а азота нитритного - в 90%, среднегодовые концентрации которых составили 1,3 ПДК, максимальные - 2,0 и 1,5 ПДК соответственно.

Самой грязной рекой Оренбургской области является река Блява. На ее качество оказывают влияние организованные сбросы сточных вод Медногорского медно-серного комбината и городских очистных сооружений.

Качество воды в фоновом створе относится к 4-му классу качества и характеризуется как очень загрязненная. Индекс загрязненности воды равен 3,14. В контрольном створе ИЗВ равен 24,1, относится к 7-му классу и характеризуется как чрезвычайно грязная.

Качество воды в Ириклинском водохранилище определяется сточными водами Ириклинской ГРЭС, стоками с поверхности водосбора, транзитом загрязняющих веществ от рек, впадающих в водохранилище. В водохранилище происходит незначительное разбавление основных загрязняющих веществ, поступивших с территории Челябинской области и Республики Башкортостан.

Качество воды водохранилища в целом оценивается 3-м классом качества. Среднегодовые концентрации азота аммонийного, азота нитритного, сульфатов и хлорорганических пестицидов не превысили ПДК.

Основными притоками, на которых ведутся постоянные наблюдения за качеством вод, являются реки Суундук и Большая Уртазымка. Река Большая Уртазымка - с. Сосновка является правобережным притоком Ириклинского водохранилища. Качество поверхностных вод оценивается 3-м классом и характеризуется как умеренно загрязненная. Индекс загрязненности воды увеличился до 1,35.

Основным источником загрязнения водных объектов, оказывающим значительное влияние на качество вод, являются загрязненные, недостаточно очищенные сточные воды, сбрасываемые предприятиями ЖКХ - 108,93 млн. м3 (74%) и предприятиями нефтеперерабатывающей промышленности - 30,55 млн. м3 (20,6%).

Также отрицательное антропогенное воздействие на природный водный объект по-прежнему оказывают Сибайский медно-серный комбинат, Сибайский водоканал, Баймакский машиностроительный завод и Бурибаевское рудоуправление Республики Башкортостан.

Практически во всех водозаборах городов и районных центров добываемая вода не соответствует СаНПиН по каким-либо из показателей: минерализации и жесткости, соединениям железа, сульфатам, хлоридам, марганцу и др. По классам опасности загрязняющие вещества по водозаборам распределяются следующим образом: чрезвычайно опасных веществ в ПВ водозаборов не обнаружено, высокоопасные вещества обнаружены на двух водозаборах, опасные - на 22 водозаборах, умеренно опасные - на двух водозаборах, на 26 водозаборах встречаются компоненты, класс опасности которых не определен.

Из крупных водозаборов наиболее сложная экологическая ситуация складывается в районах:

Красногвардейского водозабора г. Бузулука в связи со значительным ухудшением качественных показателей (по железу и мутности) и с планируемым строительством нефтеперерабатывающего завода;

водозабора райцентра Беляевка в связи с содержанием в подземных водах восьми показателей качественного состава воды, содержание которых превышает ПДК, в том числе двух показателей: бора и алюминия, имеющих второй класс опасности.

За прошедший год на месторождениях углеводородного сырья мониторинг подземных вод велся по режимным скважинам, по поверхностным водотокам и привлеченным к наблюдениям водозаборным скважинам в поселках силами ООО «Оренбурггазпром», ЗАО «Преображенскнефть», ЗАО «Стимул», ОАО «Оренбургнефть», «Геонефть».

Результаты наблюдений, представленные недропользователями, почти по всем локальным сетям на МУГ (месторождения углеводорода) показывают наличие процесса загрязнения подземных вод. В районах Карповского (г. Бугуруслан), Самойловского (с. Мустафино), Сорочинско-Никольского, Султангулово-Заглядинского, Тарханского и Красноярского и других нефтяных месторождений наиболее подвержены воздействию разработки углеводородов подземные воды первых от поверхности водоносных подразделений, являющиеся источниками питьевого водоснабжения. Наблюдается повышенное содержание нефтепродуктов, аммиака, макро- (натрий, сульфаты, хлориды и др.) и микрокомпонентов (бром, марганец, алюминий).

