В довоенное время на территории области действовали небольшие машиностроительные предприятия, в основном связанные с ремонтом железнодорожного транспорта и сельскохозяйственной техники.

Во время Великой Отечественной войны в Оренбуржье было эвакуировано более 90 промышленных предприятий, производственные мощности которых стали основой становления машиностроительного комплекса в области. На их материально-технической и технологической базе возникли такие отрасли, как тяжелое и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение, машиностроение ВПК.

Дальнейшее развитие комплекса происходило благодаря наличию собственной металлургической базы, близости к крупным центрам черной и цветной металлургии Урала. Обеспеченность квалифицированными кадрами способствовала развитию трудоемкого машиностроения.

Выгодное географическое положение на важнейших транспортных магистралях, связывающих Центральную Россию, Поволжье, Урал с Сибирью, Казахстаном и Средней Азией обеспечивало широкие возможности для специализации и кооперирования машиностроительного производства, а также сбыта готовой продукции. В последние годы на развитие и размещение машиностроения, его специализацию особое влияние оказывают потребительский фактор и уровень развития рыночной инфраструктуры (транспортной сети, коммуникаций).

К началу 90-х годов машиностроение являлось одной из отраслей специализации области. В структуре промышленного производства по стоимости промышленной продукции оно совсем немного уступало лишь топливно-энергетическому комплексу.

К концу 90-х годов значение отрасли заметно уменьшилось. Ее доля в структуре промышленности сократилась почти в три раза. Спад машиностроительного производства обусловлен:

  • резким снижением спроса на многие виды продукции, не отвечающей ни по качеству, ни по ассортименту современным требованиям рынка;
  • наличие устаревшего оборудования, значительный его износ, отсутствие новых технологий;
  • сокращение объемов производства в других отраслях промышленности, для которых машиностроительные предприятия области поставляли оборудование, технические средства, узлы и детали;
  • ослабление и разрыв экономических связей между предприятиями по поставкам сырья, полуфабрикатов и комплектующего оборудования в связи с распадом СССР и выходом поставщиков на более привлекательные рынки.

Некоторые предприятия машиностроительного комплекса региона улучшили качество продукции, изменили специализацию и относительно успешно адаптируются в рыночном пространстве. Другие свернули прежнее производство и испытывают трудности с выпуском новой, конкурентоспособной продукции. В области практически полностью приостановлено производство некоторых видов продукции станкостроения (металлорежущих станков), электротехнической промышленности (пылесосов и стиральных машин). В то же время появились новые производства в транспортном машиностроении (радиаторы и теплообменники для автомобилей, автоприцепы и автосиденья, вертолеты).

Несмотря на существующие проблемы, машиностроительный комплекс продолжает играть важную роль в формировании промышленного облика региона. Это связано с тем, что машиностроение области отличается большим разнообразием отраслей, производством некоторых видов уникальной продукции. Например, установки непрерывной разливки стали и погрузочно-заборное оборудование Южно-Уральского машиностроительного завода, автомобильные сиденья улучшенной конструкции Бугурусланского завода «Радиатор» не имеют аналогов в России. Машиностроительный комплекс региона имеет перспективы развития, которые определяются наличием крупной металлургической базы, квалифицированными кадрами, производственными и технологическими возможностями машиностроения ВПК.

В структуре машиностроительного комплекса в условиях рынка в 90-е годы произошли существенные изменения. На ведущие места выдвинулись тяжелое и транспортное машиностроение, на которые приходится более 70% стоимости машиностроительной продукции. При этом электротехническое машиностроение и особенно станкостроение заметно утратили свои позиции.

Из других отраслей машиностроительного комплекса в Оренбуржье функционирует сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности, а также машиностроительные производства ВПК.

Тяжелое машиностроение является основной отраслью специализации машиностроительного комплекса. Близость металлургических предприятий – основных поставщиков сырья одновременно главных потребителей продукции тяжелого машиностроения – способствует стабильной работе отрасли.

Отрасль представлена крупнейшим предприятием комплекса – «Южно-уральским машиностроительным заводом» («ОРМЕТО-ЮУМЗ») в г. Орске. Здесь изготавливают металлургическое оборудование для всех технологических стадий производства черных металлов, а также горнодобывающее оборудование и оборудование для отраслей топливной промышленности. Особой известностью выделяются машины непрерывного литья заготовок, оснащенные современными системами автоматизации.

«ОРМЕТО-ЮУМЗ» единственный в России производитель погрузочно-заборного оборудования для складов насыпных материалов, которое востребовано предприятиями ТЭК, терминалами речных и морских портов.

Гораздо меньше «Бузулукский завод тяжелого машиностроения», который производит буровые станки для горно-рудной промышленности. Оборудование для цветной металлургии и нефтегазодобывающей отрасли.

Возрастание роли транспортного машиностроения в области связано с усилением роли транспорта в новых экономических условиях и ростом спроса на ремонт, автокомпоненты и запасные части транспортных средств.