Неудовлетворительное решение вопросов рациональной утилизации и хранения промышленных и бытовых отходов приводит к формированию неблагоприятных условий проживания для населения. Данные вопросы остаются актуальными практически для всех городов и районов области.

На территории области в городах и сельских населенных пунктах эксплуатируется 1095 полигонов и свалок твердых бытовых отходов. Большая их часть не отвечает санитарным требованиям.

Из-за отсутствия финансирования практически остались невыполненными мероприятия областной программы «Отходы» (I этап) на 2003-2005 годы, утвержденной Законом Оренбургской области от 26.02.2003 № 110, по строительству полигонов твердых бытовых отходов и мусороперерабатывающих заводов (в городах Оренбурге, Орске, Новотроицке). Из-за недостатка средств и простаивания промпредприятий не выполняются мероприятия по внедрению малоотходных и безотходных технологий.

Количество медицинских отходов по области имеет устойчивую тенденцию к интенсивному росту. В целом на их долю приходится около 2% от общего объема твердых бытовых отходов. Ежегодно по области их образуется до 6,5 тыс. тонн. Особая гигиеническая значимость медицинских отходов заключается в том, что в их составе кроме микробиологических и токсических составляющих могут присутствовать самые разнообразные вредные примеси, включая неиспользованные лекарственные средства, радиоактивные и полимерные материалы.

Отчёт по научно-исследовательской теме: "Промышленный потенциал Оренбургской области" /д.г.н. Чибилёв А.А., к.г.н. Е.А. Семёнов, к.э.н. Чибилёв А.А. (младший).
Оренбург: Институт степи УрО РАН, 2007.

Занимает 31 % территории области, а его жители составляют 32 % ее населения.

Из трех внутриобластных районов Восточный занимает наименее выгодное, окраинное экономико-географическое положение. Он как бы «вдавлен» в малоосвоенные и слабозаселенные территории Казахстана, от наиболее освоенной и развитой части Башкортостана он отделен хребтами Южного Урала. Через район не проходят наиболее важные транспортные пути России.

На специализацию хозяйства района существенное влияние оказывает его природно-ресурсный потенциал. Здесь имеются месторождения железной руды с низким содержанием железа, но повышенным содержанием хрома и никеля. Восточное Оренбуржье богато медными рудами, здесь залегают также крупные месторождения силикатного никеля и кобальта. Общероссийское значение имеет Киембаевское месторождение хризотил-асбеста. Восточное Оренбуржье отличается большим разнообразием минерального строительного сырья. Скромнее агроклиматические ресурсы района. Более бедные почвы, недостаточное увлажнение, периодические засухи делают район зоной рискованного земледелия.

Яркая особенность, характеризующая население Восточного Оренбуржья – его высокий уровень урбанизации. В городах и поселках городского типа проживает 74 % населения. Здесь расположены 6 из 12 городов области, в том числе и такие крупные, как Орск (260 тыс. жителей) и Новотроицк (110 тыс. жителей). Сельское же население малочисленно, особенно в сельских районах.

Значительная часть нынешнего населения прибыла сюда из других районов страны в связи с крупным промышленным строительством и освоением целинных земель в 50-е – 60-е годы. В результате здесь сложилось весьма пестрое по национальному составу население. Однако и здесь большинство населения составляют русские, проживает также много казахов, особенно на юге и востоке, а в Ясненском районе их более половины всего населения. Кроме этого в Восточном Оренбуржье своей численностью выделяются башкиры и украинцы. В настоящее время численность населения района сокращается.

На основе богатых и разнообразных минеральных ресурсов в Восточном Оренбуржье вырос типично уральский промышленный комплекс с преобладанием отраслей тяжелой индустрии.

Черная металлургия работает в основном на привозном сырье и представлена коксохимическим производством и металлургией полного цикла на одном из крупнейших в стране металлургическом комбинате «Уральская сталь» в г. Новотроицке.

Разнообразна цветная металлургия района. Поставщиком руды для медеплавильных заводов Южного, а частично и Среднего Урала является Гайский горно-обогатительный комбинат. На основе добываемого им сырья работает Медногорский медно-серный комбинат. Большое значение для всей области имеет никелевая промышленность района. В Орске работает комбинат «Южуралникель», а в поселке Светлый – Буруктальский никелевый завод. В Кувандыке расположен криолитовый завод, продукция которого используется на многих алюминиевых заводах России и других государств.

Значительное развитие в Восточном Оренбуржье получили машиностроение и металлообработка. Крупный производитель металлургического оборудования – «Южно-Уральский машиностроительный завод» в Орске, там же расположен завод тракторных прицепов. Важное значение в области имеет завод электротехнического машиностроения в Медногорске. Предприятия машиностроения и металлообработки имеются также в Гае и Кувандыке.

Химическая промышленность района представлена предприятием «Орскнефтеоргсинтез», перерабатывающим нефть, которая поступает из других регионов. На газах, получаемых в процессе переработки нефти, в Орске работает также производство синтетического спирта.

Все топливо поступает в район из других регионов России и из-за рубежа, но при этом здесь хорошо развита электроэнергетика и производится большая часть электроэнергии, вырабатываемой в области. Здесь расположена одна из крупнейших электростанций страны – Ириклинская ГРЭС.

Дополняют производственный комплекс Восточного Оренбуржья предприятия, производящие строительные материалы. Наиболее крупными предприятиями этой отрасли являются Киембаевский асбестовый горно-обогатительный комбинат в г. Ясном, а также Новотроицкий цементный завод.

Важную роль в структуре хозяйства Восточного Оренбуржья играет также и агропромышленный комплекс. Район дает около ? сбора зерновых культур области, но урожайность и валовой сбор зерна сильно колеблются в отдельные годы. Животноводство специализируется в основном на мясном и мясо-молочном скотоводстве и овцеводстве. Из отраслей пищевой промышленности развита в основном мясная. Наиболее крупные предприятия этой отрасли – Орский и Новотроицкий мясокомбинаты.

Говоря о перспективах экономического роста Восточного Оренбуржья, наряду с положительными нельзя не обратить внимание на негативные факторы. К ним относятся уже упомянутые выше недостатки экономико-географического положения. Другие сдерживающие развитие факторы связаны со сложившейся в районе специализацией. Масштабная горнодобывающая и металлургическая промышленность, сложившаяся в районе, в настоящее время уже не опираются как раньше на богатую сырьевую базу. Запасы сырья истощаются, часть привозного сырья оказалась за границей, в Казахстане, собственные ресурсы топлива полностью отсутствуют. В этих условиях необходимо постепенно менять отраслевую структуру района, развивать здесь производства, не перерабатывающие природное сырье, а замыкающие технологические цепочки, производящие конечную продукцию. В их числе могут быть машиностроение, предприятия легкой и пищевой промышленности.

Замедления экономического роста можно ожидать и в связи со сложившейся специализацией в сельском хозяйстве. Она формировалась в условиях, когда рентабельность производства не имела решающего значения, и проявлялось стремление наращивать его, мало считаясь с затратами. Поэтому сельскохозяйственная специализация района мало соответствует его природным и социально-экономическим условиям. По мере перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере это становится все более заметно.

Повысить рентабельность сельского хозяйства района возможно при сокращении доли пашни в сельхозугодьях и доли растениеводства в стоимости продукции аграрного комплекса, увеличив площадь пастбищ и роль животноводства. При этом в животноводстве, в свою очередь, рационально увеличивать значение отраслей, наиболее адаптированных к местным условиям: мясного скотоводства, коневодства и овцеводства.

© Е.А. Семёнов, Т.И. Герасименко, Р.Ш. Ахметов