Главным предприятием отрасли является «Бугурусланский завод Радиатор»,

который специализируется на производстве автокомпонентов - радиаторов и автосидений. Основные потребители его продукции - Волжский и Ульяновский автомобильные заводы.

Специализация завода «Оренбургский Радиатор» - водяные и масляные радиаторы и теплообменники для автомобилей и автобусов.

ФГУП ПО «Стрела» (г. Оренбург) приступило к производству легких вертолетов «К-226»

Орский завод тракторных прицепов «Сармат» производит разнообразную продукцию от прицепов к легковым и грузовым автомобилям и мотоблоков до автоцисцерн и автобусов.

Старейшее предприятие отрасли – Оренбургский локомотиворемонтный завод – является одним из крупных предприятий страны по ремонту тепловозов и электровозов.

Многоотраслевое сельское хозяйство в области и соседних регионах способствовало развитию сельскохозяйственного машиностроения.

Оренбургский и Бугурусланский заводы «Радиатор» и «Бузулукский механический завод» выпускают радиаторы для различных марок тракторов и комбайнов. «Сармат» производит тракторные прицепы и самоходные жатки. Но большинство предприятий отрасли – это мелкие производства по ремонту сельскохозяйственной техники и изготовлению запасных частей, расположенные в райцентрах и крупных сельских населенных пунктах многих районов области.

Предприятия электротехнического машиностроения размещены в центрах с развитой транспортной инфраструктурой и обеспеченных квалифицированными кадрами. Наиболее крупное предприятие, «Орский механический завод», специализируется на производстве различных марок холодильников и морозильников.

Оренбургский завод «Инвертор» - производитель преобразователей электрического напряжения, источников и систем бесперебойного автономного электропитания, а также низковольтного и сварочного оборудования.

Производственное объединение ОАО «Уралэлектро» (г.Медногорск) специализируется на производстве электрических двигателей, насосов, магнитных пускателей.

Большинство предприятий станкостроения, для которой характерен наибольший спад производства, размещено в Оренбурге. Это заводы «Гидропресс» и «Металлист», производящие кузнечнопрессовое оборудование, станкостроительный завод «Орстан», выпускающий металлорежущие станки. В Кувандыке действует производственное объединение «Долина», которое специализируется на производстве механических прессов и пресс-ножниц.

В региональной территориальной схеме размещения машиностроительных производств выделяется три основных района их пространственной концентрации:

  1. Орско-Медногорский район. Развитая транспортная инфраструктура, близость металлургических центров и наличие квалифицированных кадров обусловили развитие здесь металлоемкого и трудоемкого машиностроения. Орск является главным центром машиностроения области. Здесь сосредоточены предприятия различных отраслей с преобладанием тяжелого машиностроения.
  2. Оренбургский район. Все машиностроительные производства сосредоточены в областном центре. Развитая транспортная сеть, обеспеченность квалифицированными кадрами, наличие научно-исследовательских структур обусловили развитие многоотраслевого машиностроения в областном центре.
  3. Бузулукско-Бугурусланский район. Здесь специализация машиностроения связана с возможностью кооперирования с предприятиями Поволжского макрорегиона, а также наличием разнообразного потребителя. В отраслевом составе преобладает транспортное машиностроение.

В условиях современных рыночных отношений и тенденций развития мирового машиностроения необходимо изменение структуры машиностроительного производства области, для которой характерно значительное преобладание продукции производственного назначения над товарами для населения, а также преобладание металлоемких отраслей над трудоемкими и наукоемкими.

Таким образом, приоритетным направлением развития машиностроительного комплекса должно стать увеличение производства и расширение номенклатуры машиностроительной продукции потребительского назначения и опережающее развитие наукоемких отраслей.

Таблица 1.6

Производство основных видов продукции отраслей машиностроительного комплекса

 

1990

1995

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Металлургическое

оборудование, тыс. т.

21,6

11,0

7,6

5,9

8,2

8,7

10,5

9,5

Кузнечно-прессовые машины, шт.

6091

257

222

469

319

356

274

590

Металлорежущие станки, шт.

2618

174

125

75

36

23

15

6

Прицепы тракторные, шт.

23809

850

1709

907

870

1563

2412

3182

Прицепы к грузовым автомобилям, шт.

300

229

389

262

291

269

217

144

Электродвигатели, тыс. шт.

520

66

211

222

207

220

227

254

Холодильники и морозильники бытовые, тыс. шт.

417,1

105,5

57,2

38,3

11,7

48,1

48,6

43,8

Пылесосы,

тыс. шт.

272,1

50,0

1,5

0,9

--

--

--

--

Стиральные машины, тыс. шт.

95,0

7,5

1,8

1,1

0,1

--

--

--

Отчёт по научно-исследовательской теме: "Промышленный потенциал Оренбургской области" /д.г.н. Чибилёв А.А., к.г.н. Е.А. Семёнов, к.э.н. Чибилёв А.А. (младший).
Оренбург: Институт степи УрО РАН, 2007.


Для того чтобы оставить комментарий вы должны авторизоваться на сайте! Вы также можете воспользоваться своим аккаунтом вКонтакте для входа!